T

Энциклопедия

ТикТока

что нужно знать о приложении, захватившем мир

«А всё уже, всё!», I’m bored in the house and I’m in the house bored, «Это Господь-Господь» — на воскресших после карантина вечеринках фразами из TikTok начали говорить даже те, кто раньше со скепсисом относился к китайской социальной сети. Приложение с короткими и по большей части не перегруженными серьезным смыслом видео называют новым инстаграмом, оно поставляет прессе новых звезд и блогеров-миллионников, Gucci делает там рекламные кампании, а Дональд Трамп настолько его ненавидит, что пытался запретить в США. Esquire собрал все, что нужно знать о приложении.


Откуда ТикТок

вообще взялся?

Основателя ByteDance (компании — альма-матер тиктока) Чжана Имина пресса называет скромным программистом из провинции и сравнивает его с Марком Цукербергом — как и Марк, Имин не появляется в светских хрониках и вместо модели/актрисы выбрал в спутницы жизни бывшую одногруппницу.


Выпустившись из Нанькайского университета в 2006 году, Имин некоторое время проработал (и успел дойти до позиции технического директора с небольшой долей акций) в компании — агрегаторе авиабилетов Kuxun, затем в китайском отделении Microsoft (недолго), а в 2008-м присоединился к команде сервиса микроблогинга Fanfou — через год этот аналог Twitter был закрыт под давлением китайских властей (организаторы волнений уйгуров в Урумчи использовали приложение для координации действий). Выручив деньги с продажи доли в Kuxun, в марте 2012 года Имин открыл свой бизнес — технологическую компанию ByteDance, первым успешным проектом которой стал новостной агрегатор Toutiao. Через пять лет стоимость компании оценивали уже $20 миллиардов.


В 2014 году появился и практически сразу выстрелил стартап Musical.ly — созданная в Китае разработчиками Алексом Чжу и Луисом Янгом, но ориентированная на зарубежную аудиторию социальная сеть коротких видео, в которой пользователи могли накладывать на свой контент музыку и различные эффекты. Взяв эту концепцию за основу, ByteDance запустили свой аналог — локальное приложение Douyin. Douyin быстро обошло конкурентов, но концентрироваться на внутреннем рынке и дальше Имин не захотел — в ноябре 2017 года ByteDance приобрела Musical.ly (точная сумма сделки не разглашается, но есть данные, что это был миллиард долларов). На момент покупки у Musical.ly уже появились серьезные рекламодатели вроде Coca-Cola и контракт с Warner Music, приложение не покидало топы App Store и Google Play во многих странах. 2 августа 2018 года Musical.ly прекратило свое работу — 100 миллионов пользователей сервиса перевели в TikTok.


Менее чем через год, в марте 2019 года, суммарное количество скачиваний приложения ByteDance превысило миллиард (из которых 800 миллионов пришлись на тикток), а сам Чжан прочно обосновался в списке Forbes с состоянием $13 миллиардов (на сегодняшний день — уже $16,2 миллиарда) и десятым местом в рейтинге самых богатых людей Китая.


Скептики, пророчившие тиктоку судьбу Vine (сервис коротких юмористических видео), который прекратил свое существование спустя три года после запуска, кажется, ошиблись. Сегодня про тикток пишут все медиа мира, в сети зарегистрировались и создают контент Белла Хадид, Мадонна, клан Кардашьян-Дженнер в почти полном составе и еще не одна тысяча знаменитостей (в том числе неочевидных — канал завел, например, политик Алексей Навальный). В июле 2020 года TikTok впервые раскрыл количество активных пользователей — их число в мире составило 689 миллионов человек. О digital со ссылкой на Mediascope пишет, что ежемесячная аудитория ТikТok в России уже достигает 20,2 миллиона человек.


Почему мы его

так любим?

Нет сомнений, что провести вечер, залипая в тиктоке, — не французскую философию почитать (хотя и образовательный контент при желании здесь можно найти). Однако успех платформы, вопреки расхожему мнению, — не в условно «глупых видео» со щенятами, а в самом способе подачи информации.


Создателей контента привлекает то, что благодаря алгоритмам платформы звездой приложения можно стать даже за неделю, а тратить серьезные усилия на продакшен не нужно — снимать и монтировать можно прямо в приложении, и делать это быстро, производя много контента. Такого функционала нет, например, у YouTube, который еще недавно был главным поставщиком новых звезд, создающих видеоконтент.


Зрителям же нравится получать последнюю информацию о мире в виде мемов, отвлекаться от проблем и наблюдать за другими людьми — и все это в формате 15-секундных роликов. Клиповое мышление — данность нашего времени, а тикток позволяет бесконечно листать ленту, не концентрируясь на чем-то одном. Здесь даже подписи читать не нужно.


Как работает TikTok?

Модерация

Модерация TikTok-роликов осуществляется в два этапа: сначала видео проверяют нейросети — системы распознают определенные алгоритмы или поведенческие сигналы для идентификации потенциально вредоносного контента, затем — живые люди (в каждой стране это делает своя команда). После чего видео пропускают (или нет) в ленту рекомендации или удаляют за нарушение правил сообщества. Дополнительный способ модерации контента основан на жалобах, которые модераторы получают от пользователей приложения, — если их много, то ролик удаляют. Помимо общих для всех соцсетей моментов вроде запрета на разжигание ненависти, пропаганду терроризма и травлю, в TikTok очень жестко модерируется все, что касается секса. Начиная с того, что слишком откровенные видео, обнаженные тела и имитации совокуплений не пройдут модерацию, заканчивая тем, что в роликах нельзя ни говорить, ни писать само слово «секс».


Алгоритмы

Идею «умной ленты» Чжан Имин реализовал еще в Toutiao — он всегда считал, что люди сами не понимают, какой контент они хотят видеть в своих лентах, и облегчить им жизнь должен искусственный интеллект. При этом, в отличие от конкурентов, его ИИ должен предлагать людям посты по их интересам, а не просто все самое популярное.


Как именно работают алгоритмы в тикток, сама компания не раскрывает, но основные моменты можно понять, если пользоваться приложением постоянно хотя бы неделю.


В ленту рекомендации видео попадают, казалось бы, рандомно — каждый новый ролик алгоритмы показывают определенному количеству людей. Затем, если видео досматривают до конца, комментируют, лайкают, сохраняют в избранное и так далее, его показывают остальным пользователям — и так до бесконечности. Другими словами, чтобы собрать миллион просмотров, совершенно необязательно быть Чарли Дамелио, а получить свои 15 секунд славы может и абстрактная бухгалтерша из Орла с тремя подписчиками.


Через некоторое время TikTok начинает понимать ваши предпочтения и предлагать вам контент, похожий на тот, который уже вызывал у вас положительную реакцию. Это работает и в обратную сторону: алгоритмы начинают больше показывать ролики креаторов тем, кому они могут быть интересны.


Отсюда конспирологическая теория про стрейт- и альт-тикток: якобы есть два лагеря пользователей, которым показывают диаметрально противоположный контент. Straight (не относится к сексуальным предпочтениям) — это контент для детей: танцы, кривлянья и смешные видео с животными; и Alt (альтернатива «нормальному» — то есть стрейту) — мемы, подростковые переживания и вся социальная повестка. Разделение условное, конечно, и в вашу ленту может попасть и то и другое.


Реклама и монетизация контента

Как и другие приложения, тикток дает компаниям возможность интегрировать свою рекламу в ленту пользователей, но главное его коммерческое УТП — в платных хештегах. Выглядит это следующим образом: вы придумываете челлендж (он же флешмоб) и специальный хештег для него. Блогеры приложения снимают для него ролики с приглашением к участию, а сама платформа предлагает ваш хештег в разделе «Интересное». Вуаля — о вашем продукте/бренде знают все.


В тиктоке этот формат называют Hashtag Challenge. Компания позиционирует его как возможность не только показать пользователям рекламное сообщение, но и позволить им стать частью кампании, своего рода амбассадорами, что многократно повышает вовлеченность пользователя в рекламу и делает такой способ потенциально эффективнее классических методов интеграции вроде покупки постов.


