«Коммерсантъ»: молния повредила автоматику сгоревшего в Шереметьево «Суперджета», но к крушению привела ошибка пилотов

По данным источников издания, следствие будет разбираться, кто из двух пилотов принял фатальное решение увеличить режим работы двигателей и опустить нос машины.
«Коммерсантъ»: молния повредила автоматику сгоревшего в Шереметьево «Суперджета», но к крушению привела ошибка пилотов
Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Молния, ударившая в самолет Sukhoi Superjet 100, потерпевший крушение при аварийной посадке в аэропорту Шереметьво, действительно повредила автоматику, но не была причиной аварии, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на близкие к следствию источники. По данным издания, как основная версия сейчас рассматривается ошибка пилотов. В том, кто из двух пилотов неверно повел себя в нештатной, однако не чрезвычайной ситуации, будет разбираться следствие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным все того же источника, молния, ударившая в борт, была мощной и оставила на носу характерную закопченную отметину. Она отключила электрогенераторы машины и помогающую поддерживать нужные параметры полета автоматику, в результате чего самолет перевели в режим ручного управления Direct Mode, а электроснабжение потребителей переключилось на аккумуляторные батареи (режим Emergency Electrical Configuration, EEC). Ситуация была нештатной, но не опасной для экипажа и пассажиров.

В таких обстоятельствах экипажу рекомендуют поторопиться с возвращением в аэропорт, однако это именно рекомендация для нештатной ситуации, а не инструкция для ситуации опасной.

В нормативных документах (Flight Crew Training Manual и Flight Crew Operations Manual) прописано, что при таких исходных данных (с неработающими генераторами) самолет может находиться в воздухе «достаточное время», чтобы вернуться в аэропорт, зайти на посадку, а в случае необходимости и зайти на второй круг.

Пилоты сажали самолеты в ручном режиме, с отключенным автопилотом и автоматом тяги, а также с полным топливным баком. SSJ-100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями. Перед приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета, «прижав» машину к взлетно-посадочной полосе (ВВП) еще до того, как она коснулась земли. В итоге передняя стойка шасси спружинила и заставила самолет «подпрыгнуть» и снова приземлиться. Второй удар, по оценке экспертов, создал перегрузку 5G, тогда как нагрузка 3,75G уже является предельной для самолетов этого типа, и шасси пробило топливный бак.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нормативные документы предписывают уже в случае первого «отскока» от ВВП прекратить посадку и начать экстренный взлет.

5 мая в аэропорту Шереметьево потерпел крушение самолет SSJ-100 с 78 пассажирами на борту. В результате трагедии погиб 41 человек. Только с 7 по 8 мая «Аэрофлот» отменил или задержал шесть рейсов, которые должны были выполняться на самолетах Sukhoi Superjet 100. В числе причин в том числе называются технические неполадки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: