• Кто такой Мишустин?

Михаилу Мишустину 53 года, он родился в Москве, по профессии — инженер-системотехник. В 1989 году он окончил Московский станкоинструментальный институт («Станкин») и там же — аспирантуру.

В 1990-е годы будущий премьер работал в Международном компьютерном клубе — некоммерческой организации, которая занималась «привлечением западных передовых информационных технологий» в Россию. На сайте МКК говорится, что благодаря Клубу в Россию пришли многие известные иностранные корпорации и фирмы — Motorola, Intel, Oracle, Zeos, Adobe Systems и другие. В этой компании Мишустин прошел путь от директора тестовой лаборатории до позиции заместителя гендиректора и председателя правления.

Вице-президент персональных программных продуктов IBM Джон Сойринг и Михаил Мишустин Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
Вице-президент персональных программных продуктов IBM Джон Сойринг и Михаил Мишустин

В госслужбу Мишустин пришел в 1998 году на довольно высокую должность — помощника руководителя Государственной налоговой службы (впоследствии ФНС) Бориса Федорова и занимался информационными системами учета и контроля за поступлением налоговых платежей. Впоследствии он работал заместителем главы ФНС, был замминистра по налогам и сборам (это ведомство было впоследствии упразднено), руководил Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость»; упразднено) и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (тоже упразднено).

В 2008 году Мишустин ушел в бизнес и стал президентом группы компаний UFG Asset Management, одной из старейших российских инвесткомпаний, созданной Борисом Федоровым.

На фото: Михаил Мишустин, Евгений Малкин, Александр Овечкин, Алексей Кудрин на благотворительном матче между командой Овечкина и Ильи Ковальчука. «Мишустин старался держаться равноудаленно [от политических группировок], но в хоккей c кем нужно играл Татьяна Дорогутина/Спорт-Экспресс/ТАСС
На фото: Михаил Мишустин, Евгений Малкин, Александр Овечкин, Алексей Кудрин на благотворительном матче между командой Овечкина и Ильи Ковальчука.
«Мишустин старался держаться равноудаленно [от политических группировок], но в хоккей c кем нужно играл», — замечает в разговоре с The Bell крупный бизнесмен

В 2010 году Путин назначил его руководить Федеральной налоговой службой, где он провел несколько масштабных реформ. В этой должности его характеризуют как эффективного менеджера, которому удалось повысить собираемость налогов. Как отмечает The Bell, Мишустин не конфликтовал с крупным бизнесом, но всегда пытался «выжать что-то еще». «Он живет с чувством, что все еще что-то не доплачивают», — рассказал изданию один из крупных бизнесменов.

  • Премьер-технократ или возможный преемник?

Татьяна Становая, политолог, приглашенный эксперт Московского центра Карнеги, глава компании R. Politik

«У Путина за 16 лет президентства было четыре премьера: два политических (Касьянов с Медведевым) и два технических. В каких случаях Путин назначает политического премьера? В случае с Касьяновым это было частью сделки с Ельциным, были определенные обязательства. В ситуации с Медведевым — тоже сделка, связанная с тем, что Медведев был бывшим президентом. Во всех остальных случаях, когда у Путина нет никаких обязательств, он выбирает премьера, с которым легко и просто работать, — технократа, без опыта публичной политики и собственной повестки и амбиций. Это, скажем так, обычный исполнитель. Мишустин очень похож на такую фигуру — по крайней мере, сейчас. Дальше мы можем, конечно, строить разные версии — неизвестно, вырастет ли он в политическую фигуру и есть ли у Путина скрытые планы на него».

Дмитрий Некрасов, экономист, бывший замначальника аналитического управления ФНС

«Мишустин достаточно современный по российским бюрократическим меркам руководитель. Он знает не один язык, совершенно свободно говорит по‑английски, знает международные практики. В первую очередь он, конечно, технократ, заточенный на модернизацию и цифровизацию бюрократическооо аппарата.

