Четкая стратегия и социальная миссия

И до пандемии существовало правило: если хочешь, чтобы у сотрудника горели глаза, убедись в своем интересе к работе. Люди должны понимать, что они делают важное дело, что их работа нужна и ценна и она может влиять на этот мир. И сейчас ценность big idea, то есть миссии и стратегии компании, только растет. В условиях неопределенности будущего вовлеченность руководителя становится главным оплотом команды.

Снять тревожность и объединить сотрудников возможно только тогда, когда вы четко доносите стратегию и заряжаете энтузиазмом людей. Один из способов передать этот энтузиазм — внести в работу социально значимую составляющую. Например, на время пандемии мы запустили виртуальную клинику, где каждый желающий может анонимно задать любой вопрос врачу. Отдачу от инициативы получили не только от клиентов, но и от команды. Осознание важности такой социальной помощи в сложный период зарядило сотрудников работать эффективнее, а заодно лучше проникнуться миссией компании.

Смена фокуса и горизонтальный рост

Другой хороший способ мотивировать коллектив — дать сотрудникам возможность попробовать новые роли. По данным Mayo Clinic (некоммерческая организация, один из крупнейших в мире частных медицинских и исследовательских центров. — Esquire), монотонность и рутина — прямой путь к выгоранию, а саморазвитие и попытка проявить себя на новом месте — отличный способ изменить рабочие процессы. Кроме того, не всех сотрудников перспектива карьерного роста мотивирует так же сильно, как работа над совершенно новой сферой навыков.

Введите практику открытых дверей — выслушайте жалобы сотрудников и помогите выгоревшим специалистам попробовать себя в новой роли внутри компании.
Такая практика позволит не только избавиться от выгорания и повысить мотивацию. Руководитель, который дает возможность сменить роль, работает на рост лояльности и уважения со стороны команды.

Практику горизонтального роста и ротации в другие сферы внутри компании давно практикуют отечественные компании. Они отслеживают, когда у сотрудника падает мотивация, чтобы обсудить его персональный план развития, желания и возможную перспективу смены позиции. Мы тоже регулярно проводим оценку эффективности и мотивации сотрудников, консультируем специалистов о переходе на другую должность и рассказываем, когда открываются новые вакансии.

Getty Images

Положительная атмосфера в коллективе и прозрачность

Согласно статистике исследовательской компании Hays, чаще всего из нематериальных факторов сотрудников демотивируют недружелюбная корпоративная культура (64%) и некомпетентный управленческий состав (70%). Чтобы повысить лояльность коллектива, стоит избавиться от таких вещей.

Чтобы создать хорошую атмосферу, подчеркивайте успехи компании и отдельных сотрудников и работайте над сплочением коллектива, обсуждайте успехи и рабочие проблемы сотрудников, чтобы вместе найти решение и похвалить специалиста за заслуги. Кроме того, не бойтесь расставаться со сложными, токсичными и демотивирующими людьми. По оценке Гарвардской школы бизнеса, увольнение токсичного сотрудника в среднем приносит компании более $12 тысяч.

Другая практика, которая помогает улучшать атмосферу в коллективе, — оперативная обратная связь. Команда должна понимать, куда она движется, какие цели стоят и чего уже удалось достичь. Это было важно всегда, но в пандемию актуальность этого фактора возросла — повышенную тревожность можно снять только прозрачностью и четким пониманием общей миссии команды.

Оплачиваемые курсы

Готовность вкладывать деньги в развитие сотрудника — еще один прекрасный способ повысить мотивацию. Лучшая компания — компания, которая показывает специалисту, куда ему расти, что для этого сделать и какие навыки получить. У человека появляется план, он понимает, куда он может дотянуться и что он для этого должен сделать. Четко описать будущее сотрудника в компании в условиях постоянных изменений — отличный способ борьбы с тревожностью.

Очень важно прописать каждому сотруднику performance-план, понятные критерии оценки, а еще ввести грейдирование. Расскажите специалисту, какие этапы его ждут при работе в вашей компании и что его ждет, если он будет прилежно выполнять свои обязанности.

ДМС как новое благо

Пандемия коронавируса изменила отношение к здоровью. По данным «Ромира», больше половины россиян стали чаще задумываться о состоянии организма. А мы в своем сегменте наблюдаем, что ценность полиса ДМС как корпоративного бонуса возросла, люди стали больше обращать внимание на то, что включено в страховку, — они интересуются, какой объем медицинской помощи может предложить работодатель, приедет ли по полису врач на дом и можно ли будет сдать тест на Covid-19.

Раньше сотрудники часто относились к ДМС как к необходимому бюрократическому злу и зачастую им не пользовались. Сейчас, напротив, специалисты не только лечатся по ДМС, но и стремятся предотвратить возможное заболевание. Поэтому работодатели, которые дают коллективу возможность позаботиться о здоровье за счет компании, выигрывают в борьбе за качественные кадры.

Корпоративный психолог

Пандемия — огромный стресс, который может привести к потере 30% рабочего времени. Неудивительно, что практика корпоративной психотерапии становится все более востребованной в отечественных компаниях. Такие сессии особенно нужны, если у сотрудников есть выгорание, межличностные и межгрупповые конфликты. Кроме того, стоит отработать и последствия непонимания между сотрудниками, чтобы не допустить накопления лишних стресса и гнева.

Getty Images

Такие консультации помогут восстановить баланс между работой и личным временем, выстроить границы и научат отдыхать, чтобы восстановить ресурсы. Кроме того, они могут помочь с ростом сотрудника как горизонтально, так и вертикально. Чтобы понять, подходит ли вам такой способ работы с выгоранием, попробуйте обратиться к внештатным корпоративным психологам. Они помогут определить степень тяжести проблем сотрудников и расскажут, как можно их решить.

Такая работа с командой — тонкий процесс. Коммуникацией с сотрудниками должен заниматься эксперт с высшим образованием в сфере психологии и богатым опытом выстраивания здоровых отношений внутри рабочего коллектива. Только такой специалист сможет осторожно донести, как справиться с выгоранием, и при этом не повысить и без того высокую тревожность специалистов.

Тем не менее главную роль по‑прежнему играет руководитель, прозрачно транслирующий состояние дел в компании. Мы живем в новой реальности — компании поняли, что не нужен огромный офис, многие могут работать удаленно, оставаясь такими же активными и эффективными. Офисный дресс-код и работа с девяти до шести постепенно будут уходить в прошлое, люди будут искать баланс между работой и личным пространством, это уже становится новым лайфстайлом. Одно осталось неизменным — честность и прозрачность действий руководителя будет всегда мотивировать сотрудников работать лучше и эффективнее для достижения большой общей цели.