Исследование: какие цвета больше всего любили классики русской литературы

Согласно дата-исследованию, самые популярные цвета — черный и красный, больше всего цветов в романах Алексея Толстого и Максима Горького, а у Владимира Набокова оказалась самая широкая цветовая палитра.
Исследование: какие цвета больше всего любили классики русской литературы
Horst Tappe / Getty Images

Выпускница ВШЭ Любовь Поповец провела дата-исследование про любимые цвета классиков русской литературы. Об этом Поповец рассказала на своей странице в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследовательница составила список из 26 цветов и с помощью методов компьютерной лингвистики посчитала, сколько раз они встречаются в произведениях девяти русских классиков: Алексея Толстого, Максима Горького, Владимира Набокова, Льва Толстого, Михаила Булгакова, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Ивана Гончарова. Анализировались только их романы, рассказы не учитывались. Ознакомиться с исследованием можно на специальном сайте.

Больше всего цветов использовали в своих романах Алексей Толстой, Максим Горький и Владимир Набоков, у которого также оказалась самая широкая цветовая палитра.

«Самый популярный цвет у всех авторов, кроме Л. Толстого, Н. Некрасова и И. Гончарова — черный, а у этих трех авторов чаще всего встречается алый или красный. Следующий по популярности — белый/белесый, за ним следует серый, немного от него отстают по частоте зеленый/изумрудный и золотой. Реже всего попадались коралловый и пурпурный, а также бежевый, который встречается только у В. Набокова», — пишет Поповец на сайте исследования.

Проанализировав данные, исследовательница убедилась в том, что во время чтения запоминаются не самые распространенные, а наоборот, необычные цвета. По ее мнению, именно поэтому в литературоведении есть столько мифов по поводу любимых цветов писателей: считается, что Тургенев чаще всего использовал синий цвет (на самом деле черный), а Достоевский — грязно-желтый (тоже черный).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Поповец, данное исследование не касается психологии цвета и не отвечает на вопрос «что хотел сказать автор». «Вопрос о том, какую цветовую картину в целом видят читатели, настолько же расплывчатый, как и тот, насколько они вообще поняли произведение», — отмечает исследовательница.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кафка, Бродский, Хемингуэй: путешествия по следам любимых писателей