T

Коронованная принцесса. Как создавались наряды Дианы для сериала «Корона»

15 ноября вышел четвертый сезон сериала «Корона» — одного из самых крупномасштабных шоу за всю историю телевидения, рассказывающего историю британской королевской семьи с момента восшествия на престол Елизаветы II. По признанию создателей, новый сезон стал для них самым волнительным, так как центр внимания смещается с королевы Елизаветы на принцессу Диану — народную любимицу и икону стиля. По просьбе Esquire журналистка и художница по костюмам Анна Баштовая рассказывает, как создавался образ королевы людских сердец на экране.

Netflix

Самое большое давление пришлось на команду костюмерного цеха. В период конца 1970-х — начала 1980-х, когда разворачивается действие нового сезона, Диана и Чарльз были самой известной парой мира, жили буквально на глазах миллионов и оставили после себя внушительный фото- и видеоархив. А это значит, что многочисленные критики, журналисты, колумнисты, поклонники Дианы и все остальные зрители уже принялись досконально сравнивать гардеробы двух принцесс: реальной и экранной. Как признается художница по костюмам проекта Эми Робертс, «мы старались не думать слишком много обо всех этих фанатах Дианы. Я бы не смогла работать полноценно, если бы постоянно думала о них. Нам просто нужно было набраться смелости и смириться с тем, что сравнений не избежать».

Робертс приступила к работе над сериалом только в третьем сезоне, до этого над проектом работала одна из самых именитых британских дизайнеров Мишель Клэптон, создавшая также костюмы для всех королевств «Игры престолов». Но если Клэптон сильна скорее в исторических и фантазийных образах, то Робертс может похвастаться огромным опытом работы с силуэтами XX века («Поллианна», «Вызовите акушерку», «Комната наверху», «Миссис Биггс»). Это стало несомненным плюсом при работе над проектом, где костюмам досталось настолько пристальное зрительское внимание. Особенно это важно для сезона, где впервые появляется «королева людских сердец», «солнце Британии» и просто «народная принцесса» Диана Спенсер.

Splash News/ABACA/Netflix / Gerrit Fokkema/The Sydney Morning Herald/Fairfax Media via Getty Images via Getty Images

По задумке Эми Робертс костюмы Дианы в новом сезоне отражают «настоящую эволюцию личности». В первых сериях мы видим 15-летнюю милую, симпатичную, немного пухленькую девушку в обычной одежде в духе «слоун-рейнджеров» («молодые аристократы», «золотая молодежь». — Esquire). Она снимает в складчину с подругами многокомнатную квартиру, подрабатывает уборщицей в доме сестры и ассистентом воспитателя в детском саду. Про образ во второй серии сериала, состоящий из шерстяного жилета, легкой миди-юбки и полупальто, сама исполнительница роли принцессы Эмма Коррин говорит как о «не особо стильном, но и не ужасном». Облик Дианы не меняется до тех пор, пока она не обручается с принцем Чарльзом и не переезжает в Кенсингтонский дворец. После этого появляется больше денег, больше этикета, больше правил, которые необходимо соблюдать, и штатный костюмер: «Постепенно вы видите, как она трансформируется, и, когда брак начинает распадаться, она становится сильнее, в том числе и с визуальной точки зрения». Диана как будто одевается в доспехи, которыми, по сути, становятся для нее яркие вещи фэшн-брендов, а мода становится для нее своеобразным щитом. Робертс признается: «Я, наверное, не могу рассказывать слишком много о последнем эпизоде, но надеюсь, что про ее финальный образ люди скажут: «Вот теперь это точно она. Вот как она продолжит двигаться дальше». Художница по костюмам имеет в виду финальные кадры четвертого сезона, когда Диана впервые за все серии облачается в черное, что явно контрастирует со всеми предыдущими довольно насыщенными нарядами — и противоречит дворцовому этикету.

Процент достоверных образов принцессы и вольных интерпретаций на тему здесь примерно 50 на 50. Точно так же работала над первыми сезонами и команда Мишель Клэптон: «В конечном счете это драма, а не исторический документальный фильм», — говорила тогда дизайнер. Такой подход поддерживает сценарист и продюсер сериала Питер Морган. По словам Робертс, он лично призывал соблюдать баланс между реальным и точным, с одной стороны, и стилизацией — с другой: «Я думаю, что это позволило мне и моей команде использовать воображение». К тому же это подчеркивает тот факт, что часть сюжетов — скорее фикшен, чем реальность. Ведь, очевидно, к новому сезону у королевской семьи будет много вопросов: принц Уильям уже выступил с заявлением, что отношения его родителей показаны не совсем точно.



Netflix

Конечно, всегда есть знаковые события, для которых восстановить реальный образ просто необходимо. Например, венчание или юбилей, когда многие люди помнят, во что Диана была одета. Так, в самой яркой и романтичной шестой серии сезона были воссозданы наряды, которые принцесса носила во время их с Чарльзом шестинедельного турне по Австралии в 1983 году. Тогда для встречи с жителями города Перт Диана надела канонический тотал-лук цвета фуксии от Donald Campbell вместе со шляпкой John Boyd и сумкой-конвертом. А красную скалу Айерс-Рок она посетила в минималистичном белом платье с балетками и сумкой в тон. Воссоздан был также вечерний наряд цвета слоновой кости Victor Edelstein, который Диана надевала в 1989 году по случаю посещения Бруклинской музыкальной академии.

Netflix

Tim Graham Photo Library via Getty Images

При этом один из самых знаковых нарядов в жизни Дианы — пышное свадебное платье — было решено не копировать дословно. В отличие от Мишель Клэптон, которой пришлось для первого сезона «Короны» воссоздать свадебное платье королевы Елизаветы (на что ушло восемь недель), команда Эми Робертс решила переосмыслить наряд, сохранив при этом похожий силуэт.

Оригинальное свадебное платье принцессы из шелка цвета слоновой кости было вручную расшито десятью тысячами натуральных жемчужин, а шлейф длиной 7,5 метра декорирован винтажным кружевом XIX века. Авторами этого одного из самых известных платьев в истории стали Элизабет и Дэвид Эмануэль. Именно к ним за консультацией и поддержкой обратилась художница по костюмам.

Jayne Fincher/Princess Diana Archive/Getty Images

«Это платье похоже на слона в комнате, — говорит Робертс. — Даже люди, которые тогда еще не родились, кажется, имеют представление о том, настолько это было масштабно и значимо». Не имея доступа к оригинальным выкройкам, дизайнер привлекла к сотрудничеству одного из создателей оригинального наряда — Дэвида Эмануэля. Он принес копии своих старых набросков, рассказал команде о нюансах кроя, а также помог правильно подобрать цвет, что стало большой поддержкой для Эми Робертс: «Он сказал: «Просто делай и получай удовольствие». Это было в некотором смысле огромным облегчением. Иногда мы общались, я присылала ему фотографии с примерки. Он отвечал: «Отлично выглядит». Четыре месяца, 600 часов работы и пять примерок спустя у команды художников на руках было готовое платье. Кинонаряд состоял из 95 метров ткани и 100 метров кружева, а его длина составила около 30 метров. Кроме того, кружево для наряда создавалось ткачами из Ноттингема, откуда родом кружево для оригинального платья. Автор оригинального наряда Элизабет Эмануэль считает, что «платье выглядит прекрасно и Эмма Коррин смотрится в нем чудесно». Примечательно, что в кадре это платье появляется лишь на пару секунд.

Платье стало знаковым и для Эммы Коррин. По словам актрисы, именно оно помогло ей максимально почувствовать себя Дианой. Хотя для этого потребовались сложные продолжительные примерки и большое терпение: «Мы снимали сцену в Ланкастер-Хаусе в Лондоне, где принцесса впервые появляется в свадебном платье. И чтобы надеть его, понадобилась команда из десяти человек, потому что оно очень массивное». 

Первое появление Эммы Коррин на съемках в свадебном платье поразило всех. Как хором вспоминают Коррин и Робертс, стоило актрисе появиться в свадебном платье, на съемочной площадке наступила полная тишина. «Это был действительно необычный и особенный момент. Мы подумали: хорошо, тогда у нас все в порядке. А теперь давайте перейдем к следующим ста костюмам».

David Levenson/Getty Images

{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}