Как создавалась новейшая «Девушка с веслом» для Правила жизни в 2018 году

Специально для литературного номера Правила жизни художник Покрас Лампас создал стрит-арт-инсталляцию: нанес на копию знаменитой скульптуры «Девушка с веслом», созданную на 3D-принтере, цитаты из опубликованных в журнале текстов. Пока «Девушку» устанавливают в московском Парке Горького, где ее сможет увидеть любой желающий, мы публикуем, как создавалась инсталляция — с комментариями художника.
T

КАК СОЗДАВАЛАСЬ

НОВЕЙШАЯ «ДЕВУШКА

С ВЕСЛОМ»

Специально для литературного номера Правила жизни художник Покрас Лампас создал стрит-арт-инсталляцию: нанес на копию знаменитой скульптуры «Девушка с веслом», созданную на 3D-принтере, цитаты из опубликованных в журнале текстов. Пока «Девушку» устанавливают в московском Парке Горького, где ее сможет увидеть любой желающий, мы публикуем, как создавалась инсталляция — с комментариями художника.

Покрас Лампас,

стрит-арт художник:

Идея проекта родилась случайно в редакции Правила жизни. Мне неинтересно делать форматные проекты, поэтому для журнала я хотел придумать что-то свое, непохожее ни на что другое. Я решил, что хорошо было бы расписать какой-нибудь объект. Например, книгу, — и сфотографировать ее в перспективе. В какой-то момент мы вспомнили о том, что Парк Горько планирует выставить скульптуру «Девушки с веслом», напечатанную на 3D-принтере, — это показалось идеальным сочетанием технологий и искусства. Я стал придумывать, как расписать скульптуру, чтобы она стала одновременно и частью обложки, и инсталляцией, и арт-высказыванием.

Обычно я работаю в формате «я художник, я что-то создаю, а зритель видит абстрактную вещь». Но последний год я стал активно использовать наборный шрифт, который объединяет месседж и арт. Артовая часть цепляет глаз и работает с ассоциациями, а печатная — делает задумку более понятной, ведь смысл в каллиграфии считывать всегда сложно, это требует концентрированного внимания и определенного контекста.

Мы решили объединить отрывки из текстов, которые опубликованы в августовском номере Правила жизни с моим артом. Я интерпретировал имена и фамилии авторов, цитаты из августовского номера. Это тот случай, когда я работал не со своим контекстом, а с контекстом журнала. От меня в проекте — стиль каллиграфии, композиция и культурные отсылки к формам букв разной письменности: арабской, старославянской, греческой.

Многие журналы предлагали мне сделать артовый разворот или расписать страницы. И каждый раз, когда мы уходили от шаблонности в сторону чуть большего искусства, выходило, что это «неформат» или «не зайдет, отложим». Поэтому большие истории с российским глянцем у меня не выходили. При этом я считаю, что выходить они должны: мне это интересно, опять же, это новый контекст. С Правила жизни была другая задача: я художник, а герои — известные авторы. И мне нужно было сделать так, чтобы не перекрыть их собой, а создать четкую ассоциацию с ними и их текстами. Благодаря таким работам зритель воспитывает свой вкус, эстетику, развивает кругозор, вдохновляется.

С «Девушкой с веслом» все просто: достаточно лишь вчитаться в текст, написанный обычным шрифтом. Что касается современной каллиграфии, надо понимать, что ее смысл не в том, чтобы поддерживать традицию письма. Это поиск новых форм, попытка понять, как изменятся культура и письменность под влиянием глобальных трендов. Я надеюсь, что это не самый сложный мой проект. Это хороший старт для знакомства зрителя. Не назвал бы его визитной карточкой, потому что вообще не уверен, что она долго простоит в Парке Горького. «Девушка» весит всего 80 килограммов, и ее запросто может сдуть ветер.

Самым трудным в работе было продумать композицию так, чтобы роспись смотрелась и на самой скульптуре, — для тех, кто придет в парк смотреть на нее вживую, — и на фотографиях фрагментов, напечатанных в журнале. Поэтому работа шла одновременно и с пластикой, и с формой, и с цветом, и текстом. Пришлось импровизировать на месте — сколько бы ты ни продумывал композицию, тяжело предугадать, как она «сработает» на реальном объекте. Тем более, если это четырехметровая статуя, у которой точек обзора больше, чем сходу способен сгенерировать мозг. В итоге получилась более абстрактная история с акцентом на фрагменты — осевая симметрия тут не так важна.

Дмитрий Гладышев,

генеральный директор

компании Temporum,

изготовившей скульптуру:

Мы уже три года занимаемся 3D-печатью, а в последнее время еще и собираем собственные 3D-принтеры. В июне 2017 года к нам поступил заказ от Парка Горького напечатать «Девушку с веслом». Изначально предполагалось, что ее высота составит 170–180 сантиметров, но в итоге мы решили напечатать скульптуру в 4 метра. Наши знакомые предоставили нам 3D-модель, созданную по фотографиям оригинальной скульптуры — раньше она стояла у главного входа в парк. Мы печатали по частям: «порезали» макет на небольшие фрагменты размером 30 сантиметров, потом скрутили все воедино, армировали изнутри и запенили. На печать и монтаж мы потратили около 3–4 недель. Пару месяцев скульптура пролежала у нас в офисе, пока Правила жизни не предложил Парку Горького расписать ее. Тут началась пост-обработка, на которую ушло еще две недели.

КОМПАНИЯ TEMPORUM

ДМИТРИЙ ГЛАДЫШЕВ

ИГОРЬ ЗЕЕДОРФ

КОНСТАНТИН ДЬЯЧЕНКО

МАРИНА ГУСЕВА


КРЕАТИВНЫЙ ПРОДЮСЕР ESQUIRE

ДМИТРИЙ БОЛДИН


БРЕНД-ДИРЕКТОР ESQUIRE

АННА ДОКИЕНКО


АРТ-ДИРЕКТОР ESQUIRE

ДЕНИС КОВАЛЕВ


ХУДОЖНИК

ПОКРАС ЛАМПАС


ФОТОГРАФЫ

ДМИТРИЙ ЖУРАВЛЕВ

МИХАИЛ ТАНЮХИН

ЕВГЕНИЯ ШЕВЧЕНКО


ВИДЕО

ИВАН НОВИКОВ

ДАНИЛ УТКИН

БОРИС МИЛОВАНОВ


{"width»:1290,"column_width»:41,"columns_n»:12,"gutter»:72,"line»:20}
default
true
960
1290
false
true
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}