История трекового велоспорта в России

В России историю велоспорта отсчитывают с 1883 года. Именно тогда в Москве прошли первые соревнования — гонка на двух дистанциях: 1,5 и 7,5 версты. Год спустя спортсменов принимали уже в Санкт-Петербурге — на Царицыном лугу (сегодня это Марсово поле). И постепенно общества любителей велосипедного спорта стали появляться в губерниях и уездах по всей стране. В одно из таких входил даже Лев Толстой — писателю тогда было почти 70 лет, но он прекрасно управлял велосипедом и мог запросто преодолеть расстояние в 16 километров из своего имения в Ясной Поляне до Тулы. Именно здесь 1 сентября 1896 года открыли трек — один из старейших в мире. Губернатор перерезал ленточку, священник провел молебен, а на старт вышли гонщики из Тулы, Калуги и Орла. Победу тогда одержали местные.

Тульский велотрек, или циклодром, как его еще называли в те времена, был одним из самых популярных в Российской империи. Публика смотрела соревнования в сопровождении духового оркестра и в свете керосиновых ламп, а в перерывах отправлялась в буфет. В стране тогда начинался велосипедный бум.

После революции 1917 года тульский велотрек остался единственным действующим на всю страну. Он принял первый чемпионат Советской России, который дал старт развитию велосипедного спорта в новом молодом государстве.

На длинной дистанции: олимпийские перспективы

Частью олимпийской программы велоспорт стал еще в 1896 году, с самых первых Игр в Афинах, — уже тогда определяли лучших атлетов как на треке, так и в шоссейных гонках. Для советских спортсменов олимпийский дебют состоялся в 1952-м, а первую золотую медаль удалось завоевать восемь лет спустя, в Риме, когда в шоссейной групповой гонке победил Виктор Капитонов. На финише он на полколеса обошел итальянца Ливио Трапе — для местных гонщиков это стало единственным поражением на домашних Играх.

Олимпиада. Афины. 15 августа 2004 года. Ольга Слюсарева. Спорт Эскпресс/ТАСС
Олимпиада. Афины. 15 августа 2004 года. Ольга Слюсарева. Золотая олимпийская медаль в индивидуальной гонке по очкам на велотреке.

Уроженцы Тульской области тоже становились олимпийскими чемпионами. В 1980 году, на Играх в Москве, золото завоевал велогонщик Виталий Петраков. А в 2004-м на высшую ступень пьедестала в Афинах поднялась Ольга Слюсарева (кстати, с осени 2019 года она занимает пост мэра Тулы) — с тех пор у сборной России по велоспорту не было золотых медалей, несмотря на то, что это третий вид спорта по количеству разыгрываемых медалей: всего в велоспорте разыгрывается 22 комплекта наград, больше только в легкой атлетике и плавании.

После распада Советского Союза традиции отечественного велоспорта оказались частично утеряны. Если в советское время трибуны забивались под завязку, а ценители спорта забирались на деревья, чтобы посмотреть на атлетов, то сейчас велоспорт недополучает заслуженное зрительское внимание и любовь.

На велотреке в Крылатском во время XXII летних Олимпийских игр в Москве. На трассе: Владимир Осокин, Виктор Манаков, Валерий Мовчан, Виталий Петраков. Юрий Абрамочкин/РИА Новости
На велотреке в Крылатском во время XXII летних Олимпийских игр в Москве. На трассе: Владимир Осокин, Виктор Манаков, Валерий Мовчан, Виталий Петраков.

Возрождение отечественного велоспорта — комплексная задача, и не последнюю роль в этом играет развитие инфраструктуры в регионах, что привлечет туда больше ценителей и профессионалов велоспорта. Даже Туле, считающейся велосипедной столицей России, знакома проблема «утечки потенциала»: многие перспективные спортсмены перебираются в более богатые регионы — например, в 2010 году из Тульской области в Москву переехала многократная чемпионка мира и серебряная призерка Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Анастасия Войнова. С тех пор лидерство в велоспорте-треке взяли спортсмены, выступающие за Москву и Санкт-Петербург.

Тульские велогонщики завоевывают много медалей на уровне юниоров (так называемая категория до 23 лет в велоспорте), и местные власти хотят сделать слегка растерянный статус «велосипедной столицы» таким же прочным, как покрытие на историческом бетонном треке. Конкурировать с двумя столицами, да еще и с прицелом на международный уровень, — цель амбициозная. Поэтому власти региона решили привлечь стратегического партнера и реализовать в данном направлении модель частно-государственного партнерства: в 2017 году по инициативе губернатора региона Алексея Дюмина была создана профессиональная команда Marathon-Tula Cycling Team, спонсором которой стала инвестиционная компания Marathon Group Александра Винокурова. Спорт — драйвер развития, как показал чемпионат мира по футболу, и в Marathon Group верят, что выбранная модель реализации спортивных проектов подарит нашей стране и Тульской области олимпийские медали, что, в свою очередь, привлечет внимание к данному виду спорта и придаст импульс его развитию.

