С тем, что собой представляет Clubhouse, все более менее разобрались: это новая социальная сеть, в которой можно делать только одну вещь — говорить в прямом эфире. Приложение пока что доступно только на iOS, и попасть туда можно только по приглашениям. По данным App Store, Clubhouse стал самым скачиваемым приложением для iOS к середине февраля.

В Clubhouse все общаются в «комнатах» — в них собираются спикеры и слушатели и обсуждают какую-либо тему. Стать спикером в любой комнате можно, подняв руку, — если модераторы позволяют тебе что-то сказать, пользователь автоматически становится спикером.

Вокруг приложения сложился некий флер элитарности, так как попасть туда можно только по приглашению. При регистрации пользователю выдается от 1 до 5 приглашений, а в дальнейшем за активное участие в дискуссиях Clubhouse может подкинуть еще инвайтов. Но быть «номинированным» можно и без заветного приглашения — когда кто-то из телефонной книжки пользователя регистрируется в приложении, ему приходит оповещение об этом и он может впустить своего друга в Clubhouse.

В приложении активно развивается локальное сообщество. За неделю в нем зарегистрировалось более 100 тысяч пользователей — да, цифра не совсем масштабная, но прирост за неделю колоссальный.

О чем говорят в Clubhouse и кто там сидит?

Как правило, о маркетинге, бизнесе, инфопродуктах, диджитале и всем, что так или иначе связано с карьерой и работой. Первые несколько дней в Clubhouse сидели исключительно диджитальщики и рассказывали об инсайдах индустрии, секретах успеха и хантили на работу всех страждущих. Некоторые специалисты проводят нетворкинги, паблик-токи, Q&A и другие медиаформаты, которые помогают прокачивать имидж и дают слушателям ценные знания. Эти разговоры сильно напоминают ожившую ленту Facebook.

Спустя пару дней в Clubhouse стали приходить посторонние диджитал-тусовке люди и, как сказали бы в TikTok, «наводить суету». Например, среди активных спикеров появились рэпер Андрей Замай, комик Александр Долгополов, бывший ведущий Versus Саша Ресторатор и многие другие знаменитости. Также в комнатах были замечены актер Андрей Гайдулян, ведущий Михаил Шац, режиссеры Илья Найшуллер и Кантемир Балагов, блогеры Даня Милохин, Анастасия Ивлеева, Наталья Сычевская и так далее. Энтузиасты ежедневно отслеживают самых популярных клаберов на площадке, и на данный момент по количеству подписчиков лидирует Илья Варламов.

Уникальность Clubhouse в том, что, пожалуй, нигде, кроме этой сети, невозможно настолько быстро связаться с людьми совершенно разных статусов и поговорить с ними о том, о чем в обычной жизни никогда бы поговорить и не удалось. Еще неделю назад мы все и подумать не могли, что когда-то у нас каждый день будет возможность ежедневно слушать паблик-токи от топ-менеджеров и задавать вопросы популярным людям, — а теперь она есть, и это, безусловно, привлекает.

Основные комнаты Clubhouse

  • «Кто такой и зачем нужен…»

Самая популярная комната в Clubhouse, которая пересоздается каждый день и принимает к себе звездных гостей. За неделю в импровизированных интервью успели поучаствовать Настя Ивлеева, Даня Милохин, Михаил Шац, Сергей Дружко, Сергей Минаев, Илья Найшуллер и многие другие. У комнаты уже есть свой телеграм-канал с анонсами предстоящих мероприятий — там можно задавать вопросы спикерам и следить за апдейтами. «Кто такой и зачем нужен…» функционирует почти круглосуточно, поэтому залететь в диалог можно в любой момент дня и ночи. Интересно, что спикеров комнаты уже начали звать модерировать другие эфиры, а сами модераторы начали брать за это деньги — например, в интервью Business FM создатель комнаты блогер Анатолий Капустин рассказывал, что за час модерации стоит 30 тысяч рублей. Остальных спикеров также можно позвать к себе в комнаты за разные суммы.

  • «Пропутинский чат»

Чат — политическая сатира, где каждый вечер собирается импровизированная Госдума. Клаберы во главе с твиттер-блогером Соней Грезе ставят себе на аватарки Путина, Милонова и патриарха Кирилла и читают выдуманные законы — все это слушает порядка 300 человек. Звучит все максимально абсурдно, поэтому советуем зайти хоть раз, чтобы оказаться в прекрасной вымышленной России будущего. Как рассказала Esquire модератор «Пропутинского чата» Кристина, идея создать комнату возникла спонтанно. «Мы просто сидели и постиронично топили за Россию, придумывали планы, как бороться с оппозицией. В комнату начало заходить больше и больше людей и подхватывать юмор, так это и разрослось. Постирония на тему политики — защитная реакция. Нас тревожит то, что происходит вокруг. У ребят проходят обыски, люди получают статьи на пустом месте. Нас это волнует», — говорит Макина. Она отмечает, что комната построена исключительно на сатире: «Это место, где любой желающий может примерить и отыграть роль государственного служащего, омоновца, оппозиционера или простого русского человека».

  • «Молчаливые знакомства для людей с интересными био»

Не всем хочется болтать 24/7, поэтому ожидаемо в Clubhouse появились молчаливые комнаты, куда люди просто заходят и подписываются друг на друга. Судят о человеке они по описанию. Несмотря на неочевидный формат, это довольно популярная комната, в которой в любое время суток сидит не менее 500 человек. Рай для интровертов.

  • «Что нового?»

Ежедневная утренняя рубрика от комика Александра Долгополова, где он со своими друзьями — активистами, комиками и другими людьми — обсуждает, что с ними произошло за день и утро. Непринужденная беседа, к которой может присоединиться почти каждый желающий, длится около 2−3 часов. Отличная комната для приготовления завтрака и настройки на рабочий лад.

  • «Как стать успешным модератором в Clubhouse»

Еженедельная вечерняя комната, где модераторы разных комнат делятся секретами идеального модераторства в Clubhouse. Кого звать, что спрашивать, как задавать беседу, чтобы она не стала неинтересной, как сделать комнату популярной — это и многое другое можно узнать, зайдя на эфир.

  • «Пятый стакан виски»

Круглосуточная комната, куда клаберы заходят отдохнуть от высоких разговоров о маркетинге и бизнесе. Она не настолько популярна, как «Кто такой и зачем нужен», однако своя фишка в ней тоже есть — и это ламповость. Никаких разбирательств, выяснений отношений и медиасрачей — только приятные разговоры и интересные истории.

  • «Мата Нуи»

Комната биониклов под предводительством Армена Арамяна, Майкла Наки и Александра Долгополова. Да, вы не ослышались! Внутри Clubhouse сформировались некие сообщества, которые воюют или дружат друг с другом и отстаивают какие-то цели. Биониклы — одни из них. Каждый день в 23:00 комната «Мата Нуи» открывается, и туда сбегаются биониклы. Согласно официальному документу группы, «на базе все биониклы, совместно с неравнодушными кожаными мешками могут обсудить путь бионикла, его смысл, значение, историю биониклов, как биониклы повлияли на жизнь каждого и что ждет биониклов в будущем. Мы вспоминаем детство, своих первых биониклов и как они повлияли на наше взросление. После обсуждений начинаются дипломатические набеги на другие клубы, целью которых является донесение слова «Мата Нуи» до кожаных мешков, остающихся в неведении». Лего-роботы также преследуют своими набегами благую цель — они собирают донаты в правозащитные организации. Так что если вам нечем заняться поздним вечером и хочется разгрузить голову, добро пожаловать в «Мата Нуи».

  • «#Зонабезбиониклов»

Комната, которая появилась в противовес биониклам. В ней обитают лего-человечки. По словам представителей лего-человечков, они завели свое движение, так как устали от набегов биониклов. Комната появляется стихийно и обычно под вечер. После появления лего-человечков в Clubhouse также появились и другие движения, которые общаются друг с другом в комнатах. Важно понимать, что под аватарками, как правило, скрываются вполне серьезные люди — менеджеры, музыканты, актеры, саунд-продюсеры. Это просто их экспериментальный способ для отдыха от работы.

Главные моменты за последнюю неделю

  • Интервью с Олегом Тиньковым

Clubhouse уже сумел захостить одно из исторических событий — первое за два года масштабное интервью Олега Тинькова. Основатель Тинькофф Банка в ходе эфира рассказал про свои планы на будущее (спойлер: он больше не хочет заниматься бизнесом), жизнь после месяцев больницы, свою текущую роль в структуре банка, а также про амбициозный план сделать «Тинькофф» вторым после «Сбера» банком в России. Разговор побил рекорд Clubhouse по слушателям — одновременно в комнате находились 5 тысяч человек, что является максимальным количеством человек в одной комнате для этой соцсети.

  • Бренды и Clubhouse

Конечно же, бренды оперативно начали «залетать» в нашумевшую соцсеть. Первым брендом, который основательно подошел к вопросу, был «Яндекс» — компания сделала серию комнат Yet Another Clubhouse Room с топ-менеджерами, которые рассказывали про инновации, нововведения и делились инсайдами.

«В начале февраля многие сотрудники «Яндекса» стали регистрироваться в Clubhouse и посещать разные комнаты. Так, например, пользователи сами заметили управляющего директора группы компаний «Яндекс» Тиграна Худавердяна и позвали его стать спикером в одной из популярных комнат. Мы увидели большой интерес и подумали, что это отличное место, чтобы в неформальной обстановке поболтать со слушателями — дать им возможность задать свои вопросы топ-менеджерам компании, рассказать, как все устроено внутри. Так возникла идея сделать такие встречи регулярными и создать комнату «Яндекса», — рассказала Esquire руководитель корпоративных коммуникаций «Яндекса» Сана Паритова.

Примеру «Яндекса» последовали ВТБ, Сбербанк, Mail.Ru и «Самокат», которые также запустили брендированные комнаты. А ребята из Setters совместно с «Буду» запустили брендированное шоу про маркетинг — во вторник вечером была проведена первая встреча.

  • Кантемир Балагов и покемоны

Удивительно, но, кажется, режиссер Кантемир Балагов — фанат саги о покемонах. Несколько дней назад он создал комнату, в которой предложил пользователям выбрать лучшего покемона. Каждый ставил себе на аватарку любимого питомца, а затем аргументированно объяснял, почему именно он достоин победы. В беседе также поучаствовала певица Манижа. Комната Балагова запустила в Clubhouse некий тренд, и на следующий день в приложении стали выбирать лучшего персонажа из «Наруто» и лучшего лего-человечка.

  • Биониклы, лего-человечки и Владимир Соловьев

Спустя несколько дней серьезных разговоров о маркетинге в Clubhouse пришел абсурд. Началось все с того, что редактор журнала DOXA Армен Арамян создал в приложении комнату «Мата Нуи», где он и другие пользователи под именем биониклов (игрушки из серии LEGO) собирались и обсуждали там дипломатические набеги на другие комнаты. Целью объединения биониклов были сборы донатов в правозащитные организации — «ОВД-Инфо», DOXA и другие. Спустя пару дней к движению присоединились комик Александр Долгополов и журналист Майкл Наки. Они и другие биониклы стали заходить в другие комнаты и читать свой манифест.

В противовес биониклам появились другие Clubhouse-фракции — лего-человечки, волки, черти, машинки Hot Wheels и так далее. Причем во всех группах есть известные люди — например, к биониклам присоединился Кантемир Балагов, к чертям — Эльдар Джарахов и Ресторатор, к лего-человечкам — рэперы Куок, Pyrokinesis и певица Дора.

