Как ветераны войны, выходцы из ЦРУ и спецназа оказываются на службе IT-компаний Кремниевой долины

IT-индустрия в 2010-е стала настолько прибыльной, что Google, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и другие крупные корпорации могут позволить себе не только строить футуристические штаб-квартиры, но и нанимать охрану из бывших спецназовцев. Журналист, писатель и ветеран иракской войны Мэтт Галлахер выяснил, каково попасть из мира партизанской войны в мир веганского латте и может ли стратегия, разработанная для Ирака, пригодиться в Кремниевой долине.
Как ветераны войны, выходцы из ЦРУ и спецназа оказываются на службе IT-компаний Кремниевой долины

Черт его знает, как ты здесь оказался. Еще несколько лет назад ты вел отряд сквозь ад горячих точек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это было тогда. Сейчас ты в Калифорнии, под теплым южным солнцем, следишь за тем, чтобы группа молодых айтишников в кедах и клетчатых рубашках преодолела без потерь оживленный перекресток. «Это не айтишники, — поправляешь ты себя, — а разработчики программного обеспечения. И прежде всего — клиенты».

Одна IT-компания недавно потеряла сотрудника — его сбил автобус. Поэтому ты здесь: чтобы защитить клиентов, иногда даже от них самих. Они обычные люди, просто слегка не от мира сего. На переходе через оживленный перекресток они пялятся в экраны своих смартфонов.

Краем глаза ты замечаешь невысокого разработчика, уткнувшегося в планшет, — он на полтора метра отошел от тротуара. Кричать уже поздно. Ты хватаешь его за шкирку и выдергиваешь из-под здоровенного грузовика, который проносится мимо, отчаянно сигналя. Невысокий разработчик, часто моргая, бормочет слова благодарности.

3 апреля 2018 года в тихом городке Сан-Бруно, Калифорния, прогремели выстрелы. 38-летняя женщина по имени Нашим Аджафи Агдам прошла через приемную головного офиса YouTube, разрядила полную обойму 9-миллиметрового Smith & Wesson в наполненном людьми опенспейсе, а затем покончила с собой. Тогда обошлось малой кровью: Агдам ранила четверых, но ни одного — смертельно. Но тем не менее индустрия высоких технологий, вслед за спортивной и игровой, начала вооружаться.

Спустя примерно 18 месяцев бывший пехотинец армии США, 34-летний Майк Райос, шагает по залитому солнцем кампусу Большой IT-фирмы, перекидываясь дружелюбными шутками со всеми, кого встречает по пути. «Завоевываю сердца и умы», — ухмыляясь, говорит он мне. Райос работает в Surefox Consulting — компании, управляющей физическими рисками. Которая, в свою очередь, входит в многослойную структуру службы безопасности Большой IT-фирмы. Специализация Surefox Consulting — «управление чрезвычайными ситуациями»; 90% из 271 ее сотрудника — ветераны войн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большая IT-фирма не захотела быть названной в этом материале. Я получил доступ к истории только потому, что служил в одном пехотном батальоне с Райосом в Ираке в 2008-м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Surefox была основана в Техасе в 2016-м, и она новый игрок в этом бизнесе. Хотя охранные фирмы и раньше нанимали бывших военных, команда, почти полностью укомплектованная ветеранами, — это что-то новое. Глава фирмы, 36-летний Джош Цотт, и ее операционный директор, 42-летний Брайан Свейгарт, вместе служили в 4-й пехотной дивизии армии США в Ираке. Оба награждены за доблесть; Цотт удостоен Серебряной звезды за боевые действия в ходе засады у Тикрита — охоты на Саддама Хусейна (Серебряная звезда — третья по значимости награда за доблесть в бою в американских ВС. — Правила жизни).

Сегодня Райос несет свою службу без тяжелого вооружения. Но сотрудников Surefox и без того легко опознать в толпе взъерошенных айти-специалистов — по военной выправке и аккуратно заправленным рубашкам. Стационарные и мобильные отряды компании быстро выявляют чужаков, зашедших на территорию кампуса. Чаще всего это экодемонстранты, озлобленные уволенные сотрудники или бездомные.

Пока мы с Райосом прогуливаемся по кампусу, один из его постовых докладывает о ранении: «Парень порезал палец, открывая коробку ножом». Райос замечает с иронией: «Иногда эти ребята теряются в ситуации, которую вы сочли бы самой обычной». «Много дыма, но мало огня», — добавляет его сотрудник, 41-летний морпех-ветеран Донни Тенгко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда Райос бросил мне фразу про «завоевание сердец и умов», я думал, это одна из его шуточек. Но потом я услышал ее от другого сотрудника Surefox, затем — от третьего. Через пару дней меня осенило: делая ставку на знание местности и контакт с местными жителями», Surefox используют в Кремниевой долине контр­партизанскую тактику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тактика COIN (Counterinsurgency — борьба с повстанческими движениями. — Правила жизни) применялась в Ираке и Афганистане еще десять лет назад. Ее цель состояла в том, чтобы отделить местных жителей от повстанцев. В Афганистане COIN провалилась. В Ираке была весьма успешной на первом этапе операции благодаря ощутимым финансовым вливаниям и попыткам достичь союза с местными суннитскими лидерами. Вопрос стоял так: сработает ли она без американского военного патруля на каждом углу.

Как вскоре выяснилось — не сработает. Практически бесконечное вливание денег оказалось ключевым условием — и невыполнимым для американских вооруженных сил. В Кремниевой долине ситуация иная: акционеры не задают вопросов, зато — с учетом рекордного количества миллиардеров на единицу населения — охотно спонсируют самые фантастические затеи, если они обеспечат сохранность их миллиардов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

COIN умер, да здравствует клиентский сервис!

Военное прошлое заметно во всей структуре Surefox. «Мы сознательно скопировали армейскую систему подчинения офицерам», — рассказывает Свейгарт. Одна из целей компании, по его словам, — создать «новое армейское сообщество» для бывших военных. «Иногда мы слышим от парней: "Я снова чувствую себя при деле", — и это дорогого стоит».

Вечер я провожу вместе с сотрудниками Большой IT-фирмы в близлежащем баре. Они говорят, что благодарны своим охранникам. Но как бывшие военные определяют грань допустимого? Они должны быть начеку, но при этом — незаметны. Активны, но не навязчивы. И как и многие мои иракские собеседники, айтишники требуют анонимности, хотя разговор касается самых поверхностных тем.

Профессионализм Surefox впечатляет, спору нет. Но мне не дает покоя мысль: местная начальная школа — по-прежнему легкая цель для террористов. Как и дом престарелых. И церковь ниже по шоссе. И йога-студия через дорогу. Обитателям Кремниевой долины под силу изменить общенациональный подход к проблеме вооруженного насилия — с их-то деньгами и влиянием, но они защищают только себя. Зато арендная плата за жилье в Сан-Франциско продолжает расти, вытесняя небогатые семьи и превращая его в город для привилегированного класса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошлой весной 31-летний Эрик Гонзалес провел целый месяц на посту перед Сейлфорс-тауэр — самым высоким зданием Сан-Франциско, — охраняя смартфоны. Крупный бренд продвигал новую линейку гаджетов и, чтобы поднять ажиотаж, выставил новые образцы прямо на тротуаре. В течение дня Гонзалес поддерживал мир между консультантами бренда и праздными прохожими, некоторые из них были не прочь унести телефон с собой. А во время ночных дежурств Гонзалес вспоминал Ирак.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда темнело, смартфоны переносили в помещение, а Гонзалес и его коллеги переключались на охрану здания и продукта внутри: расставляли посты и высылали патрули. В долгие ночные часы чувства Гонзалеса обострялись, а на ум приходили мрачные фантазии об опасностях, которыми кишит окружившая его тьма, — точь-в-точь как в иракских ночных дозорах.

Однажды во время ночного дежурства из темноты раздался грохот. Гонзалес выкрикнул: «Кто идет?» — но ответа не последовало, а грохот только нарастал. Стал оглушительным. Гонзалес напрягся и потянулся за фонариком: из темноты появилась фигура, и это был не диверсант с самодельным взрывным устройством, а бездомный, толкающий тележку из супермаркета. Он попросил у Гонзалеса закурить.

34-летняя Джессика Джаспер — чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу — ходит в спортивный зал Большой IT-фирмы каждый день. Она переехала ближе к заливу после нескольких лет работы телохранителем у голливудских знаменитостей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джаспер привыкла не слишком усердствовать на скамейке для пресса, чтобы не смущать окружающих ее айти-специалистов. Она уже не смеется над косплеерами, которые устраивают в кампусе костюмированные вечеринки. Не все ее коллеги настолько отстраняются от клиентов: однажды двое бывших военных нашли целый арсенал пластиковых мечей и воссоздали сцену из «Храброго сердца». Другой сотрудник Surefox как-то наткнулся на сотрудника Большой IT-фирмы, когда тот, вооружившись волшебной палочкой, накладывал заклятие на боксерскую грушу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Как и эти ребята, мы много работали, чтобы оказаться здесь, — говорит Джаспер. — Они боролись в цифровом мире, а мы — в физическом». Джаспер работает в подразделении по защите руководителей (ПЗР). В задачи отряда входит круглосуточная охрана и сопровождение боссов Кремниевой долины. Чем выше ранг руководителя, тем выше квалификация его охраны — новую жизнь здесь обретают выходцы из ЦРУ и спецназа.

ПЗР путешествует вместе со своими клиентами и значительную часть работы проделывает заранее: изучает местность и логистику, схемы движения, готовит запасные выходы и убежища.

30-летний Джош Темпко, еще один член ПЗР, — бывший снайпер-разведчик. Он приветлив и готов делиться некоторыми безобидными историями, что отличает его от многих коллег, из которых и слова не вытянешь. Несколько месяцев назад Темпко вместе с крупным руководителем Кремниевой долины оказался в Вашингтоне. Босс искренне интересовался деталями службы своего телохранителя, особенно тем, что происходило в Афганистане. Тем осенним днем в американской столице снайпер рассказал богатому успешному руководителю технологической компании об ужасах войны, царящих в Афганистане, нищете и неравенстве. Он был тронут: боссы не часто спрашивают о службе, тем более не из вежливости, а из искреннего интереса. «Это редкость в нынешней Америке», — говорит солдат.

В мое последнее утро в Крем­ниевой долине я покидаю офис Большой IT-фирмы, чтобы отправиться на север — к сияющей арене Chase Center, обители «Воинов Золотого штата» (Golden State Warriors — калифорнийская баскетбольная команда. — Правила жизни). Сегодня они играют против L.A. Lakers и Леброна Джеймса, и у Surefox нашелся для меня лишний билетик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернее, чуть больше чем просто билетик — компания выкупила клубную ложу «Ультра VIP». Это показатель статуса: агентство заботится о своих сотрудниках, а заодно привлекает новых клиентов. Пока я ищу на парковке стадиона свою машину, натыкаюсь на огромный пикап с номерами Оклахомы и измятым кузовом. Он выглядит совершенно чужим в этом мире гранолы и солнечных панелей. На заднем стекле — наклейки: «Поддержи местных головорезов», «Стрелки наших дней», Sua Ponte (лат. «По их желанию») — девиз 75-го полка рейнджеров. «Странно в этом месте встретить рейнджера, — думаю я. Кремниевая долина объединила столько разных людей».

Ложа «Ультра VIP» отвечает самым смелым ожиданиям: еда, холодное пиво, вино, одетые с иголочки официанты. В какой-то момент я отхожу в сторону, чтобы рассмотреть сцену во всей полноте: сотрудники Surefox – сплошь ветераны — заливаются смехом на передних сиденьях, двое из них привели с собой жен, которые смеются вместе с ними над военными байками, услышанными, наверное, уже в сотый раз. У столика в центре двое из ПЗР выпивают вместе с потенциальным клиентом. Сзади, опершись на столб и скрестив на груди руки, наблюдает за происходящим Свейгарт. Я предполагаю, что он обдумывает пройденный его компанией путь и дальнейшие планы: расширение, рост, увеличение прибыли — те же самые мысли крутятся в голове у охраняемых им специалистов. Компания Surefox принесла армейский дух в Кремниевую долину, но и сама перенимает черты Большой IT-фирмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внизу, на баскетбольной площадке, один из игроков «Воинов Золотого штата» в прыжке забрасывает мяч в корзину. Толпа ревет, сотрудники Surefox обнимаются. Еще один слоган из тактики COIN всплывает в моей памяти: «Адаптируйся и побеждай». ≠

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: