Шедевр Правила жизни: видеоинсталляция Allegoria Sacra российской арт-группы AES+F

Известные художники, кураторы и руководители музейных институций вместе с редакцией Правила жизни выбирают произведение искусства и объясняют, как на него смотреть.
Шедевр Правила жизни: видеоинсталляция Allegoria Sacra российской арт-группы AES+F

Группа AES+F — это четыре российских художника: Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес. AES+F известны на международной арт-сцене с 1990-х и сегодня являются одной из самых успешных российских групп. Почти за три десятилетия творческой карьеры они провели более ста персональных выставок в разных городах от Нью-Йорка до Сеула и неоднократно участвовали в крупнейшем фестивале современного искусства — Венецианской биеннале. Этим летом большую ретроспективную выставку AES+F представил петербургский Манеж. Художники любят обескураживать зрителей: их проекты часто вызывают общественный резонанс и даже становятся поводом для одиночных пикетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Видеоработы AES+F соединяют в себе эстетику глянцевых изданий 2000-х, сюжеты, навеянные поп-культурой и классическим искусством. Одна из самых загадочных картин эпохи Возрождения, «Священная аллегория» венецианского мастера Джованни Беллини, заинтересовала художников и дала название для заключительной части трилогии — серии из трех видеоинсталляций под названием The Liminal Space Trilogy. Понятная лишь образованной элите XV века, сегодня картина Беллини является предметом исследований для историков искусства и не имеет однозначной интерпретации. На картине Беллини изобразил вместе известные образы христианства и древней мифологии: Платон, апостол Павел, святой Себастьян, Мадонна, святая Катерина, Иов и кентавр мирно существуют в одном пространстве. Согласно одной из главных версий, на картине изображено чистилище, где добродетельные души в присутствии святых ждут своей судьбы: попадут ли они в рай или в ад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам художников, они находят сходство героев картины с обычными людьми, которых встречают в международных аэропортах. Аэропорт в Allegoria Sacra исполняет роль чистилища Беллини. Его пространство постоянно трансформируется, то покрываясь снегом, то превращаясь с священную реку Стикс— мифический путь в подземное царство. «Чувство оторванности от своей повседневной жизни и еще не достигнутая цель поездки из одного мира в другой знакомо большинству путешественников. Мы становимся частью особого клуба людей, которых объединяет состояние души и тела, расположенное между покинутым и еще не найденным. Мы слушаем объявления о рейсах, смотрим на табло с временем и городами. Каждый погружен в себя, и это то, что нас объединяет», — говорят AES+F.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Герои с полотна Беллини изображаются в образах реальных людей из разных стран и культур: образ сарацина воплощается в группе беженцев из Пакистана или Африки, а святой Себастьян — обнаженный до пояса молодой путешественник, только прилетевший из экзотических стран. Иов, который согласно притче был излечен Богом за долгие страдания, изображен как пациент дорогостоящей клиники и в течение фильма превращается в ребенка-мутанта. В течение всего видео AES+F с удовольствием сталкивают аллегории из истории и современной визуальной культуры: самолет превращается в древнего китайского дракона, а ангелоподобные стюардессы прилетают на фантастических кораблях в духе «Космической одиссеи» Стенли Кубрика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

AES+F: «Фильм отражает реальность жизни в аэропорту. Мы являемся свидетелями обнаружения и уничтожения неопознанного багажа, драк между мигрантами, оказания неотложной помощи пациентам. Но кроме повседневной рутины мы видим целый ряд мистических трансформаций этого мира: от джунглей с экзотическими племенами до подводного царства и снежного поля, которое тает, превращаясь в Стикс, текущую к горизонту в бесконечное море».

Анна Ялова, заместитель директора по развитию Манежа

«AES+F обнажают болевые точки нашего общества, причем в разные периоды — будь то середина девяностых, начало нулевых или середина десятых. AES+F умеют материализовать свои ощущения в целостное и глубокое произведение искусства.

Работа Allegoria Sacra из легендарной трилогии показывает «чистилище» в понимании AES+F — аэропорт, где так же, как и на картине Беллини, собираются представители разных профессий, сословий, конфессий, различного материального положения. На выставке в Манеже, где мы показываем в одном пространстве целых 5 видеоработ художников, Allegoria Sacra стала той, к которой зрители возвращаются — возможно, потому, что ее так интересно разгадывать».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: