Как здоровый эгоизм помог добиться своего: рассказывают герои Правила жизни

Главная драма творческой личности — найти баланс между собственными идеями и общественными интересами, ведь каждый человек хочет, чтобы его талант не только признали, но и оценили по достоинству. Правила жизни и кофейный бренд EGOISTE уверены: для гармоничного равновесия необходим здоровый эгоизм и исключительная вера в себя. Основатель фестиваля «ФОРМА» Юрий Кассин, кинорежиссеры Борис Гуц и Игорь Поплаухин подтверждают эту теорию, а заодно рассказывают о своей карьере.
T

Как здоровый эгоизм помог добиться своего: рассказывают герои Правила жизни

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Главная драма творческой личности — найти баланс между собственными идеями и общественными интересами, ведь каждый человек хочет, чтобы его талант не только признали, но и оценили по достоинству. Правила жизни и кофейный бренд EGOISTE уверены: для гармоничного равновесия необходим здоровый эгоизм и исключительная вера в себя. Основатель фестиваля «ФОРМА» Юрий Кассин, кинорежиссеры Борис Гуц и Игорь Поплаухин подтверждают эту теорию, а заодно рассказывают о своей карьере.


Юрий Кассин,

основатель фестиваля «Форма»

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Культуролог Юрий Кассин создал «Форму» в 2011-м в Москве. Фестиваль проходит раз в год, летом, и длится в среднем два дня. Его главная цель — продвижение актуального экспериментального искусства. «Форма» представляет последние тренды театра, музыки и арта.

Как появилась «Форма» и при чем тут ВХУТЕМАС

Фестиваль «Форма» вырос из дискуссионного клуба, где мы обсуждали различные веяния в современной культуре. Во время проекта устраивали концерты, перформансы, приглашали разных деятелей искусства. Позже пришла идея сделать фестиваль, который бы стал отражением тотального образа современной культуры, поэтому мы намеренно соединили все виды искусства: театр, музыку, арт и так далее. Тогда же мы поняли, что проект должен заниматься исключительно формалистским искусством, чтобы никто из зрителей не задавался вопросом: «Что они хотели сказать?» В основе «Формы» простые художественные высказывания. Мы свято верим, что культура фундирует (то есть определяет. — Прим. ред.) сознание современного человека, а мы лишь пытаемся это показать.

Аналогов фестиваля нет во всем мире, и я этим очень горжусь. Не могу сказать, что нам было тяжело поднимать проект с нуля. В начале XX века Николай Ладовский во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские. — Прим. ред.) и Вальтер Гропиус в Баухаусе практически одновременно придумали такую образовательную концепцию: нужно отречься от подробного изучения истории искусств и дать студентам свободу мысли. У организаторов «Формы», детей постсоветского пространства, была такая же свобода мысли, ведь у нас не было за плечами западного понимания искусства. В этом-то и было наше преимущество.


«В организаторе фестиваля должен быть элемент внутреннего хаоса»


Для создания «Формы» нужно быть человеком, который совмещает в себе все и сразу: творчество, коммуникабельность, умение считать и составлять сметы. В организаторе фестиваля такого масштаба должен быть элемент внутреннего хаоса, который он впоследствии структурирует в новые формы. И конечно же, важен здоровый эгоизм: человек должен понимать, что все его творчество нужно в первую очередь ему самому и никому больше. Ему необходимо любить самого себя, понимать и анализировать свои ошибки. Все остальное — условность.

Также человеку нужно быть готовым к общественной критике его работы. У каждого популярного фестиваля, «Форма» не исключение, есть пул людей, которым очень нравится проект, и те, кто им недоволен. Здесь важно оценивать, кто критикует.

Даже в отношении к критике должна быть здоровая доля эгоизма. В этом случае мне нравятся цитаты Сергея Довлатова: «Знаешь, какое нужно иметь мужество, чтобы быть никем и быть собой?» — и Уинстона Черчилля: «Твоя сила — продолжение твоих недостатков, а мудрость — плод твоих сомнений» (англ. Success consists of going from failure to failure without loss of enthusiasm). Когда человек молод и не признан, у него должно быть мужество быть никем и быть собой одновременно. А когда он стар и известен, то уже может сказать, что всего добился сам, потому что умел стоять на своем и его сила — плод его же недостатков.


Осуществлять собственные желания и грамотно расставлять приоритеты

Но «Форму» делаю не я один, мы добиваемся поставленных целей командой. Я собрал вокруг себя людей, с которыми мне комфортно работать. Команда фестиваля — интеллигентные люди, мы всегда стараемся обо всем договориться без категоричного отстаивания своей позиции.

Для меня важно, чтобы люди, которые со мной работают, делали то, о чем всегда мечтали. Ведь самореализация — чуть ли не главная составляющая жизни человека. Осуществлять собственные желания и грамотно расставлять приоритеты — сейчас важно это, а завтра уже другое — и есть здоровый эгоизм в работе.


Игорь Поплаухин,

кинорежиссер

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Свою первую короткометражку «Асфальт» Игорь снял в 2014-м. Затем фильмы «22» (2016) и «Календарь» (2017). Последняя картина заняла второе место в конкурсе студенческих фильмов на Каннском фестивале в 2018-м и в этом же году на «Кинотавре» была признана лучшей короткометражкой.

«У тебя в картине психотипы не коррелируются»

Родители рассказывали: когда я был маленьким и еще плохо говорил, то брал игрушки и разыгрывал перед родными сценки, а голосом изображал музыку. Думаю, это были первые намеки, что я режиссер. Правда, после школы поступил в МГУ на факультет журналистики — не верил тогда, что можно просто так взять и начать снимать кино. Даже успел поработать по профессии, освещал военные салоны. После ушел в пиар: там денег больше платили.

Со временем стали появляться дешевые технические средства: камеры и звукозаписывающие студии. Тогда меня осенило: можно снять короткометражку буквально на даче. Так я и поступил в 2011 году, мне было 25 лет. Картина была о первой школьной любви — человеку сложно на 100 % понимать себя и ровесников, но он может отрефлексировать свои поступки и мысли десятилетней давности. Об этом и нужно снимать кино.

В то время мой друг работал учителем в школе, он привел меня в класс по блату, чтобы я отобрал подростков для съемок. После на родительском собрании я убедил всех, что мы не шарлатаны и фильм наверняка попадет в программу Каннского фестиваля, а его актеры прославятся. Я был абсолютно уверен в этих словах — без веры в себя и проект невозможно прийти к успеху. Правда, в итоге мы сняли довольно наивную получасовую короткометражку «Пятна на солнце». В Канны она не попала, зато засветилась на фестивале любительских фильмов «Арткино». На экране картина выглядела отвратительно, я испытывал ужасное чувство неловкости за свою работу, но ощущения от первого показа остались незабываемые.

Многие сразу же начали критиковать «Пятна на солнце», хотя это любительское кино. Как сейчас помню, один знакомый сказал: «У тебя в картине психотипы не коррелируются». После этого я готов был в прямом смысле проклясть этого человека. Очень болезненно воспринимаю критику, она мне совершенно не помогает в работе, я сам со временем пойму все свои недостатки и отрефлексирую их. Так что «помогать» мне не надо.



{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

В кино главное — абсолютная вера в себя

Режиссура — довольно эгоцентричная профессия: один человек вдруг решает, что другим будет интересно смотреть его кино. Потом ради единоличного замысла автора огромная съемочная группа работает месяцами, а то и больше. Команда многое кладет на алтарь искусства, потому что проблемы людей и их личные неудобства вдруг отодвигаются на задний план ради финального результата.

В этом случае личность режиссера имеет большое значение: без абсолютной веры в себя за тобой никто не пойдет и уж точно в тебя никто не поверит. Нет ничего плохого в том, чтобы быть здоровым эгоистом и стремиться к успеху; главное, не артикулировать это напрямую, не делать смыслом жизни, самоцелью. Нужно грамотно балансировать между амбициозностью и желанием делать то, что ты хочешь.


{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

«Мы снимаем кино для себя. Необязательно, чтобы фильм кому-то понравился»

При этом я убежден, что хороший фильм получается только тогда, когда команда работает в полном согласии. В этом случае не нужно тратить много энергии на переубеждение друг друга или споры. В моей фильмографии всего четыре картины, но каждый раз я набирал людей, с которыми у меня было полное взаимопонимание, мне не приходилось доказывать кому-то свою позицию.

В творчестве тоже не нужно никому ничего доказывать. Мой фильм «Календарь» — наглядный тому пример. Он взял приз в конкурсе студенческих фильмов на Каннском кинофестивале, а чуть позже на «Кинотавре» был признан лучшей картиной короткого метра. Но когда мы только начали его снимать, я сказал оператору-постановщику Евгению Родину: «Необязательно, чтобы этот фильм вообще кому-то понравился. Мы снимаем кино для себя, главное, чтобы нас в нем все устраивало». С таким настроем мы и работали. После некоторые мэтры кино сказали, что мы преодолели их «букву». Это укрепило нашу веру в себя.


Борис Гуц,

кинорежиссер

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Гуц родился в Омске в 1980 году, проработал девять лет на телевидении. В 2007-м увлекся анимацией, а в 2012-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Свою карьеру начал с короткометражек: «Третий лишний» и «Твой брат так не умеет». Также Борис Гуц — режиссер фильмов «Арбузные корки» и «Фагот» (картина полностью снята на iPhone 7 Plus). Последняя его картина «Смерть нам к лицу» вышла в российский прокат 23 января 2020 года.


Первый фильм и попытки понять кино

С детства люблю кинематограф: в 9 лет посмотрел фильм «Чужие» Джеймса Кэмерона и понял, что хочу снимать что-то такое же необычное. С 13 до 30 «сидел на диете»: обязательно смотрел по два фильма в день. Я хотел понять кино. После поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и у меня пропало всякое желание следить за чужим творчеством. Сейчас я сам снимаю комедию и, чтобы понять, в каком направлении движется юмор, часто смотрю иностранные ситкомы и американский stand up.

