Электрификация и виртуальная реальность: как новые технологии меняют автоспорт

Вектор развития автомобильной индустрии стремительно меняется. Планы по полному отказу в течение нескольких десятилетий от транспорта на нефтяном или газовом топливе обретают вполне реальные очертания. На авансцене этой революции — автомобильный спорт. Правила жизни в спецпроекте с Porsche разобрался в том, как новые технологии изменили автоспорт и что это значит для покупателей серийных автомобилей. Один из признаков серьезности намерений мирового сообщества — дебютировавшая шесть лет назад автоспортивная серия «Формула Е», в которой ведущие мировые производители соревнуются друг с другом в создании полностью электрических серийных автомобилей будущего. В прошлом сезоне пелотон пополнился новым участником — командой TAG Heuer Porsche FE Team. Этот материал расскажет о том, как участие в «Формуле Е» помогает Porsche создавать экологически безопасные автомобили будущего, управление которыми вызывает восторг.
T

Электрификация и виртуальная реальность: как новые технологии меняют автоспорт

Вектор развития автомобильной индустрии стремительно меняется. Планы по полному отказу в течение нескольких десятилетий от транспорта на нефтяном или газовом топливе обретают вполне реальные очертания. На авансцене этой революции — автомобильный спорт. Правила жизни в спецпроекте с Porsche разобрался в том, как новые технологии изменили автоспорт и что это значит для покупателей серийных автомобилей.

Один из признаков серьезности намерений мирового сообщества — дебютировавшая шесть лет назад автоспортивная серия «Формула Е», в которой ведущие мировые производители соревнуются друг с другом в создании полностью электрических серийных автомобилей будущего. В прошлом сезоне пелотон пополнился новым участником — командой TAG Heuer Porsche FE Team. Этот материал расскажет о том, как участие в «Формуле Е» помогает Porsche создавать экологически безопасные автомобили будущего, управление которыми вызывает восторг.

Чистое электричество

Доверие к электромобилям в обществе, похоже, достигло некой критической отметки, за которой индустрию ждет бурный рост. Приоритетность электрических технологий сегодня очевидна как для автопроизводителей, так и для потребителей.

Как ни странно, этому способствовала пандемия Covid-19. Введенные правительствами различных стран жесткие ограничительные меры и удаленный формат работы уже положительно отразились на экологической обстановке. Дальнейшее ее улучшение при увеличении спроса на персональную мобильность возможно прежде всего при активном распространении электротранспорта.


Исследование, недавно проведенное экспертным центром McKinsey по вопросам мобильности будущего, подтвердило «пандемический» урон для автомобильной отрасли, спад спроса на каршеринг и совместные поездки, равно как и снижение бюджетов производителей на разработки перспективных систем автономного вождения. Вместе с тем сравнительная доля продаж электромобилей неожиданно увеличилась. По итогам сентября, в Европе было продано больше электромобилей, чем дизельных авто.

Битва за воздух

Еще до пандемии, ставшей очередным триггером, в цивилизованном мире произошел сдвиг парадигмы потребления. Политическая платформа и искренний акционизм Греты Тунберг — лишь вершина айсберга, в основе которого желание дышать чистым воздухом. Разросшаяся транспортная инфраструктура и постоянное увеличение парка автомобилей не могли не сказаться на радикальном увеличении выбросов даже при регулярном введении все более жестких экологических норм. В итоге растущая ответственность за окружающую среду как способ сохранения привычного мира и образа жизни — актуальный тренд, который поддерживают не только прогрессивные «зеленые», но и простые европейцы.

Переход на электромобили с их нулевыми вредными выбросами и превышающим 90% КПД двигателей (против 20–25% у ДВС) — лишь часть комплекса мер, предусматривающего использование «чистой» генерации энергии: возобновляемых источников, в том числе на уровне домохозяйств, ночного накопления энергии в аккумуляторах для последующей зарядки электромобилей — и, очевидно, строгие ограничения на использование «грязного» транспорта. Конечная выгода для потребителя — возможность и далее наслаждаться разнообразными благами развитой цивилизации без неминуемого превращения родной планеты в выжженную пустыню.

Производители автомобилей несут максимальное бремя этой ответственности и относятся к этому со всей возможной серьезностью. Например, помимо высокотехнологичных систем утилизации, переработки и регенерации всех отходов, строгого контроля уровня загрязнений (включая шумовые), компания Porsche создала на территории завода в Лейпциге пастбище площадью 65 гектаров, где в естественной среде обитают дикие животные — туры и кони. Для Porsche, как пионера экологически чистой спортивной мобильности, это еще один шаг в создании идеального электромобиля будущего. В значительной степени — используя участие в гонках «Формулы Е».