По разным данным, стоимость такого мероприятия может начинаться от $60 тысяч.


Но есть один нюанс: пользователи, скорее всего, будут лепить ваш хештег под любыми своими видео ради попадания в ленту рекомендаций. Например, челлендж «Сдавайся, если не твое» (#сдайсяменяйся), который запустил сервис торговли с рук Avito в рамках предновогодней рекламной кампании, за время проведения набрал более 1 миллиарда просмотров. В рамках челленджа пользователей тиктока призывали рассказывать о том, как они меняли надоевшее хобби на новое под трек «Сдайся/Пробуй». Авторам пяти лучших видео компания обещала AirPods Pro, в продвижении челледжа участвовали популярные блогеры площадки. Однако, по подсчетам проекта Baza, из миллиарда просмотров релевантными можно считать не более 29 миллионов, а роликов, имеющих отношение к условиям челленджа, было всего около 200. Компания «Авито» тем не менее претензий к тиктоку не имеет.


«Мы индивидуально подходим к оценке эффективности кампаний и используем разные метрики, которые лучше подходят для оценки показателей той или иной кампании. В частности, показательными могут быть данные инструмента Brand lift study — исследования, позволяющего оценить влияние рекламной кампании на узнаваемость бренда и лояльность аудитории к нему. Вовлеченность пользователей в кампанию также можно оценивать с помощью разных параметров. Например, бренд Halls запустил хештег-челлендж #HallsЗарядиМомент со специальным визуальным эффектом (Branded Effect). За шесть дней видео с использованием эффекта и хештегом #hallsзарядимомент выложили более 4 тысяч человек, а общее количество просмотров видео с брендированным эффектом составило 30 миллионов. Собственно, Branded Effect — это еще один инструмент для брендов: он способствует созданию UGC-контента (оригинальный контент, который создает сама аудитория. — Esquire) и хорошо работает в дополнение к формату челленджа. Он представляет собой брендированную 2D- или 3D-маску, которую каждый человек может использовать в своем видео», — рассказала Esquire пресс-служба российского офиса социальной сети.


TikTok решил на этапе идеи дистанцироваться от проблемы, которую годами пытаются решить Facebook и Instagram, — речь о рекламных бюджетах, которые оседают на счетах блогеров, проходя мимо карманов самой компании. Хотите разместить или взять рекламу у блогеров платформы TikTok — не забудьте поделиться процентом: абсолютно вся реклама в приложении проходит только через рекламный кабинет. Мелких блогеров с купленными отзывами на косметику за руку никто не ловит, но масштабную рекламную блогерскую кампанию, которую можно самостоятельно организовать на YouTube или в Instagram, вам мимо руководства площадки запустить не удастся. Еще один важный момент: прямых переходов в ваш магазин вы из TikTok не получите (здесь пока нет такой технической возможности), зато найдете путь к сердцу зумеров — наверное, самой желанной аудитории для почти любого бренда.


И наконец, вы в качестве маркетингового подспорья можете вести официальный (верифицированный) собственный аккаунт, как это вполне успешно делает, например, «Кухня на районе», снимая скетчи и анимацию про еду и не только на аудиторию уже в 80 тысяч потенциальных и реальных клиентов.


Как TikTok повлиял

на нашу жизнь?

Музыкальная индустрия

Неудивительно, что социальная сеть, контент которой изначально строился на липсинках (синхронное открывание рта под музыку. — Esquire), сегодня оказывает огромное влияние на музыкальную индустрию.


Популярные тиктокеры уже записывают собственные треки, а потом под «Угадай, где я» Дани Милохина и «Психушку» Вали Карнауховой @karna.val вся Россия танцует на дискотеках в Анапе.


На площадку активно заходят и уже известные музыканты. Один самых ярких российских примеров — Егор Крид, который раскачал свой канал до 6 миллионов подписчиков. Как нам рассказали в пресс-службе тиктока, Крид стал одним из первых российских исполнителей на платформе (начал вести аккаунт в июне 2019 года) и первопроходцем в использовании возможностей тиктока для продвижения своих песен. Он одним из первых в России запустил музыкальный челлендж, приуроченный к выходу песни «Сердцеедка», и не прогадал — песня была использована в видеороликах пользователей 240 тысяч раз.


А еще, как и YouTube, тикток может дать хороший старт юным и не совсем дарованиям.


В середине июня Розалия @chernaya.princessa перепела шуточную песню «Собака писала» (вот из этого вирусного ролика). «Кавер» собрал 2,7 миллиона просмотров, более 440 тысяч лайков, а с помощью блогера-миллионника из ютьюбовского объединения «КликКлак» и музыканта Эльдара Джарахова песня получила серьезную аранжировку и рэп-составляющую (и вроде бы намечаются съемки клипа).


Говорят, быстрый успех — вещь разовая и мимолетная, но видео с кавером той же Розалии на песню из рекламы хлопьев «Миль Попс» (был записан до «Собаки», но завирусился в июле) посмотрели уже 7,8 миллиона пользователей. А ускоренную версию пользователя @awa_de_horchata_uwu с танцующей мультяшной ламой в ролике — 17,2 миллиона. Девушка рассказывает, что ее «нормальные» песни аудитории не особенно заходили, поэтому она решила записать кавер на что-то «странное и глупое», но с красивой музыкой. То, что получилось, The Guardian назвали «странным гимном странного времени», а свой ремикс на «Миль Попс» записал еще и музыкант Чарли Пут — такой реакции общественности Розалия и сама не ожидала. Следим за развитием событий и не удивимся, если скоро Розалию пригласит на свое шоу Иван Ургант.


В целом делать музыку из мемов, возможно, одна из лучших стратегий для 2020 года. Музыканта и тиктокера Тьяго Гарсиа-Аренаса @iamtiagz, например, уже подписали Sony Music — вы точно слышали его хит They call me Tiago, записанный поверх диалога одной из пользовательниц приложения с ее попугаем.


Тикток помогает сдувать пыль даже с подзабытых, а то и вовсе никогда не знавших большой славы песен. Так, в марте этого года белорусская группа Intelligency подписала контракт с мировым гигантом Warner Music Group. За пределами родины о группе почти никто не слышал — до прошлой зимы, пока цепочка случайных событий (музыканты рассказывают об этом в интервью Esquire) не сделала их популярными буквально в один день. Если вы хотя бы раз заходили в TikTok, то строчки «Из пластмассовых скал я о жизни узнал, / Море в ванну налил и узнал о любви» вы узнаете сразу — это не ранний Муджус, это Intelligency с их треком «Август», который полюбился тиктокерам из-за неразборчивого текста и забавного проигрыша перед припевом.


Какой вывод здесь можно сделать? Если вы музыкант — скорее бегите в тикток. А если вы музыкант с большими деньгами — имеет смысл вложиться в раскрутку тут (оплатив тот же Hashtag Challenge), а не нести деньги на ТВ и радио. Монетизировать свое творчество здесь не получится, но обрести народную любовь — вполне.


Важно отметить что, в отличие от большинства других социальных медиа, пользователи тиктока могут свободно использовать для своих видео практически любую музыку. Большая часть треков размещается на платформе на полностью легальных условиях: тикток заключает контракты с музыкальными лейблами и добавляет треки в свою картотеку. И даже если таких договоренностей с конкретным автором/лейблом нет, пользователей это не останавливает. Нарушение авторских прав запрещено правилами приложения, но сервис не использует системы, сканирующие видео на наличие нелицензированной музыки (как это делает YouTube, например), и аудиодорожку удаляют, только если на ролик поступает жалоба.


Индустрия моды и красоты



Детской социальной сетью, как это было поначалу, тикток уже не назовешь: в Америке пользователей в возрасте от 18 до 24 лет стало на 5% меньше (с 41,1% в январе до 35,3% в апреле) а от 25 до 34 лет — больше (с 22,4% до 27,4%). Похожие перемены мы наблюдаем и в России. И мы еще не знаем свежей статистики с учетом присоединившихся за карантин миллениалов.


Значит, и платежеспособной аудитории здесь становится больше. Может ли премиум-сегмент рассматривать этих людей как своих потенциальных клиентов — непонятно, но именно люксовые модными бренды освоили площадку первыми. Еще в 2019-м в TikTok начали регистрировать свои аккаунты модные бренды, включая Gucci, Burberry и Jacquemus. Затем марки решили освоить новое направление инфлюенс-менеджмента и принялись дружить с тиктокерами-миллионниками: Ноэн Юбэнкс снялся в рекламной кампании Celine, стилистка по волосам Летитта Ки — у Марка Джейкобса. Чарли Дамелио посетила показ Prada, россиянка Дина Басаева — Dolce & Gabbana.


Из-за пандемии внедрение модной индустрии в социальную сеть немного замедлилось, но 11 сентября 2020 года стало известно, что тикток проведут свой fashion month. Среди брендов-участников — далеко не масс-маркет: Saint Laurent, JW Anderson, Alice + Olivia и другие. «Модный месяц» включает в себя трансляцию показов, презентаций и интервью с инфлюенсерами.


Никакого функционала для шопинга, напомним, у тиктока пока нет — блогеры не могут прикреплять ссылки и ставить кликабельные теги, как в инстаграме. Поэтому желающих собирать подборки новинок из Zara и H&M не так много, как в других социальных сетях (но тоже порядочно). А вот некоммерческий контент — обзоры на питерские секонд-хенды и уроки «мастерим сережки из чего угодно» — тут очень любят. Еще любят посмеяться, и это тоже может быть интересно представителям модной индустрии. Запущенный пользователями флешмоб #guccimodelchallenge (иронические видео о создании типичного лука на показе модного дома) заметили сами Gucci и теперь готовят с девятью его участниками секретный проект.


Тикток — идеальная площадка для создания вирусного контента: переодеваний, челленджей, преображений. Алгоритмы облегчают путь к славе и салонам красоты, особенно (сюрприз!) студиям эпиляций. На Лену Мореву (или, как она сама себя называет, Королеву Волосодерку) @lafa.sugarr подписано больше полумиллиона человек. Лена — мастер эпиляции из Ярославля и снимает незамысловатый контент о своей работе. Как оказалось, пользователям приложения нравится смотреть на процесс выдирания волос — пример Лены далеко не единственный. Сколько из 500 тысяч подписчиков Елены проживают в Ярославле и сколько придут на процедуру, спрогнозировать сложно, но популярность в соцсетях бизнесу никогда не помешает.


На общество

В странах, где уровень доверия к власти не очень высокий, молодежь стремительно политизируется, и тиктоку уже давно пророчат звание потенциально главной площадки для политического и социального высказывания нового поколения. Тут выступают квир-активисты, феминистки, экоактивисты и просто оппозиционно настроенные молодые люди.


Правило интернета номер 35: из всего можно сделать мем. Здесь смешные видео с животными могут чередоваться с тоже смешными роликами про отравление Алексея Навального и обнулившийся срок Путина. А фраза Do you listen to Girl in Red? («А ты слушаешь Girl in Red?») стала кодовой для лесби-комьюнити. Задайте этот вопрос собеседнице — и, возможно, узнаете ее сексуальные предпочтения. Кстати, плакаты с таким принтом ЛГБТК-энтузиастки развешивают по всему миру (увидеть такие можно и в Москве в районе Покровки).


Одно из самых ярких событий в политической жизни США лета-2020 — сорванная встреча Дональда Трампа с избирателями в Талсе, Оклахома, — тоже не обошлось без тиктока. Незадолго до митинга пресс-секретарь предвыборного штаба Трампа Брэд Парскейл заявил, что на участие в мероприятии было подано более миллиона заявок (хотя арендованная арена вмещает всего 19 тысяч человек). По подсчетам журналистов, в итоге событие посетили всего 6 тысяч — судя по фотографиям, это было одно из самых малочисленных мероприятий Трампа за всю его политическую карьеру. Парскейл обвинил в провале СМИ и протестующих, но, скорее всего, он стал следствием солидаризации противников Трампа в тиктоке: пользователи приложения активно призвали всех регистрироваться, но не приходить на митинг, чтобы тем самым сорвать мероприятие.


«Слава зумерам! Я вами горжусь», — написала Александрия Окасио-Кортес, конгрессвумен США, представитель оппозиционной Трампу Демократической партии.


В России дело пока ограничивается киберактивизмом, но и за него можно получить проблемы с властями. В конце августа суд в Екатеринбурге приговорил местную жительницу Кристину Альтшулер к штрафу в размере 20 000 рублей из-за видео, где она призывала кормить голубей (вероятно, это был зашифрованный призыв выйти на одиночные пикеты в поддержку протестующих Хабаровчан. — Esquire). Девушку признали виновной по статье 20.2 КоАП (организация несанкционированного митинга).


Без политической пропаганды в российском TikTok тоже не обходится. Екатерина Лисина (@lisina15) — модель и баскетболистка. Аня Алексеева (@anny_lexx) — начинающая певица и актриса. Объединяет девушек то, что их привычный контент периодически разбавляется новостями о том, как в России безработным платят пособия, школьники выигрывают олимпиады, а российскую вакцину от короновируса похвалила израильский иммунолог. Попался на рекламе поправок к Конституции и звезда платформы Никита Авдеев (@mimimizhka). Чем старше становится среднестатистический пользователь приложения — тем интереснее.


Почему Америка хочет запретить TikTok, а Индия уже запретила?

Согласно статистике весны 2020 года, самое большое количество пользователей тиктока — из Индии, на третьем месте — США (Китай на втором). Однако в конце июня Министерство информационных технологий Индии выпустило постановление о блокировке 59 китайских мобильных приложений, среди которых был и тикток. Официальная причина — власти беспокоятся за безопасность данных граждан Индии, а также ждут развития рынка мобильных приложений в стране. Неофициальная — обострение конфликта из-за пограничных территорий.


О намерении заблокировать тикток на территории страны сообщал в начале июля 2020 года и государственный секретарь США Майк Помпео, а службы безопасности США высказывали опасения, что приложение может использоваться для сбора персональных данных американцев. 6 августа Дональд Трамп подписал два указа, запрещающих проведение любых сделок с компанией ByteDance. При этом о блокировке всех китайских приложений речи не идет — компания ByteDance зарегистрирована на Каймановых островах, а серверы тиктока находятся под контролем транснациональной Alibaba Group.Требование Трампа — продать американскую часть TikTok любой американской компании до 15 сентября 2020 года, в противном случае доступ к нему будет ограничен. Переговоры о покупке части бизнеса вели Microsoft, Twitter, Oracle и Walmart, 15 сентября Oracle подтвердила покупку TikTok.


Какие данные собирает
о нас ТикТок?

Анонимый специалист по информационной безопасности и пользователь reddit под ником Bangorlol назвал тикток «сервисом для сбора данных, замаскированным под соцсеть». Bangorlol утверждает, что TikTok собирает имена, адреса, пароли, телефоны, даты рождения, информацию о других приложениях на телефоне, интернет-активности и местонахождении (пингуется каждые 30 секунд). Пользователь также сравнил тикток с приложениями других социальных сетей (Instagram, Facebook, Reddit, Twitter) — они, по его словам, собирают меньше данных о пользователях.


Зачем компании эти данные? Самый логичный ответ — чтобы продавать их компаниям-клиентам, а те, в свою очередь, эффективнее настраивали таргетированную рекламу. Что неприятно, но в целом объясняет ситуацию. Также есть вероятность, что каким-либо образом (хотя руководство тиктока это всячески отрицает, утверждая что собранные данные хранятся за пределами страны) информация о вас утечет в руки лидеров Коммунистической партии Китая. Но и в этом случае это слабый повод для переживаний, если только ваша деятельность не может быть им интересна. Куда неприятнее, если все эти данные окажутся (а они, скорее всего, уже у них есть) у служб безопасности стран, где проживают пользователи, потому что оказаться неугодным человеком на родине все-таки вероятнее.


