Исследование: большинство осужденных за убийство женщин защищались от домашнего насилия

«Новая газета» и «Медиазона» изучили судебную статистику по тяжким уголовным статьям за три года и пришли к выводу, что большинство из 4 тысяч осужденных женщин были вынуждены защищаться от агрессии со стороны своих родных или партнеров.
Исследование: большинство осужденных за убийство женщин защищались от домашнего насилия
Reuters

После заявления Минюста о том, что проблема домашнего насилия в России «преувеличена», «Новая газета» и «Медиазона» изучили судебные решения по делам, когда женщина обвинялась по статьям «Убийство» (часть 1 статьи 105 УК РФ) и «Причинение тяжких телесных повреждений, приведших к смерти» (часть 4 статьи 111 УК).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Статистика показала, что с 2016 по 2018 год за убийство без отягчающих обстоятельств были осуждены более трех тысяч россиянок. Виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего, в 2017-2018 годах признали почти тысячу женщин.

Изучив приговоры, журналисты пришли к выводу, что большинство обвиняемых в убийстве женщин были жертвами домашнего насилия — почти 79 % по статье 105 УК и 52 % по статье 111 УК.

Статистика по делам по более мягкой статье «превышение пределов необходимой обороны» (часть 1 статьи 108 УК) показала, что в 83 % случаев женщины защищались от мужей и сожителей, а 8 % — от других родственников-мужчин. Это 9 из 10 женщин.

У мужчин картина обратная: только 3 % осужденных оборонялись от своих жен или сожительниц, а большинство (67 %) защищались от других знакомых мужчин. Еще 18 % оборонялись от родственников, которые почти во всех случаях тоже были мужчинами.

Случаи, когда суд и следственные органы принимают во внимание саму ситуацию домашнего насилия, которая и привела к убийству агрессора, крайне редки. Один из таких — дело жительницы Находки Галины Каторовой, которую в феврале 2018 года приговорили к трем годам колонии за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», а потом оправдали. Каторова в 2017 году, защищаясь от пытавшегося задушить ее пьяного мужа, нанесла ему 11 ножевых ранений, одно из которых стало смертельным.

В исследовании отмечается, что во время судебных процессов и судьи, и обвинители, и даже сами адвокаты склонны обвинять подсудимую в том, что она терпела насильственное обращение и довела ситуацию до трагической развязки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда речь заходит о необходимой обороне, судьи оценивают угрозу жизни и здоровью в зависимости от того, применял ли нападавший оружие. «Вас бьют руками — можно обороняться только руками, на вас идут со сковородкой — это должна быть равная битва на сковородках. Но если нападающий безоружен, а вы воспользуетесь любым бытовым предметом, — вы нарушите закон. Примерно так рассуждают судьи», — объясняет юрист Мари Давтян.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Адвокат Галины Каторовой Елена Соловьева рассказала, что в результатах психиатрических экспертиз нередко можно увидеть утверждения о том, что состояние женщины в момент убийства нельзя считать аффектом, поскольку «насилие носило для нее системный характер» и она должна была к нему привыкнуть.

Что еще стало известно из исследования:

  • ревность становится мотивом для убийства крайне редко — в 5 % случаев от общего числа дел (на основе 2552 изученных приговоров);
  • на женщин, как правило, нападают руками (63,1 %), у мужчин таких случаев в два раза меньше (34 % приговоров);
  • женщины защищаются тем, что попадается под руку. В 93 % приговоров это был кухонный нож;
  • больше всего женщин, которые защищались от насилия и были осуждены за убийство, в Башкирии — 5 % от количества приговоров по России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: