Правила игры
В двух словах Clubhouse — это социальная сеть, где пользователи могут общаться. Только голосом. Только владельцы iPhone (пока что приложение доступно только пользователям iOS. — Esquire). Происходит это так: сначала надо авторизоваться в соцсети, что можно сделать двумя с половиной способами. Самый популярный — найти, выклянчить или даже купить инвайт («приглашение»). Учтите, что покупка инвайтов не предусмотрена правилами сервиса и такое приглашение может быть аннулировано. Если никто не предлагает заветную ссылку — рано кусать локти: вы можете скачать приложение и оставить в нем заявку на авторизацию. Через некоторое время система, скорее всего, одобрит ваше вступление и вы можете перейти к следующему абзацу. Еще полспособа — это просьба знакомому одобрить ваше вступление. Если вы у него в записной книжке iPhone, то инвайт тратить не придется — он найдет вас в соцсети и кликнет «Let them in!». Велкам!
Теперь можете осмотреться. Если вы дали соцсети доступ к своей записной книжке, то она предложит зафолловить знакомые контакты из нее. Если еще не знакомы с Пэрис Хилтон или Биллом Гейтсом, то можете найти их через поиск. Убедитесь, что аккаунт настоящий, об этом скажут тысячи фолловеров, среди которых будут известные личности. Например, основателя Microsoft я так и не нашел — видимо, он «слишком стар для всего этого». А может, наоборот, пилит свою голосовую соцсеть с обертонами и спецэффектами. Вам будут предлагаться «комнаты» — виртуальные помещения, где будут выступать люди, на которых вы подписаны. Либо вы можете завести свою комнату и разместить ссылку на нее в традиционных соцсетях (ну как еще назвать Instagram и Twitter?), чтобы пригласить туда знакомых с аккаунтом в Clubhouse. Комната может быть забронирована заранее, чтобы пользователи успели подтянуться. Пользователь, создавший три комнаты, может организовывать группы, в которые также может набирать фолловеров — это удобно, чтобы делить сторонников по интересам.

В комнатах у пользователей есть всего три роли: создавший комнату (основатель) становится модератором, остальные пользователи — слушателями. Основатель комнаты решает, нужно ли кого-то еще из пользователей назначить на эту должность. Пользователь, который хочет высказаться, жмет значок «Поднять руку», а модераторы решают, кому дать слово, или сами предлагают высказаться определенному пользователю и превращают его в «спикера». Все. Никаких слайдов, спецэффектов, даже записи нет. Зато пока все бесплатно.

Возможно, мне повезло, но за неделю в Clubhouse мне не встречались комнаты, где стоит гвалт, обычно модераторы хорошо переключают спикеров. Впрочем, если вам не понравится, можете нажать кнопку «тихонько покинуть».
Все, в нескольких абзацах описана вся механика приложения, оцененного $1 млрд. Как такое произошло?
$1 миллиард в год
Оказалось, что такой подход может быть очень ценным. Компанию Alpha Exploatation, единственный продукт которой сейчас — соцсеть Clubhouse, запустили ровно год назад — в феврале 2020-го — предприниматели Пол Дэвисон и Роэн Сет. Они не были известными личностями до взлета Clubhouse, но работали в Кремниевой долине — в частности, Дэвидсон был сотрудником соцсети Pinterest, а Сет трудился в Google. В мае они получили на развитие бизнеса $12 млн при оценке $100 млн от известных инвесторов Марка Андриссена и Бена Хоровица. А уже в январе 2021 года тот же Хоровиц и группа инвесторов вложили в Clubhouse $100 млн
Практически одновременно с последним раундом инвестиций в соцсети начался просто звездопад — в ней зарегистрировались топовые фигуры из технологической индустрии, искусства, венчура

Как стать известным?
Как сервис заметили известные инвесторы при столь скромной пользовательской базе (аудиторию Clubhouse
Консультант по стратегическим коммуникациям на международных рынках и сооснователь локального представительства SingularityU Анастасия Эрнайс-Эскарса уточнила, как могут работать такие связи: «Марк Андриссен [инвестор Clubhouse] через инвестпортфель связан с Илоном Маском. Возможно, этим объясняется интерес Маска. А Маск, в свою очередь,
Не любите голосовые сообщения? Это другое
Почему многие пользователи ненавидят голосовые сообщения, но с удовольствием ломятся в Clubhouse? При использовании сервиса становится понятно, что сравнение некорректное. Мария Глазкова, PR-партнер в фонде The Untitled Ventures, также пришла в сервис за пару недель до его популярности среди более широкой аудитории. Она вспоминает, что услышала о Clubhouse в декабре 2020 года, но тогда отнеслась к нему с предубеждением: «Голосовые сообщения, что?! Но потом попался чей-то пост про дискуссионную панель, и я решила послушать. Только в процессе поняла, что можно «поднять руку» и пообщаться со спикерами — я постеснялась. Но сейчас мне нравится, я много слушаю про венчур — это такая нескончаемая глобальная конференция». Глазкова считает, что рост рынка EdTech и, конечно, пандемия очень помогли росту Clubhouse, но в нем есть что-то полезное: «Если завтра вернулся бы мир офлайн, то ажиотаж сильно бы поутих, сейчас там все выступят, выскажут все, что накопилось за локдаун, и успокоятся. Но как PR-инструмент в пандемию Clubhouse потрясающе подходит».
Практически все собеседники Esquire отмечают, что взлету Clubhouse помогла пандемия коронавируса. Он стал хорошей альтернативой онлайн-конференциям. Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A. Partners, объясняет: «Clubhouse появился в нужный момент, когда за время пандемии люди перенасытились привычными способами онлайн-коммуникации, — это решение, я бы сказал, в духе времени». Он добавляет, что у всех на виду пример Instagram, который был куплен Facebook в 2012 году по безумной на тот момент оценке в миллиард долларов. А сейчас инстаграм уже оценивается в $102 миллиарда — в 5 раз больше TikTok и в 6 раз больше Twitter: «Когда появляется новый способ социального взаимодействия, люди буквально ломятся туда, и фонды, дающие такую оценку, делают ставку на то, что Clubhouse может стать таким же популярным. Предопределено ли это? Никто не знает».
Александр Горный, сооснователь United Investors, также зарегистрировался в сервисе в конце января, за пару дней до того, как он стал известен в России. Он объясняет, что «работа обязывает следить за модой». Но и после пары недель в сервисе он не разочаровался в нем: «У сервиса есть не микроскопический шанс стать новой большой соцсетью, и тогда капитализация станет совсем другой. Шанс — не гарантия, но заплатить за этот шанс по оценке в миллиард [долларов] вполне справедливо». При этом он считает, что присутствие заметных фигур из мира IT и венчура в этой соцсети со временем сократится «почти неизбежно», а вот популярность среди обычных людей может сохраниться. И при аудитории в сотню миллионов монетизация возникнет неизбежно.
Наши наблюдения подтверждают мнение экспертов, что ядром являются представители IT и венчурной области. Причем закономерность сохраняется и в русскоязычных сообществах. Одна из самых больших русскоязычных групп — The Dacha, в ней состоит 2100 человек. Основной темой заявлены стартапы и знакомства. Нельзя сказать, что туда уже зашли все российские инвесторы и айтишники, но их представительство среди подписавшихся заметное. Кроме того, эта группа имеет расписание, в котором каждый день размечено несколько передач по темам — от венчурных до сложностей родительства в разных странах.

Что дальше?
Можно спорить, удачным ли кажется сервис, который заставляет разговаривать голосом, отрываться в определенные моменты от дел, но Clubhouse уже заметили и копируют. Заметили соцсеть и правительства других стран — с 8 февраля она стала недоступна в Китае. По данным CNN, соцсеть стала недоступна после того, как в ней возникли комнаты, в которых на китайском обсуждались гонения на уйгуров, вопросы демократии в Гонконге и суверенитета Тайваня. Эти политические темы всегда находились под запретом в Китае, и все локальные соцсети тщательно фильтруют их. При этом в Китае уже разрабатывается несколько клонов голосовой соцсети — никто не хочет упустить перспективную нишу, а требования регулятора можно удовлетворить. Также похожий сервис разрабатывает Facebook, а Twitter запустил Twitter Space с близкими функциями.
Евгений Кузнецов, амбассадор SingularityU в России, гендиректор инвестфонда «Орбита капитал партнерз», также оценил Clubhouse за новые возможности общения в пандемию и отметил его конкурентное преимущество: «Он привлек внимание, потому что в нем начало складываться очень хорошее комьюнити. Все венчурные инвесторы и айтишники очень нуждаются в нетворке. На этом был основан взлет Zoom, который обеспечил перевод нашего общения в онлайн. Но очень важно удобство и простота сервиса, [которое есть у Clubhouse] в отличие от зума».
В конце января сервис рассказал свои планы на 2021 год. В первую очередь это выпуск версии для Android, чтобы большее количество пользователей имело доступ к приложению. Также это задачи по локализации и добавлению функций, которые упростят использование сервиса всем потребителям. При этом компания обещает увеличить количество серверов и вложиться в свои технологии и инфраструктуру, чтобы сервис не расстраивал пользователей ошибками и недоступностью. Третья цель — безопасность и соблюдение прав человека. Содержание разговоров в комнатах Clubhouse волнует не только китайское правительство — сервис обещает улучшить инструменты по распознаванию и предотвращению злостных выходок. Так, в сентябре 2020 года в соцсети были замечены антисемитские речи. Соцсеть будет бороться с этим, увеличит возможности модераторов и даже разработает для них учебные пособия. Конечно, нам обещают, что алгоритмы научатся лучше подбирать людей, комнаты и тому подобное, рекомендуемые пользователю. Наконец, сбываются прогнозы экспертов, будут разработаны инструменты для поддержки творчества — авторы передач смогут получать переводы с чаевыми, оплатой билетов и подписок. Кроме того, для них будет запущена программа грантов.
Хотя Clubhouse и имеет миллиардную оценку, пока автор не встречал ни одного бизнеса, созданного по следам бесед в нем, или хотя бы эффективной рекламной компании. Понятно, что с момента массового привлечения пользователей прошло всего ничего, но не зря большинство экспертов отмечают, что многие участвуют в процессе «на всякий случай». Пожалуй, это не повод, чтобы упустить свой шанс и не попробовать. К тому же и о неудаче никто не узнает: все, что было в Clubhouse, остается в нем же.