Тогда с чего переполох? Трамп говорит, что тикток «может предоставлять Китаю доступ к личной и служебной информации американцев, потенциально позволяя отслеживать местонахождение федеральных служащих и вести корпоративный шпионаж», но в этом случае логичнее просто запретить госслужащим пользоваться тиктоком (например, военным это уже запрещено). Так что, вероятнее всего, власти США пытаются таким образом добиться послаблений для американских компаний: сейчас все продукты Google и Facebook в Китае бессрочно забанены. Возможно, Трамп пытается добиться снятия этого ограничения (и заодно добраться до персональных данных граждан Китая). Еще одна версия: он так разозлился на сорвавших его митинг зумеров, что не будет спать спокойно, пока не отомстит им, отобрав любимое приложение.


Почему ТикТок

многие не любят?

Не до конца понятная система цензурирования контента


Официально в TikTok под запретом кровь, изображения сигарет и алкоголя, сцены секса и насилия — в общем-то чего-то такого и ожидаешь от модераторов приложения, где очень большая часть аудитории — дети. Тем не менее руководство тиктока неоднократно обвиняли в наличии дополнительной цензуры и связанной с этим дискриминации определенных групп пользователей.


Весной этого года о бессердечной цензуре в тиктоке сообщало издание The Intercept. Согласно слитым «секретным» дополнительным правам, модераторы сети должны были специально понижать видимость постов «бедных» или «уродливых» пользователей. При этом под критерии уродства подходили и глубокие морщины, а за бедного мог сойти и пользователь с допотопным ремонтом в квартире.


Социальная сеть ответила заявлением, что подобные правила либо никогда не были в работе, либо давно перестали быть актуальны (хотя, по информации The Intercept, как минимум до конца 2019 года их еще использовали).


Ранее о подобных правилах сообщали Netzpolitik.org и The Guardian — речь шла о блокировке и пессимизации контента ЛГБТК-персон и людей с инвалидностью якобы с целью избежать травли в комментариях и поддерживать имидж приложения с дружелюбной атмосферой. Эти обвинения компания также отвергла.


Связь с Коммунистической партией Китая


В компании ByteDance более 130 сотрудников. Из них многие топ-менеджеры являются членами комитета Коммунистической партии Китая, существующего при компании (их наличие обязательно по закону). И хотя сам тикток фактически нацелен на западный рынок, его брат-близнец Douyin работает уже на внутренний, поэтому полностью контролируется и жестко цензурируется государством и о свободе слова там не может быть и речи. Например, «в целях безопасности» Douyin блокирует трансляции пользователей, говорящих на кантонском диалекте (на нем говорят, например, в Гонконге).


Слабая защита детей (эту проблему TikTok уже решил)


В начале 2019 года журналисты BBC три месяца следили за работой приложения и обнаружили сотни комментариев сексуального характера под роликами, опубликованными детьми. Это был не первый раз, когда упоминание приложения всплывало в скандалах, связанных с педофилией. Так, обеспокоенные родители окрестили тикток «раем для педофилов»: до недавнего времени дети в приложении не были защищены практически никак.


На текущий момент вопрос можно считать решенным. Запрет на регистрацию пользователей младше 13 лет едва ли можно назвать эффективным решением — потому что при установке в графе «возраст» можно и соврать. А вот введенная относительно недавно система родительского контроля (функция «Семейные настройки») действительно помогает — позволяет родителям настраивать параметры безопасности для ребенка через свою учетную запись.


Пресс-служба тиктока также добавляет, что эта функция позволяет держать безопасность подростка под контролем, не нарушая его личных границ: взрослые не смогут, например, прочитать личные сообщения, которые отправляет или получает их ребенок.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-15}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Текст: Роксана Киселева

Иллюстрации: Мария Толстова

Дизайн и верстка: Анна Сбитнева

{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}