Трюки превращаются

Рэймонд Теллер, 30 лет показывающий фокусы в Лас-Вегасе, раскрывает семь принципов своего мастерства и объясняет, почему нейропсихологам далеко до фокусников.
Перевод Сергея Рачинского. Фотограф Брендан Джордж Ко (Brendan George Ko).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последние лет пять фокусы, обычно считающиеся развлечением, достойным лишь детей и туристов в Лас-Вегасе, обрели небывалое уважение в научном мире. Даже меня — не самого очевидного публичного оратора — неоднократно приглашали выступить на конференциях нейропсихологов. Как-то раз я спросил своего ученого друга (чье имя я должен сохранить в тайне), откуда взялся столь внезапный интерес. Оказалось, людей, которые финансируют науку, фокусники «заводят больше, чем лабораторные крысы».

Я обеими руками за то, чтобы помогать науке. Но когда я рассказываю о том, что знаю, мои нейропсихологические друзья благодарят меня тем, что показывают свои магнитно-резонансные топографы, оборудование, которое отслеживает человеческий взгляд, и клянутся, что когда-нибудь подобная машинерия поможет мне усовершенствовать свое мастерство фокусника.

На этот счет у меня есть определенные сомнения. Нейро­психо­логи — новички в искусстве хитрости и обмана. Фокусники же про­изводят контролируемые эксперименты над человеческим восприятием окружающего мира уже много тысячелетий.

Помню, в одиннадцать лет я провел один такой эксперимент. Испытуемыми стали мои приятели-бойскауты. Моя гипотеза (никто не заметит, как я засуну под мамину шаль небольшой аквариум) потерпела полный крах, и скауты забросали меня довольно твердыми конфетами — опыт сколь унизительный, столь и болезненный. Если бы я мог избежать полученных травм, предварительно исследовав вопрос в МРТ-лаборатории, я бы, конечно, прибег к этому средству.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но фокусы нелегко расчленить и разобрать по полочкам при помощи машин, поскольку дело, по большому счету, не в механике человеческого восприятия. Суть любого фокуса — в понимании того, как зрители переваривают сенсорную информацию, и дальнейшем манипулировании этим знанием. Думаю, моя мысль будет понятнее, если я приведу несколько базовых принципов, которыми фокусники пользуются, когда хотят изменить ваше восприятие реальности.

Люди склонны к распознаванию шаблонных образов. Я чудесным образом беру из воздуха и протягиваю вам четыре серебряных доллара — один за другим, показывая при этом лишь тыльную сторону кисти. Затем я показываю вам свою ладонь, чтобы вы убедились, что она пуста, после чего достаю пятую монету. Будучи Homo sapiens, в своем уме вы достраиваете шаблон, пребывая в полной уверенности, что ладонь была пуста во время извлечения всех пяти монет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секрет фокуса оказывается гораздо более трудоемким, чем можно предположить по самому фокусу. Вы поведетесь на трюк, если для его выполнения нужно гораздо больше времени, денег и тренировки, чем вы (или любой другой здравомыслящий наблюдатель) были бы готовы в него инвестировать. Мы с моим напарником Пенном как-то раз произвели 500 живых тараканов из волшебного цилиндра прямо за столом у телеведущего Дэвида Леттермана во время его шоу. На подготовку ушло много недель. Мы наняли энтомолога, который снабдил нас особо медленными и не испытывающими паники перед камерой тараканами (те, что живут у вас за плитой, едва ли дадут снять себя крупным планом). Он же, кстати, научил нас брать тараканов и не визжать при этом, как маленькие девочки. Затем мы построили специальную камеру из пенокартона (один из немногих материалов, по которому тараканы не могут карабкаться) и отработали изощреннейший способ незаметно засунуть эту камеру в шляпу. Думаете, игра не стоила свеч? Для вас, может, и нет, но не для фокусников. К тому же, знаете, какие у Леттермана рейтинги?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трудно сохранить критический образ мыслей, когда вы смеетесь. Мы часто выполняем секретный маневр сразу после того, как отмачиваем какую-нибудь шутку. Внимание зрителя не безгранично, и если он смеется, то мозг слишком занят, чтобы рационально отслеживать все наши действия.

Трюк выводится за рамки восприятия. Я снимаю пиджак и кидаю его на стул. Потом я лезу в ваш карман и достаю оттуда тарантула. Пиджак я снял, чтобы было удобнее производить фокус, правильно? Нет, не правильно. Когда я бросал пиджак, я выхватил из него паука.

Чтобы обмануть человеческий разум, нужно использовать минимум два трюка одновременно. Каждый вечер в Лас-Вегасе мы оживляем дет­ский мячик и заставляем его вести себя, как дрессированную собаку. Мой метод — то, что обманывает ваш глаз, — состоит в том, чтобы манипулировать мячиком с помощью тончайшей лески, которую невозможно разглядеть из зрительного зала. Но во время фокуса мячик несколько раз прыгает через деревянное кольцо, что, казалось бы, исключает возможность лески. Кольцо — это то, что фокусники называют отвлекающим маневром, вторым трюком, который доказывает волшебство первого. Кольцо вполне настоящее, но для того, чтобы заставить мячик через него прыгать, оставляя незаметной леску, я в течение полутора лет разрабатывал весьма сложный хореографический комплекс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лучше всего обманывает ложь, которую вы сами себе внушили. Дэвид П. Эббот, фокусник из Оклахомы, изобрел основу моего фокуса с мячом в 1907 году. Он заставлял золотой шар летать по залу. Ну а после представления он будто невзначай оставлял шар на полке, пока сам шел на кухню за водой. Зрители, разумеется, начинали разглядывать шар, вертели его в руках и убеждались, что он слишком тяжел, чтобы его могла выдержать леска. Это вводило их в заблуждение. На самом деле шар, который парил по залу, весил всего 100 граммов. На полку Эббот клал его дубликат, который и возбуждал всеобщее любопытство. Если фокусник позволяет вам что-либо заметить самостоятельно, его ложь становится непробиваемо убедительной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вам дали выбор, вы склонны думать, что действуете свободно. Вот тут мы подошли к одной из самых темных тайн психологии. Я объясню, в чем дело, на конкретном примере, в котором используются и шесть предыдущих принципов. Это простейший карточный фокус, достойный самого занудного из ваших дядюшек, и тем не менее.

ЭФФЕКТ Я пару раз тасую колоду, позволяя вам мельком увидеть несколько разных карт. Потом я протягиваю вам несколько карт рубашками вверх, прошу выбрать одну и запомнить ее. Теперь я прошу вас назвать выбранную карту. Вы, к примеру, говорите: «Дама червей». Я засовываю колоду в рот, прикусываю ее, издаю странные звуки и извиваюсь, подразумевая, что ваша карта спускается вниз по горлу, через пищевод, по кровеносной системе и наконец оказывается в районе моей правой пятки. Я поднимаю ногу и прошу вас стянуть с меня ботинок и заглянуть внутрь. Там вы обнаруживаете червовую даму. Вы (хочется надеяться) поражены. Если позже вы возьмете колоду, дамы червей там не будет.

СЕКРЕТЫ Для начала о подготовке: я засовываю даму червей в свой правый ботинок, бубнового туза кладу в левый, а тройку треф — в кошелек. Затем я изготавливаю колоду, состоящую только из этих трех карт. Для этого нужно 18 стандартных колод, довольно много денег и изрядное занудство (см. пункт № 2 — невообразимая трудоемкость фокуса).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда я тасую колоду, я позволяю вам увидеть несколько разных карт. Из этого вы делаете вывод, что колода состоит из 52 разных карт (пункт № 1 — шаблонный образ).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда вы выбираете из нескольких карт, вы думаете, что вы дейст­вительно сделали самостоятельный выбор — то же самое, кстати, происходит во время избирательных кампаний, когда перед вами оказываются представители нескольких политических партий (пункт № 7 — ваш выбор на деле не свободен).

Когда я вихляю и извиваюсь, спуская карту в свой ботинок, моя задача — рассмешить вас (пункт № 3 — но тут, конечно, многое зависит от клоун­ского дара).

Когда я — в зависимости от выбранной вами карты — поднимаю ногу, чтобы вы сняли с нее ботинок, или прошу вас залезть в мой задний карман за кошельком, я отворачиваюсь (пункт № 4 — за рамки вашего восприятия) и подменяю колоды — беру самую обычную, из которой удалил все три задействованные в фокусе карты (пункт № 5 — совмещение двух трюков).

Наконец, я даю вам колоду, чтобы вы проверили ее и не обнаружили загаданной карты (пункт № 6 — и вы уже сами рады обманываться).

Фокусы — это искусство, которому красота свойственна не меньше, чем музыке, живописи или поэ­зии. Но суть любого трюка состоит в холодном, расчетливом эксперименте с человеческим восприятием: способен ли он одурачить уважаемую публику? Экспериментальная выборка фокусников охватывает миллионы людей и тысячелетия, а сами опыты повторялись столько раз, что сомнения в результате минимальны. Сейчас нейропсихологи собирают крупицы данных на песчаном подножии горы, которую фокусники исходили вдоль и поперек и изучили самым тщательным образом за многие века. Магнитно-резонансная томография — это круто, но если вы хотите постичь психологию фокусов, бойскауты и твердые конфеты научат вас куда большему.