«Он монстр и умеет манипулировать, играть»: интервью бывшей девушки историка Соколова, обвиняемого в убийстве аспирантки (главное)

Девушка, которая в 2008 году сообщила полиции, что Соколов избил ее и угрожал ей, рассказала петербургскому изданию «Фонтанка» об абьюзивных отношениях с историком. Сейчас ему предъявлены обвинения в убийстве его аспирантки, с которой доцент СПБГУ состоял в романтических отношениях.
«Он монстр и умеет манипулировать, играть»: интервью бывшей девушки историка Соколова, обвиняемого в убийстве аспирантки (главное)
OLGA MALTSEVA/AFP/East News

Выпускница филфака Санкт-Петербургского государственного университета анонимно рассказала изданию «Фонтанка» о своих отношениях с историком Олегом Соколовым, который сейчас обвиняется в убийстве. Историка задержали в ноябре, когда тот пытался утопить в реке Мойке рюкзак с отрубленными руками. На допросе он признался в убийстве аспирантки Анастасии Ещенко. После этого его уволили из СПбГУ, возбуждено уголовное дело, ученый находится под следствием и недавно попытался покончить с собой в СИЗО.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Героиня интервью познакомились с Соколовым в 2004 году, будучи студенткой. Позже у них завязались отношения, которые завершились насилием и угрозами со стороны историка. По словам девушки, ей с трудом удалось уйти от Соколова, а после разрыва она была вынуждена от него скрываться.

О знакомстве: «Он тогда писал "Аустерлиц". Смотрел он на меня очень оценивающе, как будто раздевал, мне это было неприятно».

Впервые героиня интервью встретила Соколова на собеседовании — историк искал себе ассистента. Она отказалась от работы, и следующая их встреча состоялась через год в университете. Соколов читал курс по истории Франции.

«Все девочки были от него в диком восторге, никто не пропускал его лекции, что было показательно. Он меня узнал, спросил, как мои дела, добавил, что дописал свой "Аустерлиц", что обязательно хочет подарить мне экземпляр. Уже ближе к зачетам он каким-то образом достал мой сотовый телефон, позвонил и предложил поучаствовать в какой-то реконструкции, прийти посмотреть».

О начале отношений: «Он дал понять, что я ему очень понравилась <...> стал активно названивать, просил о встрече и пригласил меня на свой день рождения в Москву. На празднике я была единственной женщиной и оказалась в дурацкой ситуации, потому что все сразу же подумали, что я с ним, хотя у нас не было никаких отношений».

Девушка рассказала, что прониклась сочувствием к историку, так как он сказал ей, что его жена умерла, оставив с любимой дочкой на руках. Позже она узнала, что это была ложь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне рассказали его друзья, причем они были уверены, что я в курсе. Мы были на какой-то реконструкции, одна из спутниц его приятеля между делом упомянула, что супруга Соколова живет в Петербурге с ребенком. Для меня это было шоком. Когда мы начали отношения, он сказал, что, наконец, нашел девушку своей мечты и что до зимы наберется сил сделать мне предложение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это была моя первая любовь. До знакомства с ним я жила в таком изолированном мирочке, всегда очень хорошо училась, у меня была традиционная, полноценная семья, я сама поступила в университет и шла на красный диплом. Он может быть очень галантным, заботливым, с ним было интересно. Мне он много читал, воспитывал, всячески вовлекал меня в свою деятельность».

«Он наряжал меня как куклу и показывал людям. Он любил один тип духов, ими пользовалась его жена и все любовницы. Меня тоже заставил ими пользоваться. А еще он не скупился на плюшевое говно, заваливал медвежатами. Говорил, что это он такой плюшевый, просил называть его медведиком».

О его отношениях с другими девушками: «Он не протежировал своих возлюбленных. Да, любил их показывать, как красивый аксессуар. Заметьте, ведь никто из его женщин не стал историком, не написал диссертацию».

«Все были из его круга. Кстати, я для него была старовата, он даже об этом говорил. Мне тогда было 21, а по его меркам идеалом стала бы девственница 18-19 лет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О контроле и насилии в отношениях: «Он абсолютно подорвал мое психоэмоциональное здоровье. Это было безумие. Он давит и делает это очень умно. К концу наших отношений я оказалась без друзей, без общения с родными, я была практически изолирована».

«Он очень вспыльчивый человек. Ну и алкоголь добавлял проблем. Он действительно пил как лошадь. И в ту ночь, когда он меня бил, он был пьян. Соколов пил всегда. Причем даже очень пьяный он мог действовать: выпить несметное количество, спокойно ходить, петь, общаться, что-то делать. А потом просто ложился спать».

«Чувство к нему превратилось в ненависть, это были больные отношения, но я не могла его отпустить. Это было дико, страшно и, наверное, закончилось бы убийством».

«Он не убил меня только потому, что был моложе, был женат, у него только родился ребенок».

Об избиении: «Он примотал меня так, что я пошевелиться не могла. Потом он начал меня бить, принес утюг».

В интервью девушка рассказала, что Соколов впервые избил ее после того, как она захотела уйти от него. Историк уговорил ее «мирно» встретиться и поужинать, однако дома он привязал ее к стулу, начал оскорблять, угрожать, бить и подносил к лицу утюг. Позже ей удалось сбежать. По ее словам, она обратилась в полицию, написала заявление по факту побоев, однако там «просто не захотели с этим разбираться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я думаю, что это длилось около часа, не меньше. Он орал, что я с***, монстр, чудовище, он был абсолютно уверен, что у меня есть любовник. Я думаю, что он хотел меня убить, но по каким-то причинам он этого сделать не смог».

«У меня были синяки на лице, разбита губа, борозда на шее, синяки на запястьях от веревки».

«Он на самом деле не собирался меня отпускать. В тот же день телефон стал разрываться, звонки были каждую секунду. Звонили и его друзья, говорили, что Соколов сожалеет, бьется в истерике, ну и что со всеми бывает, ничего страшного. Просили меня вернуться к нему».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О преследовании: «Он позже уже рассказал, что заплатил какой-то компании, они вскрыли все мои соцсети, электронную почту, узнали все номера из телефонной книжки. Даже упомянул, что заплатил за это 40 тысяч. Он звонил моим друзьям, моей научной руководительнице, говорил про меня гадости».

Девушка рассказала, что он также шантажировал ее видео интимного содержания, которое он записал во время их встречи.

«Первое время после разрыва я была как параноик. С друзьями встречалась по ночам, вдалеке от дома. Я еще год тряслась, что он за мной следит, я боялась, что он вернется в мою жизнь, и не могла поверить, что его нет. Я сменила телефон, все профили в соцсетях».

По словам героини интервью, она сожалеет, что не предостерегла новую девушку историка Анастасию Ещенко, которая позже была им убита, — утверждает, что боялась преследования и новых угроз Соколова.

Представлялся ли вам Олег Соколов таким, как его описывает героиня интервью?
Да
Нет

Как сообщает РБК, интересы героини интервью представляет адвокат Никита Филатов, и он подтвердил, что это интервью подлинное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Обвиняемый в убийстве историк Соколов пытался покончить с собой

Историка Олега Соколова привели на следственный эксперимент в шлеме и бронежилете

Владимир Мединский сравнил историка Соколова с Джокером