Незамеченная катастрофа: в Судане военные убивают и насилуют людей, но международное сообщество не спешит вмешаться

С декабря прошлого года Судан существует в режиме политической и гуманитарной катастрофы: в результате госпереворота власть в стране захватили военные, а уставшие от нищеты и диктатуры суданцы вышли на бессрочный протест и требуют сформировать гражданское правительство. Военные разгоняют митинги с особой жестокостью: людей пытают, женщин насилуют, трупы убитых сбрасывают в Нил. В стране отключили интернет — власти пытаются замолчать нарушения прав всеми доступными способами. Несмотря на это, информация просочилась через социальные сети — во многом благодаря флешмобу #BlueForSudan: многие окрасили свои аккаунты в голубой цвет. Рассказываем, что сейчас происходит в Судане и как местные жители борются за свободу.
Незамеченная катастрофа: в Судане военные убивают и насилуют людей, но международное сообщество не спешит вмешаться

Кровавый понедельник

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

6 июня бьюти-блогер из Нью-Йорка Шад Хидир опубликовала пост о зверствах, которые происходят в ее родном Судане. Девушка извинилась перед рекламодателями и читателями за публикацию, но отметила, что больше не может молчать. «Я сижу в офисе и плачу, потому что прямо сейчас в моей стране происходят массовые убийства, а медиа и интернет об этом молчат. Ни одно авторитетное СМИ, за исключением @aljazeeraenglish, чей офис закрыли, не рассказывает о событиях в Судане. Моего друга @mattar77 убили "Силы оперативной поддержки" (Rapid Support Forces). Мой лучший друг скрывался с 2 июня — тогда я разговаривала с ним в последний раз. О нем ничего не было слышно на протяжении четырех дней, а потом, когда он вышел на связь, он сказал: "Меня поймали и избили, я под арестом, и у меня забрали телефон", — написала Хидир.

Хидир рассказывает о ситуации в Хартуме, политически нестабильной столице Судана и одном из самых худших городов мира по качеству жизни. Именно там 3 июня, в понедельник, в последний день священного месяца Рамадан, военные начали жестокий разгон палаточного лагеря протестующих (местные жители проводили бессрочную забастовку с требованием передать руководство страной гражданским властям — сейчас страной руководят военные, получившие власть в результате госпереворота и свержения диктатора Омара аль-Башира). Они сжигали палатки, насиловали женщин и выбрасывали трупы в Нил. По данным медиков, в первые дни конфликта погибли 118 человек — 40 тел извлекли из реки. Власти признали смерть 61 человека. После жестокого подавления протеста власти выслали политических лидеров. Сотни человек исчезли, их местонахождение до сих пор не известно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди погибших был и друг Хидир, 26-летний Мохамед Маттар — инженер и выпускник Лондонского университета Брунеля. Он погиб 3 июня, пытаясь защитить двух женщин. Маттар был одним из многих погибших в тот день, но именно его смерть запустила кампанию #BlueForSudan (голубой был его любимым цветом), благодаря которой о ситуации в Судане узнал и заговорил весь мир. Многие знаменитости начали менять свои фотографии в соцсетях на голубой цвет, а по соцсетям разлетелся призыв: «Дайте Судану столько же энергии, сколько вы готовы были отдать пустому зданию в Париже».

Омар аль-Башир
Омар аль-Башир
Xinhua/Photoshot/REPORTER/East News

С чего все началось

Акции протеста в Судане начались еще в декабре 2018 года из-за внутренней политики Омара аль-Башира, которая привела к чудовищному росту цен на топливо, хлеб и муку, вызвала острый дефицит основных продуктов питания, а также рост инфляции — в декабре она достигала 70 %. На улицы тогда вышли сотни тысяч человек.

11 апреля в результате военного переворота правивший 30 лет диктатор был свергнут. Пришедшие ему на смену военные объявили чрезвычайное положение на три месяца и заявили о начале «переходного периода», который продлится два года. На это время власть в стране перешла в руки Военного совета. Новая власть унаследовала от аль-Башира методы управления страной: обещанных прав и свобод у населения не появилось. Народ хотел, чтобы страной управляли не военные, а гражданское правительство, в которое войдут оппозиционные деятели. Ассоциация суданских профессионалов (главный организатор акций, объединение профсоюзов) заявила, что сидячая забастовка у министерства обороны в Хартуме будет продолжаться, пока у власти находятся близкие к аль-Баширу люди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Апрельские протесты
Апрельские протесты
Ebrahim Hamid / AFP / East News

В июне Военному совету забастовка под окнами надоела, и он перешел в наступление. 3 июня переходное правительство отказалось передать все свои полномочия народным представителям, и протестующие взбунтовались — они отказались от переговоров с военными, и акции протеста перешли в активную фазу: дело дошло до столкновений с военными и полицией. Жители столицы Судана, Хартума, принялись сооружать баррикады на улицах и жечь покрышки. В ответ военные применили оружие. Разгоном демонстрантов активно занялись Силы оперативной поддержки: им была поставлена четкая цель — запугать мирное население в расчете на то, что те, кто организует акции протестов, откажутся от своих требований.