Киловатты скорости

Гонки электрических формул, на первый взгляд, не для ретроградов. Рев моторов, аромат сгоревшего высокооктанового бензина, вспышки огня из выхлопных патрубков — всего этого действительно нет на трассах чемпионата ABB FIA Formula E. Тем не менее в нем принимают участие ведущие мировые автопроизводители, а сами гонки уже пришли на все континенты, кроме Австралии и Антарктиды. После шести завершенных сезонов можно утверждать: организаторы «Формулы Е» добились своих целей. Чемпионат стал настоящим испытательным полигоном для новых, более высокотехнологичных электромобилей, а его яркая визуальная составляющая внесла значимый вклад в их популяризацию.


Во-первых, имена гонщиков, знаменитых своими яркими выступлениями в других сериях: «Формуле-1» и «Формуле-3», IndyCar, DTM, FIA WEC и так далее. В их числе пилоты заводской команды TAG Heuer Porsche FE Team.

38-летний Андре Лоттерер — трехкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана». Его напарником в течение минувшего сезона был швейцарец Нил Яни, известный высокими результатами в международных гонках на выносливость, победитель «24 часов Ле-Мана» и обладатель Кубка наций A1 GP. В следующем сезоне его место займет 26-летний Паскаль Верляйн. Он начал свой путь в автоспорт с картинговой серии ADAC, неплохо выступал в «Формуле-3» и DTM, после чего стал сначала тест-пилотом, а потом и гонщиком «Формулы-1».

Во-вторых, ощутимый и осязаемый симбиоз высоких технологий и экологичности. Электрические формулы не расходуют ни грамма бензина и не выбрасывают в атмосферу вредных веществ, при этом по динамике немногим уступают «Формуле-1». Углеродный след становится еще меньше за счет того, что на всю гонку гонщику положен лишь один комплект шин. Все шасси и батареи унифицированы, и соревнование конструкторов происходит в части создания наиболее совершенной системы электрического привода. Фактически гонки «Формулы Е» — тестовый полигон для новых технологических решений в области будущей электрической мобильности, в максимально широком понимании. Для Porsche, впрочем, этот путь абсолютно стандартен — все автомобили марки рождались на гоночных трассах. После первой же для команды гонки Андре Лоттерер поднялся на вторую ступень подиума, подтвердив высокие амбиции инженеров Porsche.

В-третьих, «Формула Е» — первые интерактивные гонки в своем роде, где пользователи соцсетей могут влиять на ход соревнования. Дело в том, что мощность двигателей в «Формуле Е» ограничивается. Для квалификации это 340 л. с., для гонок — 272 л. с., а в режиме атаки, разрешенном лишь несколько раз за гонку, — 320 л. с. Пять лидеров голосования в соцсетях получают возможность во второй половине гонки активировать режим «фанбуст», дающий пилоту пять секунд на максимальной отдаче. Подобный уровень интерактивности, достигнутый впервые в истории автоспорта, также вызывает вовлечение новой аудитории — людей более молодых, открытых к новым технологиям и не мыслящих своей жизни без повсеместной цифровизации. Участие в чемпионате позволяет понять, что именно клиенты ожидают сейчас и в будущем от автомобилей и, более глобально, от инновационных продуктов и услуг в области мобильности.

Сезон «Формулы Е» 2019-2020, как нетрудно догадаться, пошел не по плану. Начавшись в ноябре с двойной гонки на городской трассе Эр-Рияда, он продолжился в Чили, Мексике и Марокко, после чего еще семь этапов были отменены; в итоге завершением сезона стало три двойных «еПри». Трасса была проложена по территории бывшего берлинского аэропорта Темпельхоф. В своем первом сезоне гонщики Porsche не завоевали призовых позиций, приведя команду на восьмую позицию в Кубке конструкторов. Это можно считать высоким результатом для дебюта. Накопленный опыт, несомненно, бесценен.

Прогресс ради будущего

Для Porsche участие в «Формуле Е» с самого начала было глубоко интегрировано в сеть. Даже презентация первого в истории Porsche полностью электрического болида 99X Electric прошла в формате видеоигры на платформе Twitch: используя подсказки от заводских пилотов Нила Яни и Андре Лоттерера, игроки со всего мира в реальном времени путешествовали по территории Porsche Digital GmbH в Людвигсбурге и лично отыскивали секретную локацию, где находился Porsche 99X Electric. Две девятки в традиционном для марки трехбуквенном индексе — прямое указание на особую важность для Porsche участия в «Формуле Е».

Учитывая тот факт, что батареи у всех автомобилей «Формулы Е» одинаковые — их поставляет единый поставщик, — инженеры конкурируют между собой в создании наиболее энергоэффективной силовой установки. Но не только ее одной. Синхронные электродвигатели с постоянным возбуждением, инвертор, блок управления, электромеханическая тормозная система (Brake-by-Wire), система охлаждения, коробка передач, дифференциал, приводные валы, несущая структура, компоненты задней подвески — все эти узлы и агрегаты инженеры команд разрабатывают самостоятельно. При создании 99X Electric инженерам Porsche пригодились решения, уже используемые в серийном электрическом спорткаре Taycan, включая 800-вольтовую силовую установку. Часть наработок — от гибридного болида класса LMP1 Porsche 919 Hybrid Evo. Доводка гоночных автомобилей Porsche происходит при помощи высокоточных симуляторов, в которых можно «отрепетировать» любую ситуацию, возникающую по ходу гонки.

С каждым сезоном техника совершенствуется, в скором будущем в гонках «Формулы Е» будет использоваться сверхбыстрая зарядка прямо в ходе заездов. Несомненно, следующим этапом будет переход этих технологий на гражданские электромобили. Яркий характер электромобиля Porsche Taycan на гоночном треке — недвусмысленный намек конструкторов Porsche на то, что водители могут испытывать бесконечно яркие, подлинные драйверские эмоции при абсолютной экологической чистоте.

Гонки в другом измерении

Интерактив в формульных заездах, испытания болидов на симуляторах — лишь часть глобального тренда на диджитализацию. Ведь никого не удивишь сегодня тем, что пилоты «дримлайнеров» и боевых самолетов совершенствуют свое мастерство именно на симуляторах. Развитие компьютерных технологий и сервоприводов позволило создавать не только совершенные авиационные симуляторы, но и автомобильных «собратьев». Статические и динамические симуляторы используют как в игровых клубах, так и в различных гоночных командах. Высокоточная компьютерная модель поведения автомобиля ни в чем не уступает реальной; на ней отражаются все возможные настройки автомобиля. Сервоприводы создают необходимый уровень обратной связи от кузова автомобиля и органов управления. С помощью симуляторов можно не только настроить реальный автомобиль и выучить трассу, но и развить навыки вождения как в симуляции, так и в реале.

Другими словами, виртуальный автоспорт, или симрейсинг, далеко не «игрушка». В мире проводятся десятки международных чемпионатов по симрейсингу, а общий оборот индустрии киберспорта превышает миллиард долларов. Одна из лидирующих серий — суперкубок Porsche TAG Heuer Esports с призовым фондом 200 000 долларов США. В кубке на виртуальных автомобилях Porsche совершают заезды как профессиональные автогонщики, так и опытные симрейсеры. Точность физики, эмоции, острейшая борьба за победу, армия фанатов — и все это с нулевым выбросом СО2. Примечательно, что «реальные» гонщики регулярно занимают призовые позиции в симрейсинге, а лидеры среди симрейсеров оказываются способны сразу быстро поехать за рулем реального гоночного автомобиля по знакомым трекам. Все это говорит о том, насколько близки и неразрывны реальный и цифровой миры, и Porsche вновь выступает тут в роли пионера.

Особое отношение марки заслужила Россия. С 2018 года в нашей стране проводятся профессиональные соревнования по симрейсингу под эгидой Porsche. Этапы PORSCHE TAG HEUER ESPORTS SPRINT CHALLENGE RUSSIA интегрированы в гонки «реального» кубка Porsche Sports Challenge Russia. Награда за виртуальную победу — выезд на трек на настоящем гоночном автомобиле Porsche.

Экология скорости

Использование возобновляемых источников энергии, ответственное потребление и забота об окружающей среде — совсем не обязательно скучно, пресно и медленно. Особенно если за дело берутся в Porsche, доказывая, что чистая скорость, эмоции и электричество идут рука об руку. Участие в «Формуле Е» и следование современным цифровым трендам помогают немецкой компании создавать уникальные спортивные электрические автомобили, которыми вы можете управлять самостоятельно и выезжать на гоночные треки, не загрязняя окружающую среду.

{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}