Так или иначе, все фракции решили объединиться против общего врага — Владимира Соловьева, который анонсировал эфир в Clubhouse вечером 15 февраля. Объединение сработало, и Соловьеву запретили создавать собственные комнаты. Своему бану телеведущий посвятил свой утренний эфир «Прямой контакт», где оторвал голову биониклу.

В тот же день Соловьев пришел в одну из комнат в Clubhouse, где обсуждали его эфир. Журналист выступил в комнате спикером — модераторы поговорили с ним про утренний эфир, блокировку, биониклов, а затем стали задавать ему более острые вопросы. Закончилось все тем, что Соловьев ушел бегать. На следующий день после этого эфира его аккаунт окончательно забанили.

  • Фейковая Пугачева

Конечно же, как и в другой социальной сети, в Clubhouse быстро стали появляться фейки. Сначала там якобы завел страничку Павел Дуров, а затем подтянулись и другие медийные личности. Самым ярким фейковым кейсом стало появление Аллы Пугачевой, которая зашла в одну из комнат и стала разговаривать со слушателями. Пародистка была в чате около часа, успела спеть отрывок из песни «Позови меня с собой», похвалить певицу Манижу и поругать Киркорова за коллаборации с тиктокерами. И даже поговорить с Федуком (возможно, он тоже был ненастоящий)! После эфира концертный директор Пугачевой опровергла ее присутствие в Clubhouse. Пранк удался!

Что думают о Clubhouse популярные спикеры

  • Семен Ефимов, ведущий телеграм-канала «Русский маркетинг»

Я решил присоединиться к Clubhouse, потому что там изначально была группа ребят, которые давно знакомы между собой и очень хорошо общаются. Большинство из них состояли в СММ-чате, который я создал еще в 2012 году во «ВКонтакте», затем он плавно перетек в Telegram.

Постепенно я стал спикером комнаты «Кто такой и зачем нужен…», где мы берем интервью у разных спикеров. Формат был придуман совершенно случайно: мы создали комнату «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко?», и сам Клименко неожиданно туда пришел — и мы начали с ним общаться. Мы поняли, что формат работает очень хорошо, и поэтому решили продолжать в таком ключе.

В день я провожу в Clubhouse от 10 до 12 часов: по крайней мере, так говорит статистика iPhone. Времени у меня много, потому что я безработный и совмещать офис с Clubhouse мне не нужно. Я думаю, что если бы у меня была работа, столько бы времени здесь я проводить не смог. Вероятно, я бы просто сидел в каких-то узкотематических комнатах или включал бы Clubhouse фоново, как радио или музыку.

Безусловно, Clubhouse прокачивает мой личный бренд. На этом фоне у меня еще потихонечку растет Twitter — не могу сказать, что гигантскими темпами, но за две недели подписались 100 человек. Для человека, который в Twitter особо никогда не сидел, это неплохой результат.

Не могу сказать, что использую Clubhouse с каким-то конкретными целями по монетизации. Я живу один, и поэтому мне важно просто с кем-то разговаривать, пусть даже виртуально. Раньше я заходил по вечерам в Discord и играл с ребятами в компьютерные игры, а сейчас эту потребность закрывает Clubhouse. Возможно, это некий извращенный формат виртуального общения, но мне он нравится, и я получаю от него искреннее удовольствие.

Ко мне уже поступали запросы от брендов и от компаний, которые хотели бы делать свои комнаты и работать в этом направлении. Я думаю, что об этом пока рано говорить. Посмотрим через полгода — через год, когда основные селебрити сюда придут. Нужно до этого времени себя здесь как-то закрепить, чтобы мы стали узнаваемыми и чтобы потом нас не забыли.

