Ученые заявили об обнаружении самой маленькой карликовой планеты Солнечной системы

Ученым удалось детально изучить астероид Гигея и выяснить, что он имеет сферическую форму. Это позволяет утверждать, что Гигея может оказаться самой маленькой карликовой планетой Солнечной системы.
AFP/East News

Астрономы при помощи телескопа VLT изучили астероид Гигея, который по результатам исследований стал претендентом на звание самой маленькой карликовой планеты Солнечной системы. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Сейчас этот статус принадлежит другому астероиду Главного пояса — Церере диаметром 950 км. Диаметр Гигеи составляет 430 км.

Международный астрономический союз определил четыре критерия, которым должно соответствовать небесное тело, чтобы считаться карликовой планетой: располагаться на орбите вокруг Солнца, не быть спутником, не иметь возможности расчистить окрестности своей орбиты от других тел (в этом отличие карликовой планеты от обычной) и обладать такой массой, которая позволит телу под воздействием сил гравитации принять почти сферическую форму.

«Астероид Гигея известен с 1849 года. Новость только в том, что удалось получить его фотографию достаточно высокого качества, чтобы определить форму. И объект оказался неожиданно круглым для своих размеров <...> Круглость позволила изменить классификацию и перевести Гигею в разряд малых или карликовых планет, для них круглая форма обязательна», — пояснил РБК доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник НИИЯФ МГУ Александр Панов.

Однако в сети уже появились несогласные с выводами ученых, которые считают, что Гигея обязана своей округлой формой происхождению, а не воздействию гравитации.

На данный момент официально признаны пять карликовых планет: крупнейший объект пояса Койпера Плутон, который в 2006 году потерял статус планеты, Церера, а также Эрида, Макемаке и Хаумеа.