Начав подавление протестов, власти отключили интернет — доступа в сеть в Хартуме до сих пор нет, как и на большей части территории по всей стране. Это мешает протестующим организоваться и рассказывать широкой общественности о зверствах военных. Интернет есть лишь в отдельных точках — некоторых отелях и домах. В то же самое время государственное телевидение рассказывает о провале протестного движения и рисует демонстрантов деморализованными: женщины носят наряды западного образца, а в одном из сюжетов мужчина в интервью признается, что ходит протестовать ради алкоголя и наркотиков. «Они не хотят, чтобы мир увидел правду», — комментирует The New York Times один из оппозиционеров по имени Ахмет Бабикир, стоматолог по профессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ozan Kose / AFP / East News

Издание обозначает профессию Бибикира неслучайно: быть медицинским специалистом в Судане сейчас небезопасно. Как отмечает The New York Times, именно врачи стали организующей силой протеста в апреле, когда был свергнут Омар аль-Башир. Они создавали подпольные движения, помогали пострадавшим, тщательно документировали травмы пострадавших, в том числе летальные, делали копии медицинских заключений, чтобы смерти не замалчивались. А такая практика существует: 28-летний терапевт Мохаммед Хамид рассказывал The NYT, что власти заставляют врачей фальсифицировать документы — так, в заключении о смерти мужчины, погибшего во время беспорядков в апреле, написано: утонул в реке Нил. Но в его легких не было воды, зато по всему телу — следы пыток.

Известно, что военные в Судане во время демонстраций убивали врачей, пытавшихся помочь пострадавшим. Остальных допрашивали и пытали. Правозащитная организация Physicians for Human Rights сообщала, что на больницы совершали вооруженные атаки и пускали слезоточивый газ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Протесты в Хартуме 3 июня
Протесты в Хартуме 3 июня
Ashraf Shazly / AFP / East News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас в Судане наблюдается нехватка продовольствия, чистой питьевой воды и самых необходимых медикаментов. Столица Хартум и другие города страны представляют собой самое печальное последствие жизни в кризисном государстве. Массовые убийства, внесудебные казни, осуществляемые военными, разграбление имущества мирных граждан, резкое увеличение числа жертв изнасилований, открытый террор и избиение людей на улицах, принуждение бастующих работать под угрозой их жизни или увольнения их без какой-либо надлежащей процедуры.

Как реагирует международное сообщество и что может сделать каждый неравнодушный

Несмотря на то что организаторы протеста обещали сделать все, чтобы сценарий «Арабской весны» не повторился, борьба за гражданское правительство обошлась суданскому народу дорого. После разгона митинга 3 июня число погибших с начала акций протеста 2018 года составило 500 человек, количество пострадавших составило более 1000 (данные оппозиции).

Сара Абдель Галиль, пресс-секретарь суданской Ассоциации профессионалов, подводит печальный итог: «Башир ушел, но система остается. Первая цель наших протестов не была достигнута, а она заключается в устранении предыдущего режима».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ozan Kose / AFP / East News

И пока власть находится в руках Военного совета, фактически предпринять ничего нельзя. Международное сообщество пока только наблюдает за происходящим, а ООН призывает временное правительство отказаться от применения силы против мирных граждан и расследовать все случаи применения силы в ходе разгона демонстраций. Также предлагается организовать переговоры с посредником, который будет представлять интересы ООН, Африканского союза и Лиги арабских государств. В американском Конгрессе также призывают к скорейшему разрешению ситуации. Однако без вмешательства международных сил, применения мягкой дипломатии и проведения легитимных выборов в Судане может начаться гражданская война.

Пока Судан далек от мира, а международное сообщество не спешит вмешаться, каждый неравнодушный может привлечь внимание к нарушению прав в этой стране. Для этого нужно:

  • Поставить на аватар в любой социальной сети голубой фон. Так вы станете частью движения #BlueForSudan.
  • Народ Судана, особенно протестующие и жертвы насилия, борются за доступ к продовольствию, чистой питьевой воде и неотложной медицинской помощи. Есть несколько платформ GoFundMe, на которых можно пожертвовать деньги для суданцев.
  • Подписать петицию, чтобы подтолкнуть Организацию Объединенных Наций к созданию международной комиссии по расследованию убийств в Судане и нарушений прав человека, совершенных переходным Военным советом.
  • Поделиться информацией о кризисе в Судане в социальных сетях. Используйте хештеги #Sudan и #BlueForSudan, чтобы ваш пост увидело максимальное количество людей.