Сколько проживет приложение и сохранится ли его популярность, во многом будет зависеть от того, появятся ли новые инструменты и версия для Android. Я думаю, что Clubhouse проживет долго. Почему нет? Был Live Journal, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», потом появился Instagram с фотоконтентом, затем мессенджеры с текстовыми сообщениями, TikTok, а сейчас мы переходим к аудио. Мне кажется, уникальность Clubhouse в том, что он как раз таки позволяет закрепиться людям, которые могли быть абсолютно неизвестными в других соцсетях. Но в силу того, что они умеют правильно и увлекательно говорить, они могут стать на этой площадкелюб узнаваемыми и популярными спикерами, с которыми в будущем смогут работать крупные компании и рекламодатели.

  • Евгений Давыдов, сооснователь креативного агентства Setters

Я очень люблю тестировать новые площадки. Недавно мне на глаза попалась статья про Clubhouse, по‑моему, про выступление Илона Маска. И буквально через пару часов мне отправляет инвайт Кирилл Малев из «Кухни на районе». Тут грех не попробовать.

Мы регулярно проводили большие мероприятия для всей креативной тусовки, тратили на это большие ресурсы и сотни часов подготовки — все для того, чтобы популяризировать сферу и сделать ее более прозрачной и менее снобской. А в Clubhouse можно собраться за несколько минут и в формате лампового разговора вместе с именитыми представителями агентств, брендов и корпораций рассказать большое количество инсайдов и ответить на интересные вопросы. Например, мы запустили свое шоу «Джун» — вместе с классными агентствами рассказываем молодым ребятам, как попасть в ту или иную сферу.

Как спикер я провожу в Clubhouse не более двух часов в день в разные промежутки времени. Как слушатель — около 3−4 часов. Я понимаю, что такой жесткий спринт не продлится больше пары недель. Но пока тут открыто делятся информацией, за которой порой приходилось охотиться месяцами, — я в деле.

Вся магия на данный момент в качестве комьюнити. Оно уже начинает размываться, заходит все больше людей, которые начинают монетизировать каждую минуту своего пребывания здесь. Я верю в то, что сам формат такой коммуникации останется с нами надолго. А вот в какой соцсети и сможет ли кто-то из гигантов повторить успех Clubhouse — большой и интересный вопрос.

  • Александр Кукалев, SMM-менеджер в Mail.Ru Group

В Clubhouse я зарегистрировался недели 4 назад. Читал о нем где-то на фейсбуке, а потом с ребятами решили, что нужно попробовать. Не работу работать в рабочее же время, в самом деле. Так получилось, что мы со знакомыми ребятами собрались в рандомной комнате, начали разгонять и в итоге приняли решение создать комнату «Кто такой и зачем нужен Герман Клименко». Сам Герман к нам пришел уже минут через 5. Потом к нам залетал его сын, и все поехало. Мы решили названием своей комнаты зазывать именитых гостей. А они и приходили. Ну, кроме Лапенко и Моргенштерна, остальные так или иначе у нас появлялись на паблик-ток.

Забавно, что в первое время iPhone показывал, что в Clubhouse я провел 26 часов из 24 возможных. Мы там сидели сутками напролет и держали нашу комнату до появления следующей — чтобы люди постоянно видели нас и знали, что у нас круто и весело.

С работой совмещать Clubhouse очень легко, он просто у тебя всегда в фоне. Ну, кроме рабочих коллов. Слышишь себя — отзываешься. Нет — работаешь дальше. Я раньше никогда ничего не делал фоном, пока работал, но Clubhouse занял эту нишу идеально.

У меня нет цели пропиариться, стать известным или заработать много денег. Такие вещи всегда происходили со мной сами собой. Так и тут: я не гонюсь за подписчиками, славой или прибылью — я гонюсь за удовольствием. Наши ребята растят свой бренд, их приглашают для коммерческого проведения комнат, покупают рекламу — они молодцы, наверное, так и нужно делать.