Свой первый фильм «Третий лишний» я снял в 2007 году в Омске, мне было 27 лет. Тогда работал на региональном телевидении, а в свободное время «клеил» первый мульт (он сделан из вырезок глянцевых журналов). Несмотря на то что Омск — город-миллионник, там не было, нет и не будет индустрии кинематографа: я с самого начала понимал, что у меня нет единомышленников в этом городе, поэтому все делал сам. Так за год я придумал свой стиль stop-motion, а заодно поверил в себя.

Многие мультипликаторы не приняли «Третьего лишнего», говорили, что это не анимация, а видеоарт. Они были правы, я вообще не умею рисовать. Единственные, кто неплохо отзывался о моей первой работе, так это современные художники. Им показалось, что это крутой проект, поэтому за год он объездил более десятка фестивалей, биеннале, был даже на показах в США. Ну и маме понравилось, она вообще любит все, что я делаю: ее сложно испугать, она ведь типичная шестидесятница.


«Я диктатор абсолютно во всем, что связано с кинематографом»

В моей фильмографии пять картин, но любимых нет. Ближе всего мне та, которую я снял недавно, — «Смерть нам к лицу», потому что ее сделал «я настоящий». А, например, короткометражку «Твой брат так умеет» снял выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Хотиненко, Финна, Фенченко) в 2014 году — тогда я был совсем другим.

Сегодня занимаюсь малобюджетным кино, поэтому стараюсь делать все сам. Я диктатор абсолютно во всем, что связано с кинематографом. Как режиссер, я сталкиваюсь с большим количеством сложностей: как все успеть, когда все-таки поспать и, самое главное, где найти коллег, которые будут верить в фильм так же, как и я.

Режиссер — это Христофор Колумб в кино: у него есть мечта — открыть Америку, то есть снять крутой фильм, а вся команда хочет поесть и домой. Поэтому, во-первых, режиссеру нужно быть диктатором, ведь только он знает, какой должна быть картина. Во-вторых, здоровым эгоистом. Автор должен любить себя и обожать то, что он делает. Только в этом случае его начнут ценить и уважать другие: не только команда, но и зрители. В-третьих, ему необходимо быть экспертом в своем деле и обладать харизмой, чтобы за пару минут увлечь своими идеями.


Здоровый эгоизм против критики

Но я добрый диктатор: за всю свою десятилетнюю карьеру кричал на площадке всего два раза. Всегда стараюсь слушать советы других, иногда даже прислушиваюсь. В первую очередь к актерам, ведь они мои абсолютные соавторы — вместе мы создаем персонажей, то есть людей, которых вообще никогда не существовало. Здесь могу идти на уступки. Но я делаю авторское кино, и только я знаю, каким его должен увидеть зритель, тут мне никто не советчик.

Разумеется, слышу много критики в свой адрес, как и любой автор. Но я рационально отношусь к ней. Например, мой фильм «Арбузные корки» на ТНТ посмотрели 1 миллион 400 тысяч зрителей, а оставили негативные комментарии всего 100 из них. Сравниваю эти числа, и смешно становится. Да, я не знаю, что думают другие 1 миллион 300 тысяч зрителей, но это уже эффект кота Шредингера, так со всем кино. Мой здоровый эгоизм позволяет мне считать, что я хотя бы что-то делаю, а те, кто критикует, особенно в интернете, ничего в своей жизни не сняли.


{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-25}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-4}},{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-25}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:10,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:11,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:6}},{"id»:13,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:-18}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:6}}],"steps»:[{"id»:12,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:15,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Кофе EGOISTE — продукт высокого качества, который производится из редких сортов арабики и отвечает строгим европейским стандартам. EGOISTE рождается на современных заводах Швейцарии и Германии. Все этапы производства, от обжарки зерен до фасовки и упаковки, проходят в одном месте — это важно для тщательного контроля качества кофе.

Инновационный и традиционный, зерновой и растворимый — независимо от предпочтений вкуса каждый найдет идеально подходящий продукт. Кофе EGOISTE — для людей, которые разбираются в кофе и выбирают для себя лучшее.

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:360}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:2.7,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Материал подготовлен при поддержке


Текст: Ксения Сергиенко

Редактор: Алена Анюхина

Менеджер: Роман Рык

Дизайн: Александра Анипченко


Арт-директор: Светлана Павлова

Продюсер: Анастасия Милованова

Фото: Дмитрий Коньков

Ассистент фотографа: Павел Устинов

Сет-дизайн: Анастасия Смирнова

Ассистент сет-дизайнера: Екатерина Одина

Стиль: Валерия Пекарская

Прически / груминг: Таня Кидямкина

{"width»:1290,"column_width»:128,"columns_n»:10,"gutter»:1,"line»:20}
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}