В 2019 году промышленные объекты строят за пределами мегаполисов: земля в центре дорогая, а соседство с такого рода предприятиями может негативно повлиять на цены заоблачно дорогой недвижимости. Но так было не всегда. Многие предприятия, построенные в XX веке и раньше, находятся в черте сегодняшнего центра больших городов, и сейчас они переживают ренессанс: муниципальные власти и частный бизнес спасают здания заброшенных заводов и фабрик, которые превращаются в новые городские пространства.

Во многих странах этому уделяют особое внимание: например, в этом году в Новом Южном Уэльсе появился министр общественных пространств, который курирует использование муниципальных зданий и территорий в качестве парков и мест для досуга. Перепроектирование общественных пространств становится мировым трендом и превращает малоинтересные объекты индустриальных территорий в часть современной городской инфраструктуры, и Россия в этом процессе — не исключение.

Esquire выбрал пять самых ярких подобных проектов страны и выяснил, как и с чьей помощью индустриальные постройки превратились в популярные места для работы и отдыха.

«Хлебозавод № 9»

Бывший хлебопекарный завод на станции метро «Дмитровская» в Москве за полтора года превратился в масштабное пространство, вмещающее на территории 4,5 га парковую зону, рестораны, магазины и офисы. Открытие проходило в два этапа: сначала в порядок привели около 5000 метров первой линии основных строений и пешеходную аллею от станции метро «Дмитровская» до дизайн-завода «Флакон», а затем завершили капитальный ремонт всех зданий и полное благоустройство территории.

Архитектурный проект выполнен совместными усилиями архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнер» и управляющей команды проекта.

Михаил Малов, акционер:

«Концепция была основана на сохранении исторического облика завода — памятника советскому конструктивизму. Основные цвета, формы, озеленение, элементы благоустройства складываются в авангардный рисунок в духе художников-супрематистов первой половины XX века. Нам предлагали продать эту землю и построить на ней офисные башни, уходящие в небо, но для меня важно, что происходит в городе. Москве не нужно больше офисных башен, ей нужны хорошие проекты для людей».

«Красная стрела»

«Красная стрела» находится на стыке исторического центра столицы и территории железной дороги — прямо между Третьим кольцом и развилками путей трех вокзалов. Расположенные здесь бывшие купеческие склады конца XIX века были реконструированы с сохранением прежней архитектуры. Через восемь месяцев на территории появились первые в Москве жилые пространства, интегрированные в креативный кластер, где также разместились коворкинги, галереи, несколько площадок для мероприятий и все, что необходимо городскому пространству нового типа. Открытие пространства состоялось в сентябре этого года.

Алексей Капитанов, CEO проекта:

«Хотелось подчеркнуть индустриальную романтику этих мест: для этого мы сохранили историческую застройку и бережно перестроили купеческие склады, подчеркнув достоинства архитектуры и нивелируя ее недостатки. Сразу решили, что крыши будут эксплуатируемыми: с них открывается невероятный вид на центр Москвы, а рядом с самими постройками участок железной дороги, который мы решили озеленить в духе Хай-Лайн-парка. Мы предлагаем людям то, чего не было раньше в Москве: жилье, интегрированное в общественное пространство».

«Коллайдер»

За девять месяцев основатели Рокетбанка и «Делатели. Офисов» на территории бывшей текстильной фабрики создали 2700 м² рабочего пространства в формате work & chill с баром и местом для проведения мероприятий. В коворкинге можно одинаково продуктивно работать стоя, лежа, в тишине или в мини-группе, а на одного человека здесь приходится 10 м² вместо положенных 4,5 м².

Павел Мельников, co-founder Collider:

«Мы решили использовать свой опыт работы с коворкингами, а также пригласили архитектора Милу Титову из MT Architects — она помогла нам в структурировании всех смелых и иногда спорных идей, а также в их воплощении. Вместе мы придумали, каким должно быть зонирование, и начали строить в режиме agile. Случилось именно такое пространство, которое мы хотели, — интуитивно спроектированное. Мы отошли от распространенного стиля лофт с использованием балок и кирпича в сторону производственного стиля с обилием бетона и металла — тенденцию такого дизайна пространства я увидел в Лондоне. Партнеры из Рокетбанка поддержали идею создать «царство бетона», и в итоге мы решили воспроизвести такой индустриальный футуризм в нашем рабочем пространстве».

«Севкабель Порт»

Петербургское публичное пространство «Севкабель Порт» расположилось на территории одноименного кабельного завода на Васильевском острове. Инициатор создания «Севкабель Порт» — завод «Севкабель» вместе с управляющей компанией «Miles&Yards» и архитектурным бюро «Хвоя» — решили создать мультифункциональное публичное место, последовательно обновляя существующие здания вот уже два года. Так появилась концепция проекта «Севкабель Порт» — места, где город и фабрики общественных мероприятий встречаются с морем.

Алексей Онацко, CVO Miles&Yards:

«Работая в готовой среде, мы сосредоточили свои усилия на реновации и приспособлении существующих зданий, а также на сохранении промышленного genius loci (подход в благоустройстве с акцентом на особенности среды. — Esquire). Упор в дизайне сделали на минимализм и промышленную эстетику, а в качестве основных материалов выбрали черный металл и дерево. Проект представляет собой перспективу развития прибрежной промзоны этого района города, а его резиденты так или иначе задействованы в процессе реновации».

Творческий индустриальный кластер «Октава»

Творческий индустриальный кластер, открытый на территории действующего микрофонного завода в центре Тулы, появился благодаря частным инвестициям и совместной работе корпорации «Ростех» и правительства Тульской области. В неиспользуемом цеху теперь располагаются первый в стране Музей станка, 1000-метровый многофункциональный зал, техническая библиотека и лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER». Также в здании находится Высшая техническая школа для сотрудников промышленных предприятий. Благодаря этому кластеру Тула стала новым туристическим центром, куда едут со всей России и из обеих столиц.

Ольга Пивень, руководитель креативной рабочей группы кластера, заместитель директора по особым поручениям госкорпорации «Ростех»:

«Важной задачей при реализации проекта было сохранение архитектуры старого завода: мы разнообразили цеха новыми интерьерами, добавив, например, стеклянные перегородки в стальных рамах, которые контрастируют с монолитными конструкциями здания. Самым заметным новшеством стала наружная ярко-оранжевая лестница, соединившая двор с террасой и музей на втором этаже. Такой цвет был выбран неслучайно — в него были выкрашены воздуховоды, находившиеся ранее на ее месте».