«Красавица и чудовище»

Сюжет этого фильма вам хорошо знаком: дочь инженера по имени Белль живет в маленьком французском городке с не особо образованными или просвещенными жителями — сама она при этом любит книги и являет собой образец независимости. За Белль ухаживает напыщенный и настойчивый мужлан Гастон, от которого она отбивается. Однажды отец Белль случайно заезжает в заколдованный замок, в котором обитает чудовище и ожившие предметы мебели вроде часов и канделябра. Он срывает для дочери розу, за это чудовище берет его в плен и соглашается вернуть только в обмен на саму Белль, которая, по замыслу хозяина замка, должна его полюбить.

Дэвид Боуи на съемках фильма «Человек, который упал на Землю»
Далее Дэвид Боуи на съемках фильма «Человек, который упал на Землю»
В прокате «Паранормальное» — еще один интеллектуальный ужастик, который захватит ваше воображение
Далее В прокате «Паранормальное» — еще один интеллектуальный ужастик, который захватит ваше воображение

«Красавица и чудовище» — это экранизация диснеевского мультфильма 26-летней давности, максимально верная оригиналу: те же костюмы, почти те же песни (хотя в России они идут в дубляже), местами даже те же кадры. На роль Белль взяли одну из главных феминисток Голливуда Эмму Уотсон, которая ради фильма даже отказалась от роли в «Ла-Ла Ленде». Но ничего неожиданного или прогрессивного (кроме одного гомосексуального персонажа, из-за присутствия которого в России фильм получил рейтинг 16+) в «Красавицу и чудовище» не добавили, история осталась такой же, какой она была в начале 90-х. Можете не сомневаться, этот фильм — продукт расчетливой корпорации, которая хочет заработать на ностальгии, волшебства здесь мало. Впрочем, это не значит, что на него незачем идти: в «Красавице и чудовище» как минимум постарались художники — от костюмов и декораций трудно оторвать глаза. Компьютерная графика тоже сделана удачно: в чудовище в исполнении Дэна Стивенса веришь, хотя часам Когсворту и канделябру Люмьеру реалистичный CGI скорее мешает. Но главное — это Эмма Уотсон, главная звезда фильма, которая, как оказалось, идеально подходит на роль Белль; ей абсолютно удалось передать ощущение сказки, пусть эта сказка и слегка устарела.

«Сплит»

От нового фильма М. Найт Шьямалана, наверное, никто ничего не ждет — последние несколько лет режиссер снимает в основном плохое кино (за исключением малобюджетного и самоироничного «Визита»), а его любовь к дешевым твистам превратилась в мем. Но «Сплит», положительно встреченный критиками, заслуживает вашего внимания. Трех девушек похищает и запирает в подвале маньяк Кевин. У него диссоциативное расстройство — в нем живут 23 личности разных возрастов и характеров, включая похитителя и маньяка Дениса, домохозяйку Патрицию и девятилетнего мальчика Хедвига. Кевина играет Джеймс Макэвой, и он выкладывается по полной, изображая разные личности. Фильм, впрочем, держится не на нем одном: «Сплит» еще прекрасно работает, как триллер — он держит в напряжении, и каждая попытка трех подростков вырваться на свободу (одну из них, кстати, играет Аня Тейлор-Джой, звезда фильма «Ведьма») заставляет нервничать и хвататься за ручки кресла в кинотеатре. Без классических шьямалановских твистов тоже не обошлось: чем больше мы узнаем про Кевина (параллельно с историей про трех девушек в подвале разворачивается сюжетная линия про психолога, который общается с маньяком), тем более пугающим он становится.

Про «Сплит» трудно сказать что-то кроме того, что он просто работает: Макэвой показывает актерский дар и способность играть не только смазливых и приятных героев, но и настоящих пугающих мерзавцев, Шьямалан показывает свою способность нагнетать и пугать — «Сплит» медленно разгоняется и доходит до настоящей жути. При этом еще по «Визиту» было видно, что у режиссера появилась склонность к самоиронии, и «Сплит», несмотря на свою верность жанру и вполне серьезную интонацию, — это тоже, на самом деле, рефлексия на тему всего творчества Шьямалана. Концовка тут, как принято в его фильмах, тоже неожиданная — но не так, как раньше, а еще интереснее.

«Манхэттен»

Если вам вдруг не хочется смотреть современное кино, то на этих выходных в Москве в кинотеатре «Пионер» можно посмотреть классику — «Манхэттен» Вуди Аллена 1979 года, который некоторые считают лучшей работой режиссера; фильм недавно отреставрировали в формате 4K и показывают в рамках фестиваля «Бесценные города в кино». Здесь все, как обычно у Аллена: самоирония, горький юмор и мир американских интеллектуалов. Сам режиссер играет сценариста по имени Айзек Дэвис, который уходит с работы и параллельно разбирается в отношениях с несколькими девушками. Но главный герой тут, на самом деле, Нью-Йорк и конкретно Манхэттен — фильм даже открывается видами города, под которые Дэвис читает черновик своей книги о человеке, который влюблен в Манхэттен. Фильм полон персонажами, которые не в ладах с самими собой, — они состоят в неудачных браках, работают на нелюбимых работах и гонятся за невозможными мечтами (как, например, главный герой, который хочет написать книгу); Нью-Йорк тут — город запутавшихся и одиноких людей, и в этом смысле фильм отлично смотрится в Москве в 2017 году.

Любопытно, что несмотря на современный культовый статус и восторги критиков, сам Аллен невзлюбил фильм, как только закончил работать над ним — он даже предлагал студии не выпускать «Манхэттен», а вместо него снять другое кино бесплатно. Его не послушались, и фильм стал хитом в прокате.