Американские ученые смоделировали путешествие во времени с помощью квантового компьютера и выяснили, что «эффекта бабочки» не существует

«Если бабочка взмахнет крыльями в Бразилии, начнется ли торнадо в Техасе?»
Теги:
Unsplash

Ученые из США смоделировали путешествие во времени с помощью квантового компьютера IBM-Q, пишет ScienceAlert. Опираясь на свое исследование, они пришли к выводу, что в квантовом мире не существует «эффекта бабочки».

«Эффект бабочки» — это научный термин, смысл которого заключается в том, что даже одно незначительное событие может иметь большие и непредсказуемые последствия.

«Если бабочка взмахнет крыльями в Бразилии, начнется ли торнадо в Техасе?» — заявил в 1972 метеоролог Филип Мерилис, и с тех пор эта фраза стала крылатой.

Выражение про бабочку популярно до сих пор, особенно в литературе и самых разных произведениях научной фантастики. Известные книги на эту тему: «И грянул гром» Рэя Брэдбери, где гибель бабочки в далеком прошлом изменяет будущее, сказка «Мотылек топнул ногой» Редьярда Киплинга. Кроме того, есть фильм 2004 года о путешествиях во времени под названием «Эффект бабочки» с Эштоном Катчером в главной роли.

Кадр из фильма «Эффект бабочки»
New Line Cinema

Тем временем американские физики в своей работе пришли к выводу, что в квантовом мире нет «эффекта бабочки».

«Мы смогли увидеть, что происходит со сложным квантовым миром, если отправиться назад во времени и добавить небольшие изменения. Мы обнаружили, что наш изначально смоделированный мир остается таким же. Это означает, что в квантовой механике нет "эффекта бабочки"», — рассказал один из авторов исследования Николай Синицын.

По его словам, симуляция путешествия во времени стала возможной, так как квантовый компьютер может без проблем имитировать процесс эволюции в обратном направлении.

Физики подчеркнули, что речь идет о квантовой механике и результаты их исследования не относятся к классической физике.

«Мы выяснили, что понятие хаоса в классической физике и в квантовой механике должно пониматься по‑разному», — отметил Синицын.

А вы сталкивались с тем, что незначительные события существенно меняли ход событий?