T

«Это просто мой долг и работа»:

как врачи помогают пассажирам в полете

По статистике, собранной Ассоциацией врачей авиационной медицины (АВАМ), в 2018 году на рейсах российских авиакомпаний каждый месяц происходило не менее 15 случаев, в которых состояние пассажира ухудшалось настолько, что требовалась экстренная посадка. 15 случаев — это мало, абсолютное большинство полетов проходит без инцидентов. Но если что-то все-таки случается, на помощь пассажирам приходят получившие специальную подготовку бортпроводники — и медики, оказавшиеся на рейсе. Этим летом S7 Airlines совместно с АВАМ запустила программу привилегий для медиков «Врачи на борту». Благодаря ей пассажиры могут быть уверены, что вместе с ними, скорее всего, летят опытные медики, а врачи будут путешествовать с большим комфортом. Мы решили побеседовать с медиками, которым приходилось оказывать помощь на высоте 10 000 метров.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.32,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":16,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.32,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":16,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":-32,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":8,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Всеволод Дунаев, 

хирург из екатеринбургской городской клинической больницы № 40,

летел с друзьями и невестой на собственную свадьбу на Крит через Москву. Всеволод вспоминает: «После взлета прошло всего полчаса, я сидел и слушал музыку в наушниках, когда подошел мой друг и сказал, что одному из пассажиров требуется врач. Вижу: бортпроводники хлопочут вокруг мужчины. Я сразу заметил у него характерную бледность и одышку — было похоже на сердечную недостаточность». Дунаев предложил свою помощь: измерил попутчику давление, посадил его поудобнее, расстегнул ему воротник и попросил бортпроводников принести аптечку и кислородную маску. После кислорода и приема нитроглицерина мужчине стало лучше: давление понизилось, дышать ему стало легче. Все обошлось — сажать самолет не пришлось, а в Москве у трапа уже ждала бригада реаниматологов. «Я хирург, работаю в неотложной помощи, — говорит Дунаев. — Я к таким ситуациям привык. Но вот в воздухе помогал
кому-то в первый раз».

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":-32,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":8,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ИГОРЬ САМАТОВ,

анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии ожоговой травмы Новосибирской областной клинической больницы,

летел в командировку в Москву. «Мы пролетели примерно половину маршрута, — вспоминает Саматов. — И тут объявили, что одному из пассажиров нужен врач. Я подошел и увидел, что в проходе между рядами лежит довольно крупный мужчина. Он не мог дышать и почти потерял сознание». Экипаж уже начал оказывать первую помощь, а командир готовился к экстренной посадке, но Саматов смог восстановить неожиданному пациенту дыхание при помощи классического реанимационного приема: запрокинул голову мужчины и выдвинул его челюсть вперед. Ситуация разрешилась почти мгновенно — мужчина сделал вдох, его состояние нормализовалось. Оказалось, перед полетом пассажир слишком много выпил, был максимально расслаблен и в определенном положении язык, как клапан, перекрыл ему дыхательные пути. Бортпроводники принесли баллон с кислородом, пересадили врача и его пациента в бизнес-класс. К посадке пассажир уже пришел в себя — поблагодарил врача и отправился за своим багажом.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":-32,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":8,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

МАКСИМ БОРИСОВ,

заведующий неврологическим отделением № 1 
Мытищинской городской больницы,

летел в Китай — в самолете предстояло провести десять часов. На середине маршрута одна из пассажирок поняла, что не может добудиться мужа, сидящего на соседнем кресле. Борисов, который откликнулся на вопрос «Есть ли на борту врач?», обнаружил, что пассажир без сознания, а пульс у него почти не прощупывается. Пассажира положили, приподняв ему ноги, чтобы улучшилось кровоснабжение головного мозга. Также помогли таблетки кофеина. Экстренная посадка не понадобилась, к концу полета пациент чувствовал себя хорошо и отказался от бригады скорой, которую предлагали прислать прямо к трапу.

Недавно перенесенные операции, хронические болезни сердца и легких, диабет — в воздухе все это может оказаться опасным. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что таким пассажирам перед путешествием на самолете обязательно необходима консультация врача.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.32,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":16,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.32,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":16,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":-32,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":8,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ,

руководитель якутской клиники «Дельта»,

летел из родного города в Новосибирск. «В какой-то момент я заметил, что мой сосед начал терять сознание. Подумал — может, пьяный? Но пахло от него не алкоголем, а ацетоном — такое бывает у диабетиков. К счастью, в сумке у него нашлись глюкометр и инсулиновый шприц. Я измерил пациенту уровень сахара в крови — оказалось, что он действительно опасно высокий — быстро рассчитал дозировку инсулина и сделал инъекцию» — рассказывает Григорьев — «Долетели до Новосибирска, а там я передал пассажира с рук на руки врачам „скорой“. Бортпроводники — молодцы, не растерялись и действовали слаженно, отнеслись человечно. Ну а мои действия — просто моя работа»

Разумеется, бортпроводники всегда придут на помощь пассажирам, но консультация профессионала, как и в любом деле, всегда предпочтительнее. Медики могут быстрее сориентироваться на месте благодаря накопленному опыту. В авиакомпании надеются, что благодаря программе «Врачи на борту» на большинстве рейсов S7 Airlines среди пассажиров окажется врач, который будет готов помочь. Бортпроводники будут заранее знать, что среди пассажиров есть медик. Скоро об этом смогут узнать и пассажиры: рейс, на котором летит врач, будет отмечен специальным значком.

Подобные программы есть в других странах, но эта — первая в России. Во многих западных странах действует закон «о добром самаритянине», по которому ни сам пациент, ни его родные не могут предъявить врачу иск по результатам добровольно оказанной помощи. В России такой нормы, к сожалению, пока нет, напротив: помогая людям вне больниц и в свободное от работы время, российские врачи формально идут на риск — если помощь приведет к осложнениям, медик будет нести личную ответственность. Поэтому в рамках программы «Врачи на борту» каждому медику оформляется полис страхования профессиональной ответственности — он защитит врачей от возможных претензий со стороны пациентов.

В программу может вступить любой профессиональный медицинский работник. Нужно только оставить заявку на сайте АВАМ и приложить документы, подтверждающие квалификацию. Врачи получают постоянную скидку на билеты, возможность взять с собой больше багажа, быстрее копить мили в программе лояльности и другие преимущества (с подробными правилами можно ознакомиться на сайте s7.ru). Кроме того, участникам доступен обучающий онлайн-курс по авиационной медицине.

Важно, что при этом регистрация в программе не накладывает на врачей никаких обязательств: оказывать ли попутчикам первую помощь — личное дело каждого врача. Впрочем, вряд ли кто-то откажется.

«Еще со времен института я знал, что, как врач, я не могу отказать человеку в помощи — не важно, в воздухе или на земле, — говорит Максим Борисов. — Уверен, что все мои коллеги считают так же».


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2432,"y":-169,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1216,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":627,"y":-27,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2432,"y":-169,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":314,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":1216,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":329,"y":-6,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":2661,"y":-196,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":12,"properties":{"duration":165,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":1166,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

автор идеи: Ольга Назарова

текст: Ксения Скрыпник

иллюстрации: Наталья Кожуховская

дизайн и верстка: Александра Анипченко 

редактор проекта: Александр Кувшинников

менеджер проекта: Александра Тимощук

{"width":1290,"column_width":177,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}