Археологи выяснили, зачем на острове Пасхи устанавливали каменных истуканов

Анализ почвы вокруг каменных идолов, которых устанавливали древние полинезийцы, показал высокую концентрацию важных для высокого урожая элементов — фосфора и кальция.
Археологи выяснили, зачем на острове Пасхи устанавливали каменных истуканов
Wolfgang Kaehler/LightRocket via Getty Images

Международная группа археологов и почвоведов изучила почву вокруг статуй моаи на острове Пасхи и пришла к выводу, что древние полинезийцы возводили истуканов, поскольку верили, что они помогут сохранить плодородие земли. Об этом сообщает Phys.org.

На острове Пасхи, расположенном в юго-восточной части Тихого океана и площадью всего 163 квадратных метра, установлено около тысячи огромных статуй-истуканов. Все они созданы местным коренным населением в XI–XVI веках — задолго до того, как туда прибыли европейцы.

Долгое время ученые не могли понять, зачем они нужны. Однако теперь исследователи, похоже, нашли разгадку. Группа американских археологов изучила две статуи у вулкана Рано Рараку, провела анализ образцов почвы и пришла к выводу, что главной задачей этих истуканов было сохранение плодородия земли.

Исследователи выявили в составе почвы вокруг статуй высокую концентрацию фосфора и кальция, которые крайне важны для урожая. Ученые посчитали это доказательством того, что подножие вулкана было для древней цивилизации не только источником камня, но и плодородной почвой для сельского хозяйства.

Результаты исследования подтвердили, что в этом районе действительно выращивали разные культуры, в частности бананы, таро и батат.

Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле, где примерно два тысячелетия назад существовала цивилизация рапануи, оставившая после себя гигантских истуканов моаи.

Эта цивилизация исчезла с острова Пасхи еще до прибытия туда европейцев. Причинами этого считаются истощение ресурсов из-за истребления лесов и животных полинезийцами и война между племенами аборигенов.

Остров Пасхи входит в список достопримечательностей, которые находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в срочной реставрации.

Интересуетесь ли вы историей древних цивилизаций?