Фотограф Елена Попова

«Я сам увлекся велоспортом в 2015 году — и тогда же вошел в Попечительский совет Федерации велоспорта России. Но по прошествии нескольких лет понял, что данный вид спорта тяжело развивать из центра, когда потерян фундамент — спортивные базы в регионах. При поддержке Губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина совместно с тульскими экспертами мы отобрали талантливую молодежь и работающую с ними команду тренеров и специалистов, обеспечили их инвентарем и средствами для проведения учебно-тренировочных сборов и выездов на международные старты. Таким образом им не пришлось искать место в более перспективных регионах — они сосредоточились на достижении результата, который по прошествии нескольких лет мы получили в виде медалей титульных соревнований. Именно этим мы гордимся! Такой опыт может стать примером развития не только велосипедного, но и других видов спорта в России», — отметил Винокуров. Обеспечить рост спортивных результатов велогонщиков, выступающих за Тульскую область, а как следствие, и конкурентоспособность на международном уровне позволила команда Marathon-Tula. В ее состав вошли подающие надежды юниоры, для которых были решены вопросы со спортивным инвентарем, экипировкой и выездами на важные международные старты за границу. Был снят и вопрос с вознаграждением — со спортсменами заключили профессиональные контракты.

Губернатор Тульской области Фотограф Елена Попова
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин и спортсмены на подписании соглашения о сотрудничестве между Тульской областью и Marathon Group.

Уже в 2018 году Marathon-Tula получила свою первую международную трековую лицензию UCI. И сегодня в России она есть лишь у тульской команды. Она позволяет гонщикам участвовать в международных соревнованиях по велоспорту-треку, в том числе наравне со спортсменами, выступающими за сборную России, в этапах Кубка наций — под собственным флагом. Благодаря этому члены команды получили необходимый соревновательный опыт и вошли в топ-30 мирового трекового рейтинга UCI. Впервые за последнее десятилетие гонщики из Тульской области завоевали медали элитного чемпионата Европы и Кубков мира. Высокое место в мировом рейтинге UCI как раз может обеспечить членам команды возможность выступить в сериях гонок символической Лиги чемпионов в конце 2021 года.

Фотограф Елена Попова

Будущий сезон ждут без исключения все спортсмены. В 2021-м должна состояться перенесенная из-за пандемии Олимпиада в Токио. В Туле к ней тоже готовятся. Шанс поехать на Игры есть и у членов команды Marathon-Tula Cycling Team.

«Отбор в состав сборной команды начнется с февраля — с чемпионата России в Санкт-Петербурге. Далее — по результатам чемпионата Европы и Кубка наций. Значения будут иметь показатели в командном спринте (наши ребята здесь прибавляют и уже вплотную приблизились к лидерам из Москвы и Санкт-Петербурга) и достижения спортсменов в индивидуальных видах (Диана Климова и Тамара Дронова среди лидеров женской темповой группы). Безусловно, нужны подиумы», — поделился своим прогнозом генеральный менеджер команды Marathon-Tula Cycling Team Александр Егоров.

Цена победы: командная работа

Велоспорт — командный вид спорта. В профессиональных командах обычно работает внушительный штат специалистов. Их число превышает количество самих спортсменов. Найти квалифицированных тренеров сегодня не так просто — дает о себе знать еще одна проблема девяностых, когда многие специалисты ушли работать в другие сферы или занялись околоспортивным бизнесом. В итоге штаб Marathon-Tula Cycling Team собирали по всей стране. Сегодня за подготовку спортсменов отвечают тренеры, механики, массажисты, врачи и специальная научная группа. Последние, например, проводят видеографию — запись тренировок и гонок для последующего разбора ошибок.

Перевозка велосипеда — отдельное искусство. Как правило, их везут в разобранном виде в специальных коробках или кофрах. Логистика передвижений спортсменов во время соревнований также тщательно прорабатывается, но порой гонку все равно приходится в прямом смысле слова догонять: в 2019 году в Польше команда Marathon-Tula Cycling Team застряла в пробке и опоздала на старт Bałtyk — Karkonosze Tour. В итоге атлетам пришлось догонять группу гонщиков на дистанции около 30 км. Это не помешало команде занять третье место и подняться на подиум. Кстати, еще немного о велосипедах. Обычно у каждого спортсмена команды их два: трековый и шоссейный (еще есть запасные на случай поломки). Их стоимость в среднем составляет 12−14 тысяч евро. Во время заездов рядом с гонщиками на полотне трека находятся механики, которые в случае поломки могут произвести оперативный ремонт — почти как в «Формуле-1».

Фотограф Елена Попова

«Наша задача, чтобы за четыре-пять лет ребята плавно и постепенно прогрессировали, показывая свой максимум на ключевых стартах сезона, и вышли на пик формы к Играм-2021. Мы понимаем, что гонщики команды, большинству из которых едва перевалит за 20, столкнутся на предолимпийском отборе с именитыми спортсменами. Тем дороже для нас будет каждое их достижение и победа», — отметил Егоров.

Редакция благодарит Веломузей Андрея Мятиева за предоставленные фотографии.