Бесконечная история: современное искусство в биографиях семи самых смелых художников

Современное искусство помогает взглянуть на привычные вещи под необычным углом. С его помощью мы можем разглядеть жизнь в глыбе камня; увидеть, как здания конструируются, казалось бы, вопреки законам гравитации и как запахи и даже вкусы находят воплощение в визуальных образах. Все художники, работающие в жанре contemporary art, — немного визионеры и совершенно точно видят на шаг вперед по сравнению со всеми остальными. Совместно с домом Hennessy рассказываем краткую историю современного искусства в биографиях семи самых ярких и бескомпромиссных творцов.
T

Правила жизни

HENNESSY X.O.

Бесконечная история:

современное искусство

В БИОГРАФИЯХ СЕМИ

САМЫХ СМЕЛЫХ

ХУДОЖНИКОВ




Современное искусство помогает взглянуть на привычные вещи под необычным углом. С его помощью мы можем разглядеть жизнь в глыбе камня; увидеть, как здания конструируются, казалось бы, вопреки законам гравитации и как запахи и даже вкусы находят воплощение в визуальных образах. Все художники, работающие в жанре contemporary art, — немного визионеры и совершенно точно видят на шаг вперед по сравнению со всеми остальными. Совместно
с домом Hennessy рассказываем краткую историю современного искусства в биографиях
семи самых ярких и бескомпромиссных творцов
.


01

02

03

04

05

06

07

Фрэнк Гери

архитектор

Цай Гоцян

художник

Том Диксон

дизайнер

Марк Ньюсон

промышленный дизайнер

Арик Леви

скульптор

Ридли Скотт

режиссёр

Николас Виндинг Рефн

режиссёр

01

ФРЭНК ГЕРИ

архитектор, Канада

Когда говорят о современной архитектуре,
имя Фрэнка Гери вспоминается одним из первых — его
без преувеличения можно назвать одним из величайших архитекторов нашего времени

За свою более чем шестидесятилетнюю карьеру Гери поработал над концертным залом Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, художественной галереей Онтарио и зданием фонда Louis Vuitton в Париже

Для развития современной культуры важны не только объекты, созданные Фрэнком Гери, но и его идеи и сам подход к архитектуре: Гери — один из родоначальников архитектурного деконструктивизма. Он «разбирает» постройку по частям, «гнет» ее, как скульптор — глину, а ювелир — лист металла. Сам Гери сравнивает работу архитектора с режиссурой фильма, но наложенной на возможность трактовки формы и игры с пространством. Он исследует движение в статичных формах: его знаменитый «танцующий дом» в Праге неспроста так назван — постройка как будто постоянно смещается в пляске, оставаясь на месте.


ТАНЦУЮЩИЙ ДОМ

Прага

Один раз увидев другие здания, созданные Гери вне и даже вопреки правилам строительства, забыть их невозможно, как тот самый дом в Праге. По эскизам Гери, например, построены похожий на моток розовой атласной ленты Музей музыки в Сиэтле; Биологический музей в Панаме; будто собранный из разноцветных кусков картона и напоминающий гигантский корабль с надутыми парусами музей Гуггенхайма в Бильбао. Архитектор обожает плавные линии и ломаные, похожие на кристаллы трехмерные конструкции и часто согласует постройки с природным фоном, от которого так далеки бывают современные города.

Тот же подход — скульптурность форм, любовь к фактуре и нестандартным материалам, отказ от общепринятых норм в пользу собственного видения — Гери использует и для создания небольших интерьерных объектов. Так, в честь 150-летия Hennessy X.O он переосмыслил знаменитый декантер: в версии архитектора он получился будто обернутый в золотую фольгу. «Я попытался показать, что этот физический объект хранит в себе вековую историю, эмоции, душу и титанический труд сотен людей. Я хотел сделать его живым, поэтому использовал эффект помятости материала, ведь он дает ощущение движения», — объяснил Гери.

hennessy x.o. + фрэнк гери

предметный дизайн

ЦАЙ ГОЦЯН

02

художник, Китай

Творчество Цай Гоцяна сложно классифицировать
по жанру — это работа визуальная и концептуальная, перформанс живого действия и его результат,
остающийся в виде объекта

Художник изначально изучал сценический дизайн в Шанхайском драматическом институте, а с 1984 года начал экспериментировать с необычным материалом — порохом.

В результате порох стал ключевым элементом творчества Цай Гоцяна, который создает с его помощью и картины, и масштабнейшие инсталляции, которые видно из космоса.
Одна из его знаковых работ — «Проект для инопланетян № 10: расширение Великой Китайской стены на 10000 метров» 1993 года.
Тогда плотная стена из огня, благодаря Гоцяну на 15 минут «удлинила» Великую Китайскую стену на 10 километров.


Murmuration

Мельбурн, 2019

Работа с порохом для Цая — не просто тяга к эффектной визуальности: горючий порошок — это одновременно и символ Китая, и атрибут всей человеческой цивилизации. Через него художник исследует национальную идентичность и саму идею случайности (ведь огонь действует наобум, без плана) как средства творческой выразительности. Сам художник при этом становится алхимиком, создающим прекрасное из невзрачной серой пыли.

К 150-летнему юбилею коньяка X.O (Extra Old) Цай Гоцян провел перформанс под названием «Рождение трагедии» — посвящение одноименному трактату Фридриха Ницше об истоках искусства. Художник прославил силу человеческого духа и эмоциональной выразительности в огненном представлении — разноцветном фейерверке, запущенном из 150 дубовых коньячных бочек, плывущих по реке Шаранта на юго-западе Франции — именно здесь когда-то был основан и работает по сей день первый Дом Hennessy.



HENNESSY X.O. + цай гоцян

предметный дизайн


03

ТОМ ДИКСОН

дизайнер, Великобритания

Чтобы стать успешным дизайнером, иногда достаточно только таланта и собственных усилий — это доказывает пример самоучки Тома Диксона. Один из самых известных британских дизайнеров мебели
и предметов интерьера, Диксон не имеет системного образования

При этом у Диксона интересный бэкграунд: например, сперва он был бас-гитаристом, играл в лондонских ночных клубах и там же начал экспериментировать с металлическими скульптурами. Дизайнер работал без эскизов, а в качестве материалов использовал рельсы, арматуру, автомобильные детали и даже кастрюли. Сейчас, спустя много лет, он все так
же старается видеть привычные объекты
в новом свете, придавая им дополнительные художественные смыслы.

«Меня завораживают предметы роскоши и то, какие разные смыслы может придавать им тот или иной контекст», — говорит сегодня Диксон. Он считает, что для правильного восприятия ценности предмета необходимо адекватное оформление — именно так в его понимании работает и предметный дизайн, и мебельный, и любое творчество на стыке искусства и функциональности. Сейчас одна из самых знаменитых работ Диксона — стул S-chair, спроектированный в 1988 году для мебельной компании Cappellini, — стала частью коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Другие его объекты хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта и в Центре Жоржа Помпиду в Париже.


fresh fat chair

Великобритания

В сотрудничестве с Hennessy X.O. Том Диксон развил идею взаимосвязи между формой и содержанием и создал граненый декантер из матового металла медного цвета, сам по себе напоминающий ювелирное изделие и усиливающий эмоциональное восприятие содержимого.


{"points»:[{"id»:7,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0.5,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:8,"properties»:{"duration»:100,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

HENNESSY X.O. + ТОМ ДИКСОн

предметный дизайн


04

МАРК НЬЮСОН

промышленный дизайнер, Австралия

За плечами у Марка Ньюсона — учеба на ювелира и скульптора. У него крайне разносторонний жизненный опыт: Ньюсон успел пожить в нескольких странах, работал и с украшениями, и с одеждой, и с мебелью, и со светильниками, и даже с транспортными средствами

Журнал Time называл его одним из наиболее влиятельных людей мира, а работы Ньюсона есть в экспозициях Музея современного искусства в Нью-Йорке, лондонского Музея дизайна, парижского Центра Помпиду и музея дизайна Vitra, что в немецком городке Вайль-на-Рейне.

Характерная и наиболее значимая черта творчества Ньюсона — биоморфность. Он
любит плавные линии; формы его объектов округлы и текучи, материалы полупрозрачны.
Его вдохновляет природа — источник любого творческого начала даже в нашем высоко-
технологичном мире. Это одновременно и оглядка на историческое прошлое, и трансгрессия в будущее.


Exibition Safilo By Marc Newson At Triennale

Триеннале в Милане, 2014

Среди самых известных работ Ньюсона — каплевидные стулья-«эмбрионы» и кушетки, напоминающие капли ртути. Стулья, которые так и называются — Embryo, похожи на бобы на ножках из гнутых трубок и изначально были спроектированы для сиднейского музея Powerhouse Museum. Кушетка Locked Lounge в 1993 году появилась в клипе Мадонны Rain,
что сделало дизайнера знаменитым на весь мир.

У всех объектов чистые, гладкие формы. Такие же — у специального декантера Hennessy X.O, который дизайнер создал для коньячного бренда. Ньюсон оставил классическую форму и дополнил ее графичными штрихами-стратами, а также внешним футляром из сложного гладкого пластика, создав таким образом новый слой-оболочку в своей фирменной эстетике.


HENNESSY X.O. + МАРК НЬЮСОН

предметный дизайн

АРИК ЛЕВИ

05

скульптор, Израиль

Арик Леви работает в самых разных направлениях: создает сценографию балетных постановок, сотрудничает
с ювелирами, оформляет выставки. Но в первую
очередь позиционирует себя как скульптор


Основные сюжеты творчества Леви — камни, кристаллы, горы и обломки скал. Он воссоздает их из отполированной до зеркального блеска стали, бронзы и меди, заставляя переливаться,
как огромные драгоценности. Самая известная серия его работ так и называется — Rock Sculptures. Эти объекты контрастируют с созданными человеческими руками зданиями и ухоженными парками, в которых обычно выставляется Леви. «Жизнь — это система знаков и символов. Все не то, чем кажется», — говорит скульптор, который за простыми формами своих работ скрывает не один семантический слой.

Stainless Steal Sculpture Called «Crater Corten»

Париж, 2012

Еще один принцип Леви — работать как ученый. Он признается, что прежде всего его интересует так называемая ДНК вещи. По мнению скульптора, ее определяют как исходные материалы и технологии, так и желания людей, их идеи, вложенные в предмет, и даже размышления над ним в процессе работы.
Леви интересует процесс превращения, когда «практически из ничего» рождается «нечто». Например, его скульптуры Chaton Superstructures повторяют форму граней бриллианта, а созданы из металлических трубок. С одной стороны, зрителям очевидно, что художник изобразил бриллиант, с другой — это эфемерная контурная структура, олицетворяющая только идею драгоценного камня.

Для Hennessy Арик Леви разработал целую серию аксессуаров — в том числе кожаные кофры для трехсот бутылок Hennesy X.O Mathusalem. При этом он остался верен своей излюбленной «скальной» эстетике: кофры выполнены в форме куска горной породы, отколовшегося от глыбы, а кожа как материал призвана напомнить о кожаной ноте в аромате X.O. Асимметричная форма кофра олицетворяет жизнь — ведь безупречной симметрией может обладать только неживой предмет — и подчеркивает живую суть своего содержимого.


{"points»:[{"id»:7,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0.5,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:8,"properties»:{"duration»:100,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:7,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0.4,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0.5,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:8,"properties»:{"duration»:100,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

HENNESSY X.O. + АРИК ЛЕВИ

кофр-скульптура


06

РИДЛИ СКОТТ

режиссёр, Великобритания

Едва ли Ридли Скотт нуждается в отдельном представлении.
В фильмографии режиссера-новатора больше трех десятков картин — в их числе знаменитые «Гладиатор», «Чужой», «Царство небесное», «Бегущий по лезвию», «Совокупность лжи» и «Марсианин»

Впрочем, режиссером он стал не сразу — сначала работал в BBC на посту дизайнера и художника-постановщика телесериалов, затем начал снимать рекламные видео и даже основал собственную компанию Ridley Scott Associates: на счету Скотта более 2500 роликов для самых разных брендов. Только потом режиссер взялся за большое кино, и весьма успешно: в свое время он получил премию Каннского кинофестиваля за лучший дебют, а затем был многократно номинирован на BAFTA, «Оскар» и «Золотой глобус».

Кажется, в большом кино Скотт успел поработать во всех жанрах: от исторической драмы до сказки и научной фантастики. Причем последняя, совершенно точно, его конек. Скотт умеет снимать зрелищно, не жертвуя при этом глубиной. Каждый кадр в его фильмах выверен и может сам по себе считаться сильным художественным высказыванием.

Работа с домом Hennessy стала для Скотта первой после 15-летнего перерыва на коммерческом поприще. Режиссер снял серию из семи коротких фантастических роликов, которые в итоге складываются в единый фильм «Семь миров» и становятся сюрреалистическим путешествием в мир Hennessy X.O. Каждый из семи роликов рассказывает историю, построенную на балансе мифа и реальности (главный прием всех фильмов Скотта!), и иллюстрирует настоящую Одиссею по миру вкуса X.O.

{"points»:[{"id»:16,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:18,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0.5,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:17,"properties»:{"duration»:100,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

HENNESSY X.O. + ридли скотт

фильм


07

НИКОЛАС ВИНДИНГ РЕФН

режиссер, Дания

Имя Николаса Виндинга Рефна известно далеко не всем: датский режиссер никогда не ориентировался на мейнстрим. Он снимает артхаусные триллеры, неонуары и криминальные драмы

У Рефна небольшая фильмография, но каждая работа особенная и ни одна не похожа на предыдущую, — будь то нуарный «Драйв», который сравнивают со знаменитым скорсезевским «Таксистом» и называют первым датским гангстерским фильмом, или искрящийся жутковатый «Неоновый демон», наполовину метафорично, наполовину буквально открыва-ющий кошмарную изнанку мира моделей и глянца.

Кадры фильмов Рефна предельно контрастны, насыщены игрой цвета и света — все потому,
что у самого режиссера дальтонизм: не имея возможности различать полутона, он создает сверхъяркие миры. Кроме того, Рефн работает напрямую с ощущениями, и в его фильмах впечатления, производимые обстановкой и операторской работой, не менее важны,
чем повествовательная линия.


Именно эта тема — ощущения — и легла в основу сотрудничества Рефна с Hennessy: он по-своему интерпретировал впечатления, описанные дегустационным комитетом коньячного дома, и на их основе создал 90-секундный рекламный ролик, разделенный на семь глав. Каждая глава иллюстрирует тот или иной аспект вкуса напитка. «Вкус — это сильное ощущение. Когда вы чувствуете разные вкусы, вам кажется, будто вы путешествуете», — говорит режиссер. Опираясь на сочетание цвета, текстур и форм, он создал образное отражение чувственного опыта, который иначе невозможно передать полностью.


{"points»:[{"id»:16,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:18,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0.5,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:17,"properties»:{"duration»:100,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

HENNESSY X.O. + Николас Виндинг Рефн

визуальный ряд



В материале использованы произведения авторов:

Alamy/Legion Media, Legion Media, Matt Carr/Getty Images, Don Arnold/ WireImage/ Getty Images, John B. Carnett/ Bonnier Corporation via Getty Images, View Pictures/ Universal Images Group via Getty Images, Michael Kovac/Getty Images for AFI, Andrew Francis Wallace/Toronto Star via Getty Images, Vincenzo Lombardo/Getty Images for T Magazine

Текст: Варя Баркалова

Редактор: Ксения Крушинская

Арт-директор: Анна Сбитнева

Дизайн и верстка: Роман Беляков

Идея: Оля Назарова

Менеджер проекта: Роман Рык

{"width»:1290,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}