T


Бан, отписка, блок:

getty images

как существовать в онлайне в эпоху фейк-ньюс
и тотального негатива


Кризис продемонстрировал самое худшее и в цифровых пространствах, и в людях: количество токсичных комментариев, ничем не подкрепленных мнений и вирусных видео сомнительного содержания за последние месяцы зашкаливало. Некоторые забывают, что по ту сторону экрана находятся реальные люди и позволяют себе вещи, которые в офлайн-жизни обернулись бы неприятными последствиями. Именно поэтому многие сейчас заговорили о цифровой гигиене, ведь качество онлайн-жизни важно так же, как важны здоровый сон, правильное питание, отдых и занятия спортом. Можно ли попытаться отгородиться от токсичной информации, как масками и санитайзерами — от вируса?
И где грань между так называемым overreacting и отстаиванием собственных границ? Разбиралась Дарья Васильева, журналист и автор канала «Даша, Контент
и Цифровой этикет»
в «Яндекс.Дзене».

Дарья Васильева

Информационный вирус

Благодаря главе Всемирной организации здравоохранения Тедросу Гебрейесусу в наш лексикон вошло слово «инфодемия» — так в ВОЗ охарактеризовали волну фейк-ньюс и конспирологических теорий о коронавирусе. В современном мире информация действительно распространяется вирусным образом: неосторожный лайк, дружеский шер, репост в популярном паблике, снова лайк — и вот у фейка уже миллионы просмотров. В захватывающие новости поверить гораздо легче, особенно если они подкреплены «исследованиями британских ученых», видеопруфами и фотографиями даже годичной давности. Даже самый здравомыслящий человек может попасться в эту ловушку, если получит информацию сразу из нескольких источников. Представьте, сначала родственник в WhatsApp, потом коллега в Telegram, а затем пост в ленте Facebook — и вот вы уже смотрите видео или читаете статью. И может быть — даже верите содержимому.


Интернет-культура построена на экономике лайков, лучше всего «заходит» шок- и полемический контент (посмотрите на заставки и заголовки роликов на YouTube), и в погоне за большей аудиторией границы допустимого размывают даже авторитетные блогеры и качественные медиа.


Facebook, YouTube, Twitter и другие влиятельные медиакомпании не успевают удалять и модерировать вредный контент (или предпринимают недостаточно усилий). Он трансформируется, разрастается, кочует на другие платформы, оседает в головах людей. Чтобы удалить аккаунт Дэвида Айка — профессионального конспиролога, запустившего опасный фейк о вышках 5G, — YouTube понадобился целый месяц. Недавно компания удалила интервью вирусолога-антипрививочницы Джуди Миковиц (она, в частности, утверждает, что ношение масок способствует распространению вируса), но его до сих пор просто найти в сети. Вся эта борьба напоминает отрубание голов гидре, и, как заметил автор интервью с Миковиц, блогер Патрик Бет-Дэвид, удаление информации воспринимается некоторыми людьми как акт цензуры — и заставляет их думать, что, возможно, от них хотят что-то скрыть.




Частое
использование
смартфонов
негативно влияет
на психологическое
состояние

Как выработать иммунитет?

На этот вопрос нет однозначного ответа, кроме как развивать критическое мышление и завести привычку перепроверять информацию. Вот базовые правила, которые всегда нужно иметь в виду:



‣ наличие фото и видео не гарантирует, что информация правдива, — в эпоху дипфейков доверять визуальным «пруфам» уже нельзя;


‣ если какую-то новость или видео вам переслал друг или человек, обладающий в ваших глазах авторитетом, это не повод безоговорочно ему верить — доверять можно только реальному эксперту в данной теме/проблеме (желательно и его мнение подкреплять дополнительно);


‣ обращайте внимание на источник, откуда пришла информация: если это репост из соцсетей, найдите первоисточник, пролистайте страницу человека в соцсетях и составьте представление о нем; если это политик — изучите его бэкграунд и попробуйте разобраться в его мотивах;


‣ если вы узнаете новости из неофициальных пабликов в соцсетях, старайтесь перепроверять их на сайтах качественных СМИ — желательно нескольких, если тема спорная, — журналисты тоже ошибаются;


‣ если паблик/ресурс, из которого вы узнаете новости, неоднократно ошибается — отпишитесь от него, не плодите в своем смартфоне информационный мусор;


‣ если вы прочитали чье-то мнение по дискуссионной теме, ознакомьтесь с мнением оппонентов или ознакомьтесь с предысторией вопроса;


‣ используйте сайты-фактчекеры типа FactCheck.Org или Snopes.com, а также просматривайте соответствующие рубрики у больших медиа вроде The New York Times или The Washington Post.










getty images

Что делать, если фейки распространяют ваши знакомые и близкие


У каждого из нас есть один знакомый, который пополнил ряды конспирологов и действительно принимает на веру любую, самую спорную и абсурдную информацию и считает необходимым ею поделиться, иногда в весьма навязчивой манере.

Отвечать на это агрессией или шеймингом непродуктивно и даже вредно. Дезинформации чаще всего подвержены люди, не обладающие критическим мышлением, легко поддающиеся панике и не доверяющие властям и официальным источникам («все проплачено»). К сожалению, таких большинство. Американские эксперты, профессионально изучающие влияние дезинформации на мышление человека, советуют следующее:



‣ проявлять эмпатию к таким людям. Все ошибаются;

‣ лучше осторожно не согласиться и предложить альтернативную точку зрения;


‣ возможно, если ваш дядя не верит Минздраву /  ВОЗ / любой другой официальной структуре, он прислушается
к вам;


‣ спорить до посинения тоже не надо — в таких ситуациях дискуссия направлена не на поиск правды, а на доказательство чужой неправоты. Если видите, что аргументы не работают, остановите конфликт и смените тему. В такой ситуации лучше сохранить отношения.











Dzmitry Kliapitski/Alamy/Legion Media

Отправлять в бан и блок — это нормально?


Если вы испытываете дискомфорт, раздражение и тревожность от того, что вам пишут знакомые или случайные люди, то лучше оградить себя от общения.


На своем личном примере я убедилась, что в первую очередь необходимо обозначить задетые границы и попросить так не делать. Работает это не всегда: просьбу смогут понять только осознанные люди. Напишите им, что вам неприятно, а в дальнейшем будьте жестче. Если этот негатив идет в адрес какого-то вашего контента/поста, можно скрыть его от конкретных людей или даже их заблокировать.


Если вы получаете негатив от незнакомых людей — друзей друзей в фейсбуке, читателей в инстаграме, то стоит подумать, почему люди так себя ведут по отношению к незнакомому им человеку (почему нельзя писать «конструктивную» критику в комментариях,
я писала на канале в «Яндекс.Дзене»). Скорее всего, они проецируют на вас какие-то свои негативные установки и негатив в их словах на самом деле не о вас, а о них. А значит, можно либо проигнорировать, удалить, либо с юмором ответить. Если вас это фрустрирует — смотрите первое предложение.



новости

заставляют

тревожиться

еще больше


Фильтрация контента

Тезис о том, что соцсети негативно влияют на нас, не раз подтверждался исследованиями: их регулярное использование не только ухудшает настроение, снижает самооценку, вызывает привыкание, но и повышает уровень стресса, развивает тревожность, влияет на сон и даже может развить зависимость. Пользоваться ими мы, конечно же, не перестанем, но можем научиться делать это с наименьшим вредом для себя и окружающих.

Если вы замечаете, что постоянно переживаете о ситуации в стране или мире и это негативно влияет на вас, ваше настроение и работоспособность, стоит отписаться от всех, кто публикует негативно настроенные публикации. Быть в курсе — не значит постоянно плавать в новостях и токсичных комментариях.


Чтобы дозировать и лимитировать новости, стоит подписаться на новостные каналы только в одном месте, а не во всех соцсетях — пусть для новостей будет, например, Twitter (достаточно раз в день проверить «тренды» и пройтись по паре публикаций из топа), а для развлечения и поддержания связи со знакомыми подойдет Instagram или Facebook.


Также отпишитесь от ненужных каналов и групп
в соцсетях: вам станет намного легче жить как минимум потому, что лента не будет перегружена контентом и не будет возникать ощущения «я пропущу что-то важное». Вы ничего не пропустите.




getty images

Список книг, которые стоит прочитать, чтобы еще лучше понимать, как и почему стоит держать свое цифровое пространство в чистоте и голову в порядке и как не нарушать границы других людей:







«Цифровой минимализм» Кэла Ньюпорта

Книга, которая пригодилась бы нам еще десять лет назад, ведь тогда мы могли бы не исправлять ошибки в своем онлайн-поведении, а не допустить их. Книга помогает осознать важность живой коммуникации и помогает вернуться «к истокам», когда смартфоны не отнимали значительную часть нашей жизни.


«В интернете кто-то неправ!» Аси Казанцевой

Научно-популярная книга о спорных вопросах, которые вызывают у интернет-пользователей расхожие мнения. Научит обосновывать свою позицию в дискуссиях.


«Безопасная сеть» Эрика Куалмана

О том, как защитить личные данные, что стоит и не стоит публиковать и как сохранить репутацию в сети. Автор приводит в пример реальные истории ошибок знаменитостей и компаний в соцсетях и рассказывает, как их не совершить.


«Выгорание» Эмили и Амелии Нагоски

Основанная на научных исследованиях книга о том, как справляться с эмоциями, как отстаивать свою позицию
и как избавиться от накопившегося стресса.









Paul Hanaoka/ Unsplash

{"width":1292,"column_width":177,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
true
960
1290
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}