Успехи Мишустина в ФНС связаны в первую очередь с созданием и интеграцией схем налогового администрирования и учета налогоплательщиков в электронной форме: электронный документооборот, личный онлайн-кабинет налогоплательщика, data-центры, которые позволяют обрабатывать информацию и выявлять нарушения в онлайн-режиме, система мониторинга НДС и так далее. То есть это в первую очередь технологическая модернизация. Но и определенных успехов в снижении «серого сектора» экономики ему тоже удалось добиться: собираемость налогов достаточно серьезно выросла за последние несколько лет, а число проверок, напротив, снизилось.

Когда я работал под его руководством, мы активно заимствовали международный опыт налогового администрирования, во многом благодаря усилиям Мишустина было разработано, например, законодательство о трансфертном ценообразовании или контролируемых иностранных компаниях.

Владимир Вяткин/РИА Новости

На мой взгляд, решение Путина о назначении Мишустина связано с тем, что он продемонстрировал свою компетентность как администратор, способный эффективно использовать информационные системы для модернизации бюрократии. Я плохо представляю, какие у Мишустина политические взгляды, и он вряд ли станет высказываться концептуально-идеологически в ближайшее время. Но как руководителя/администратора я оцениваю его высоко, и выбор его связан с тем, что в рамках процесса «цифровизации государства» — которая стала идеей фикс Путина — он продемонстрировал свою эффективность».

Алексей Чеснаков, политолог, директор Центра политической конъюнктуры

«Мишустин представляет новую генерацию госуправленцев, ориентированную на технократизм, четкую постановку задач и достижение результатов. Он известен своей эффективностью, умением налаживать работу большого количества исполнителей и воспринимается в политическом классе как очень компетентный, сильный и ориентированный на современные технологии менеджер. Если учесть, что в послании президента были обозначены серьезные задачи в области социальной политики и IT-отрасли, то можно говорить, что Мишустину придется адаптировать практики госуправления к новым вызовам информационной отрасли и заново, по‑современному выстраивать инструменты целеполагания и контрольные функции».

Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT и МИА «Россия сегодня»

«Мишустин — четкий, умный, глубоко порядочный чиновник, всегда переходит сразу к делу, глубоко понимает технологии, современные вызовы, может очень быстро отлаживать даже самые запущенные системы, при этом поразительно душевный, незаносчивый человек. По всем вышеперечисленным причинам я считаю, что его назначение — лучшее решение».

REUTERS

  • Почему Медведев подал в отставку?

Алексей Чеснаков, политолог, директор Центра политической конъюнктуры

«Реальные причины отставки мы можем узнать не сразу. Но когда принимаются решения подобного рода, речь чаше всего идет не о том, что кто-то с чем-то не справился, а о том, какие задачи им предстоит решать в будущем. По Мишустину важно, как он организует исполнительную власть для реализации послания. Личных сильных качеств у него много. Он не только технократ, но и мощный аппаратный боец. Что же касается будущих задач для Медведева, то стоит дождаться указа президента по его новому функционалу».

Дмитрий Некрасов, экономист, бывший замначальника аналитического управления ФНС

«Медведев — далеко не самый популярный премьер-министр, и разговоры о его отставке велись давно. Но у нас все происходит как спецоперация, и объяснить, почему именно сейчас это произошло, в нашей стране очень сложно. Говорить об окончании проекта «тандем» можно. Я думаю, что у самого Дмитрия Анатольевича по жизни-то все будет хорошо, но на первые позиции, скорее всего, он уже не вернется. Хотя Путин любит удивлять население, и ничего утверждать уверенно я не стал бы. Но что такое Совбез (после отставки правительства Путин сообщил о намерении создать позицию заместителя председателя Совбеза, который сам же возглавляет, и предложить ее Медведеву. — Esquire)? У этой структуры не так много влияния на текущие процессы. Это больше про геополитику и прочую ерунду, но не про денежные потоки и клановые интересы. Это, скорее всего, почетная отставка».

Anton Vaganov/REUTERS

  • Какой будет власть в 2024 году?

Дмитрий Некрасов, экономист, бывший замначальника аналитического управления ФНС

«Вчерашнее послание абсолютно четко и недвусмысленно сказало, что Путин никуда уходить не собирается и будет осуществлять власть с поста премьера. Это закрывает вопрос о транзите на обозримую перспективу. Коротко я бы сформулировал так: «Останусь руководить, пока здоровья хватит». Выстраивается брежневская геронтократическая модель, персоналистская автократия, где названия постов имеют гораздо меньшее значение, чем внутриполитические межклановые расклады. Перспективы вполне очевидные — это застой».

Татьяна Становая, политолог, приглашенный эксперт Московского центра Карнеги, глава компании R. Politik

«Путин считает опасным для России иметь слабого президента. Я тут ему верю. На мой взгляд, основная интрига связана с Госсоветом (совещательный орган при президенте, который Путин предлагает наделить конституционным статусом. — Esquire). Скажу откровенно, я пока не понимаю, какое место он займет. Сомневаюсь, что он станет главным органом власти и будет диктовать политику президенту. Мне кажется, мы опять идем в сторону создания тандема, тандемократии. Мы уже жили с этим, ничего страшного. Опять-таки, стоит обратить внимание на то, кто будет преемником. Я почти уверена в том, что Путин раскроет имя преемника только за несколько месяцев до выборов, иначе он подставляет будущего президента под большие риски. Это значит, что Мишустин вряд ли может претендовать на этот статус. До выборов слишком много времени. Быть премьер-министром очень ответственно, рискованно, на тебя ложится вся ответственность, у тебя появляются риски столкновения с силовиками».

Алексей Чеснаков, политолог, директор Центра политической конъюнктуры

«Разговоры о том, какой власть будет в 2024 году, преждевременны. Процесс адаптации политической системы к новым условиям — в том числе к условиям транзита, хотя и не только к ним, — он уже начался, но параметры и прочие аспекты, связанные с деятельностью конкретных институтов и конкретных персоналий, еще не ясны и вряд ли будут ясны в ближайший год. Когда происходят такие изменения, в нашей системе содержательно о них информировано довольно небольшое количество людей — на самом верху политической системы. Нынешних сигналов недостаточно, чтобы сформировать полное представление о будущей конфигурации властных структур.

Многое будет зависеть от того, кто станет членом правительства, от программы кабмина, от стиля, который выберет Мишустин. Сейчас слишком много вопросов, слишком много «если» и несостыковок. Собственно, на это и был расчет Путина. Путин рассчитывал, что своими действиями и инициативами он взбодрит политическую систему и политический класс. Ему это удалось. Такие «взбадривания» происходят не по разнарядке и не по отработанной модели — а уже в процессе запуска «взбадривания» все смотрят на реакции, как кто себя ведет, как реагируют институты и институции. Было бы наивным считать, что политические изменения, которые задумал Путин, прописаны во всех мелочах. Очевидно, у Путина есть свой план, свое видение схемы транзита, очевидно, что он не закрыл для себя ни один из сценариев. Но он сделал сейчас для себя более комфортными условия выбора того или иного сценария».

Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT и МИА «Россия сегодня»

«Очевидно, что гораздо больше полномочий уйдет к законодательной ветви, то есть битва за Госдуму будет еще более яростной, чем ожидалось, и Путин это сделал своими руками. Вот эти изменения сверху, включая отставку правительства, этот внезапный ответ на запрос перемен, ставка на премьера из формации людей, понимающих цифру как азбуку, — это и есть бескровная революция».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. Главное

"Путин разыграл шахматную партию": что говорят эксперты об отставке правительства и изменениях в Конституцию, предложенных президентом