«Яндекс» начал оценивать для банков кредитоспособность россиян

«Яндекс» совместно с крупными бюро кредитных историй предлагает банкам новую модель оценки кредитоспособности заемщиков. При анализе учитывается более тысячи показателей. Ее сейчас тестируют несколько российских банков.

«Яндекс» и два крупнейших российских кредитных бюро (БКИ) запустили проект по оценке заемщиков-физлиц. Они будут оценивать кредитоспособность заемщиков, вычисляя скоринговый балл (рейтинг кредитоспособности заемщика), опираясь в том числе и на данные, которые собирает «Яндекс». Об этом проекте РБК рассказали два источника на рынке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Информацию подтвердили представители «Яндекса» и Объединенного кредитного бюро (ОКБ). В бюро кредитных историй «Эквифакс» отказались давать комментарий, но сотрудничество с компанией подтвердил сам «Яндекс».

Совместный проект «Яндекса» и ОКБ называется «Интернет-скоринг бюро». Согласно презентации, которая есть в распоряжении РБК, для оценки платежеспособности партнеры «смешивают» скоринг. У кредитного бюро есть данные о кредитах, запросах на кредиты, платежах человека и его кредитной нагрузке. «Яндекс», в свою очередь, владеет статистическими данными о своих пользователях. Поисковик вычисляет балл на основе своей аналитики, позже этот результат добавляется к оценке БКИ, банк получает общий результат.

«Яндекс» не раскрывает, какие именно данные используются для построения скоринговой модели. Источник, близкий к одному из участников проекта, пояснил, что кредитное бюро передает «Яндексу» в зашифрованном виде два идентификатора клиента: адрес электронной почты и мобильный телефон. На основе этих данных система строит модель и выдает некий процент. При этом «Яндекс» не может понять, по какому человеку получил запрос, и не передает данные клиентов кому-либо.

В «Яндексе» отметили, что все данные обрабатываются алгоритмами автоматически и находятся исключительно в закрытом контуре компании, а для анализа учитывается более 1 тысячи разноплановых факторов. По итогам анализа партнер получает только одно число — результат оценки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компания подчеркнула, что результат оценки не является руководством к действию и не влияет на скоринговый балл, присвоенный кредитным бюро. «Он носит только рекомендательный характер и передается для использования только в маркетинговых целях», — заявили в «Яндексе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опрошенные РБК эксперты при этом отмечают, скоринговый балл, даже полученный на основе обезличенных данных, все равно повышает возможности банков оценивать потенциальных заемщиков. Однако, как отметил управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин, это не страхует компании от исков и репутационного риска.

«Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике "Яндекса" бары, клиент может это посчитать поводом для иска», — добавил Кочерин.

Новую модель оценки заемщиков сейчас тестируют несколько российских банков, сообщил РБК гендиректор ОКБ Артур Александрович. Их точное количество не раскрывается, однако среди участников нет Сбербанка.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: