Все жанры сразу

Милтон Глейзер родился в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из Венгрии. Он довольно рано определился с тем, что хочет связать свою деятельность с искусством — окончил Манхэттенскую художественную школу, а затем художественный колледж Cooper Union и Академию изящных искусств в Болонье, где учился у живописца Джорджо Моранди.

instagram.com/miltonglaserinc

Такое образование открывает перед тобой всю мировую культуру и направления в искусстве, и может быть сложно определиться, в каком жанре работать, — Глейзер и не стал. Вернувшись из Болоньи в Нью-Йорк, вместе со своими однокурсниками из колледжа он основал дизайн-студию Push Pin, в основу работы которой лег принцип смешения жанров, техник и культурных референсов. Это же определило и манеру творчества самого Глейзера: однозначно охарактеризовать все многообразие его работ довольно сложно (и бессмысленно), а вот найти в нем отсылки к ар-нуво, творчеству Марселя Дюшана и дадаистов, китайской каллиграфии — запросто.

Ода любви к Нью-Йорку

Глейзер не только родился и вырос в Нью-Йорке, он жил городом и искренне его любил. В 1968 году он вместе с журналистом Клэем Фелкером основал журнал New York и до 1977 года был там арт-директором, разработал логотип издания и нарисовал не один десяток обложек.

Но, конечно, главным признанием в любви к городу стала кампания 1977 года. В середине семидесятых в Нью-Йорке вырос уровень преступности, город стал считаться опасным, перестал привлекать туристов и был на грани банкротства. Правительство штата решило всерьез взяться за развитие туризма и поручило рекламному агентству Wells Rich Greene и Милтону Глейзеру, который с ним сотрудничал, придумать соответствующую кампанию и айдентику.

  • instagram.com/nymag
  • instagram.com/nymag

По легенде, Глейзер придумал простой логотип с сердечком, когда ехал на заднем сиденье такси на встречу с заказчиком. Логотип незатейлив, но полон смысла: шрифт, которым написаны буквы I и NY, — это American Typewriter, распространенный среди американских печатных машинок и прочно ассоциированный с Нью-Йорком. Квадратная композиция основана на работе LOVE художника Роберта Индианы: она была создана в 1970 году и успела стать культовой. Свежепридуманный логотип Глейзер передал мэрии безвозмездно в качестве акта буквального акта признания в любви к Нью-Йорку.

Courtesy of Milton Glaser Inc.

Сердечки на футболках и не только

Глейзер думал, что кампания для продвижения туризма продлится всего пару месяцев, но она стала настолько популярной, что затянулась на годы. Сейчас логотип I♥NY приносит штату Нью-Йорк $30 миллионов ежегодно: его печатают на футболках, кружках и другой сувенирной продукции, которая пользуется невероятным спросом у туристов. Идея стала настолько популярной, что правительству приходится регулярно подавать жалобы на тех, кто создает аналогичные логотипы с надписями вроде «я люблю йогу», «я люблю радио» и «я люблю что угодно» (сейчас на счету штата около 3000 таких исков).

Warner Bros.

Футболка с сердечком и вовсе стала культовой вещью. Она считается непременным атрибутом туриста, побывавшего в Нью-Йорке, но также появляется на Чендлере из «Друзей» как часть костюма «американца». Такую же футболку носит Эмма Уотсон, героини сериала «Сплетница» и многочисленные модные блогеры. Футболка вдохновляет модных дизайнеров: например, ее перекроенная версия вошла в коллекцию весна-лето 2013 3.1 Phillip Lim, а марка Eddie Borgo переосмыслила ее в панковском духе.

Особенную значимость логотип приобрел после трагедии 11 сентября. Глейзер, оказавшийся очевидцем страшных событий, разработал модифицированную версию: у красного сердца оказался обожженным край, а под исходной надписью появилась приписка more than ever (получилось «Я люблю Нью-Йорк больше, чем когда либо»). «В течение нескольких дней после трагедии я работал над новым постером, чтобы выразить в нем все, что я искренне хотел сказать в тот момент. С нашим городом случилась беда, и она воспринималась как смерть близкого человека — пока это не случилось, не понимаешь, как сильно любил его», — рассказывал дизайнер. В итоге новый логотип помог людям оправиться, стал символом общности для ньюйоркцев, сплотил напуганных людей, чтобы вместе преодолеть ужас и трудности.

Viviane Moos/Corbis via Getty Images

Боб Дилан, Олимпийские игры и Всемирная организация здравоохранения

Хотя I♥NY остается самой узнаваемой работой Глейзера, есть в его портфолио и не менее значимые — например, обложка сборника Greatest Hits Боба Дилана 1968 года с профилем музыканта и разноцветной прической, плакат для Олимпийских игр 1984 года в Сараево и логотип кампании борьбы со СПИДом для Всемирной организации здравоохранения.

Courtesy of Milton Glaser Inc.

Список можно продолжать еще долго: тут и психоделический постер седьмого сезона сериала «Безумцы», и плакаты с призывами задуматься о климатических изменениях, и реклама легендарного ликера, и многое другое. Это наглядно доказывает: Милтон Глейзер — куда больше, чем просто дизайнер, и уж точно не только создатель «логотипа Нью-Йорка». Его работы, основанные на разностороннем бэкграунде и задействовавшие весь культурный арсенал, сейчас считаются классикой поп-арта и важной вехой современного дизайна. Сам же Глейзер до конца продолжал работать, преподавать, рассказывать еврейские анекдоты в YouTube-шоу — и, конечно, любить Нью-Йорк.

  • Courtesy of Milton Glaser Inc.
  • Courtesy of Milton Glaser Inc.