Бесконечная история: современное искусство в биографиях семи самых смелых художников
Правила жизни
HENNESSY X.O.
Бесконечная история:
современное искусство
В БИОГРАФИЯХ СЕМИ
САМЫХ СМЕЛЫХ
ХУДОЖНИКОВ
Современное искусство помогает взглянуть на привычные вещи под необычным углом. С его помощью мы можем разглядеть жизнь в глыбе камня; увидеть, как здания конструируются, казалось бы, вопреки законам гравитации и как запахи и даже вкусы находят воплощение в визуальных образах. Все художники, работающие в жанре contemporary art, — немного визионеры и совершенно точно видят на шаг вперед по сравнению со всеми остальными. Совместно
с домом Hennessy рассказываем краткую историю современного искусства в биографиях
семи самых ярких и бескомпромиссных творцов.
01
02
03
04
05
06
07
01
ФРЭНК ГЕРИ
архитектор, Канада
Когда говорят о современной архитектуре,
имя Фрэнка Гери вспоминается одним из первых — его
без преувеличения можно назвать одним из величайших архитекторов нашего времени
За свою более чем шестидесятилетнюю карьеру Гери поработал над концертным залом Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, художественной галереей Онтарио и зданием фонда Louis Vuitton в Париже
Для развития современной культуры важны не только объекты, созданные Фрэнком Гери, но и его идеи и сам подход к архитектуре: Гери — один из родоначальников архитектурного деконструктивизма. Он «разбирает» постройку по частям, «гнет» ее, как скульптор — глину, а ювелир — лист металла. Сам Гери сравнивает работу архитектора с режиссурой фильма, но наложенной на возможность трактовки формы и игры с пространством. Он исследует движение в статичных формах: его знаменитый «танцующий дом» в Праге неспроста так назван — постройка как будто постоянно смещается в пляске, оставаясь на месте.
ТАНЦУЮЩИЙ ДОМ
Прага
Один раз увидев другие здания, созданные Гери вне и даже вопреки правилам строительства, забыть их невозможно, как тот самый дом в Праге. По эскизам Гери, например, построены похожий на моток розовой атласной ленты Музей музыки в Сиэтле; Биологический музей в Панаме; будто собранный из разноцветных кусков картона и напоминающий гигантский корабль с надутыми парусами музей Гуггенхайма в Бильбао. Архитектор обожает плавные линии и ломаные, похожие на кристаллы трехмерные конструкции и часто согласует постройки с природным фоном, от которого так далеки бывают современные города.
Тот же подход — скульптурность форм, любовь к фактуре и нестандартным материалам, отказ от общепринятых норм в пользу собственного видения — Гери использует и для создания небольших интерьерных объектов. Так, в честь 150-летия Hennessy X.O он переосмыслил знаменитый декантер: в версии архитектора он получился будто обернутый в золотую фольгу. «Я попытался показать, что этот физический объект хранит в себе вековую историю, эмоции, душу и титанический труд сотен людей. Я хотел сделать его живым, поэтому использовал эффект помятости материала, ведь он дает ощущение движения», — объяснил Гери.
hennessy x.o. + фрэнк гери
предметный дизайн
ЦАЙ ГОЦЯН
02
художник, Китай
Творчество Цай Гоцяна сложно классифицировать
по жанру — это работа визуальная и концептуальная, перформанс живого действия и его результат,
остающийся в виде объекта
Художник изначально изучал сценический дизайн в Шанхайском драматическом институте, а с 1984 года начал экспериментировать с необычным материалом — порохом.
В результате порох стал ключевым элементом творчества Цай Гоцяна, который создает с его помощью и картины, и масштабнейшие инсталляции, которые видно из космоса.
Одна из его знаковых работ — «Проект для инопланетян № 10: расширение Великой Китайской стены на 10000 метров» 1993 года.
Тогда плотная стена из огня, благодаря Гоцяну на 15 минут «удлинила» Великую Китайскую стену на 10 километров.
Murmuration
Мельбурн, 2019
Работа с порохом для Цая — не просто тяга к эффектной визуальности: горючий порошок — это одновременно и символ Китая, и атрибут всей человеческой цивилизации. Через него художник исследует национальную идентичность и саму идею случайности (ведь огонь действует наобум, без плана) как средства творческой выразительности. Сам художник при этом становится алхимиком, создающим прекрасное из невзрачной серой пыли.
К 150-летнему юбилею коньяка X.O (Extra Old) Цай Гоцян провел перформанс под названием «Рождение трагедии» — посвящение одноименному трактату Фридриха Ницше об истоках искусства. Художник прославил силу человеческого духа и эмоциональной выразительности в огненном представлении — разноцветном фейерверке, запущенном из 150 дубовых коньячных бочек, плывущих по реке Шаранта на юго-западе Франции — именно здесь когда-то был основан и работает по сей день первый Дом Hennessy.
HENNESSY X.O. + цай гоцян
предметный дизайн
03
ТОМ ДИКСОН
дизайнер, Великобритания
Чтобы стать успешным дизайнером, иногда достаточно только таланта и собственных усилий — это доказывает пример самоучки Тома Диксона. Один из самых известных британских дизайнеров мебели
и предметов интерьера, Диксон не имеет системного образования
При этом у Диксона интересный бэкграунд: например, сперва он был бас-гитаристом, играл в лондонских ночных клубах и там же начал экспериментировать с металлическими скульптурами. Дизайнер работал без эскизов, а в качестве материалов использовал рельсы, арматуру, автомобильные детали и даже кастрюли. Сейчас, спустя много лет, он все так
же старается видеть привычные объекты
в новом свете, придавая им дополнительные художественные смыслы.
«Меня завораживают предметы роскоши и то, какие разные смыслы может придавать им тот или иной контекст», — говорит сегодня Диксон. Он считает, что для правильного восприятия ценности предмета необходимо адекватное оформление — именно так в его понимании работает и предметный дизайн, и мебельный, и любое творчество на стыке искусства и функциональности. Сейчас одна из самых знаменитых работ Диксона — стул S-chair, спроектированный в 1988 году для мебельной компании Cappellini, — стала частью коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Другие его объекты хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта и в Центре Жоржа Помпиду в Париже.
fresh fat chair
Великобритания
В сотрудничестве с Hennessy X.O. Том Диксон развил идею взаимосвязи между формой и содержанием и создал граненый декантер из матового металла медного цвета, сам по себе напоминающий ювелирное изделие и усиливающий эмоциональное восприятие содержимого.
HENNESSY X.O. + ТОМ ДИКСОн
предметный дизайн
04
МАРК НЬЮСОН
промышленный дизайнер, Австралия
За плечами у Марка Ньюсона — учеба на ювелира и скульптора. У него крайне разносторонний жизненный опыт: Ньюсон успел пожить в нескольких странах, работал и с украшениями, и с одеждой, и с мебелью, и со светильниками, и даже с транспортными средствами
Журнал Time называл его одним из наиболее влиятельных людей мира, а работы Ньюсона есть в экспозициях Музея современного искусства в Нью-Йорке, лондонского Музея дизайна, парижского Центра Помпиду и музея дизайна Vitra, что в немецком городке Вайль-на-Рейне.
Характерная и наиболее значимая черта творчества Ньюсона — биоморфность. Он
любит плавные линии; формы его объектов округлы и текучи, материалы полупрозрачны.
Его вдохновляет природа — источник любого творческого начала даже в нашем высоко-
технологичном мире. Это одновременно и оглядка на историческое прошлое, и трансгрессия в будущее.
Exibition Safilo By Marc Newson At Triennale
Триеннале в Милане, 2014
Среди самых известных работ Ньюсона — каплевидные стулья-«эмбрионы» и кушетки, напоминающие капли ртути. Стулья, которые так и называются — Embryo, похожи на бобы на ножках из гнутых трубок и изначально были спроектированы для сиднейского музея Powerhouse Museum. Кушетка Locked Lounge в 1993 году появилась в клипе Мадонны Rain,
что сделало дизайнера знаменитым на весь мир.
У всех объектов чистые, гладкие формы. Такие же — у специального декантера Hennessy X.O, который дизайнер создал для коньячного бренда. Ньюсон оставил классическую форму и дополнил ее графичными штрихами-стратами, а также внешним футляром из сложного гладкого пластика, создав таким образом новый слой-оболочку в своей фирменной эстетике.
HENNESSY X.O. + МАРК НЬЮСОН
предметный дизайн
АРИК ЛЕВИ
05
скульптор, Израиль
Арик Леви работает в самых разных направлениях: создает сценографию балетных постановок, сотрудничает
с ювелирами, оформляет выставки. Но в первую
очередь позиционирует себя как скульптор
Основные сюжеты творчества Леви — камни, кристаллы, горы и обломки скал. Он воссоздает их из отполированной до зеркального блеска стали, бронзы и меди, заставляя переливаться,
как огромные драгоценности. Самая известная серия его работ так и называется — Rock Sculptures. Эти объекты контрастируют с созданными человеческими руками зданиями и ухоженными парками, в которых обычно выставляется Леви. «Жизнь — это система знаков и символов. Все не то, чем кажется», — говорит скульптор, который за простыми формами своих работ скрывает не один семантический слой.
Stainless Steal Sculpture Called «Crater Corten»
Париж, 2012
Еще один принцип Леви — работать как ученый. Он признается, что прежде всего его интересует так называемая ДНК вещи. По мнению скульптора, ее определяют как исходные материалы и технологии, так и желания людей, их идеи, вложенные в предмет, и даже размышления над ним в процессе работы.
Леви интересует процесс превращения, когда «практически из ничего» рождается «нечто». Например, его скульптуры Chaton Superstructures повторяют форму граней бриллианта, а созданы из металлических трубок. С одной стороны, зрителям очевидно, что художник изобразил бриллиант, с другой — это эфемерная контурная структура, олицетворяющая только идею драгоценного камня.
Для Hennessy Арик Леви разработал целую серию аксессуаров — в том числе кожаные кофры для трехсот бутылок Hennesy X.O Mathusalem. При этом он остался верен своей излюбленной «скальной» эстетике: кофры выполнены в форме куска горной породы, отколовшегося от глыбы, а кожа как материал призвана напомнить о кожаной ноте в аромате X.O. Асимметричная форма кофра олицетворяет жизнь — ведь безупречной симметрией может обладать только неживой предмет — и подчеркивает живую суть своего содержимого.
HENNESSY X.O. + АРИК ЛЕВИ
кофр-скульптура
06
РИДЛИ СКОТТ
режиссёр, Великобритания
Едва ли Ридли Скотт нуждается в отдельном представлении.
В фильмографии режиссера-новатора больше трех десятков картин — в их числе знаменитые «Гладиатор», «Чужой», «Царство небесное», «Бегущий по лезвию», «Совокупность лжи» и «Марсианин»
Впрочем, режиссером он стал не сразу — сначала работал в BBC на посту дизайнера и художника-постановщика телесериалов, затем начал снимать рекламные видео и даже основал собственную компанию Ridley Scott Associates: на счету Скотта более 2500 роликов для самых разных брендов. Только потом режиссер взялся за большое кино, и весьма успешно: в свое время он получил премию Каннского кинофестиваля за лучший дебют, а затем был многократно номинирован на BAFTA, «Оскар» и «Золотой глобус».
Кажется, в большом кино Скотт успел поработать во всех жанрах: от исторической драмы до сказки и научной фантастики. Причем последняя, совершенно точно, его конек. Скотт умеет снимать зрелищно, не жертвуя при этом глубиной. Каждый кадр в его фильмах выверен и может сам по себе считаться сильным художественным высказыванием.
Работа с домом Hennessy стала для Скотта первой после 15-летнего перерыва на коммерческом поприще. Режиссер снял серию из семи коротких фантастических роликов, которые в итоге складываются в единый фильм «Семь миров» и становятся сюрреалистическим путешествием в мир Hennessy X.O. Каждый из семи роликов рассказывает историю, построенную на балансе мифа и реальности (главный прием всех фильмов Скотта!), и иллюстрирует настоящую Одиссею по миру вкуса X.O.
HENNESSY X.O. + ридли скотт
фильм
НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН
режиссер, Дания
Имя Николаса Виндинга Рефна известно далеко не всем: датский режиссер никогда не ориентировался на мейнстрим. Он снимает артхаусные триллеры, неонуары и криминальные драмы
У Рефна небольшая фильмография, но каждая работа особенная и ни одна не похожа на предыдущую, — будь то нуарный «Драйв», который сравнивают со знаменитым скорсезевским «Таксистом» и называют первым датским гангстерским фильмом, или искрящийся жутковатый «Неоновый демон», наполовину метафорично, наполовину буквально открыва-ющий кошмарную изнанку мира моделей и глянца.
Кадры фильмов Рефна предельно контрастны, насыщены игрой цвета и света — все потому,
что у самого режиссера дальтонизм: не имея возможности различать полутона, он создает сверхъяркие миры. Кроме того, Рефн работает напрямую с ощущениями, и в его фильмах впечатления, производимые обстановкой и операторской работой, не менее важны,
чем повествовательная линия.
Именно эта тема — ощущения — и легла в основу сотрудничества Рефна с Hennessy: он по-своему интерпретировал впечатления, описанные дегустационным комитетом коньячного дома, и на их основе создал 90-секундный рекламный ролик, разделенный на семь глав. Каждая глава иллюстрирует тот или иной аспект вкуса напитка. «Вкус — это сильное ощущение. Когда вы чувствуете разные вкусы, вам кажется, будто вы путешествуете», — говорит режиссер. Опираясь на сочетание цвета, текстур и форм, он создал образное отражение чувственного опыта, который иначе невозможно передать полностью.
HENNESSY X.O. + Николас Виндинг Рефн
визуальный ряд
В материале использованы произведения авторов:
Alamy/Legion Media, Legion Media, Matt Carr/Getty Images, Don Arnold/ WireImage/ Getty Images, John B. Carnett/ Bonnier Corporation via Getty Images, View Pictures/ Universal Images Group via Getty Images, Michael Kovac/Getty Images for AFI, Andrew Francis Wallace/Toronto Star via Getty Images, Vincenzo Lombardo/Getty Images for T Magazine
Текст: Варя Баркалова
Редактор: Ксения Крушинская
Арт-директор: Анна Сбитнева
Дизайн и верстка: Роман Беляков
Идея: Оля Назарова
Менеджер проекта: Роман Рык