Прощай, оружие: история оружейного барона Виктора Бута

Американская пресса называла его «самым опасным человеком на земле», а министр иностранных дел Великобритании – «продавцом смерти». Его обвинили в том, что он продавал оружие диктаторам, партизанам, полевым командирам по всему миру, и приговорили к 25 годам заключения. Правила жизни рассказывает историю Виктора Бута, возможно, самого известного торговца оружием.
Виктор Бут
Reuters
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Афганистан, 1995 год. Идет гражданская война. Талибы, среди которых много джихадистов, воевавших с Советским Союзом в 1989-м, рвутся к Кабулу. Президент Бурхануддин Раббани закупает оружие. «Аэростан», транспортная компания со штаб-квартирой в арабском городе Шарджа, вызывается решить проблему. В Афганистан отправляется огромный Ил-76, набитый албанским оружием и боеприпасами. Его экипаж – семеро русских летчиков.

Проблемы начинаются над Кандагаром. Самолет талибов заставляет командира экипажа Владимира Шарпатова посадить Ил-76 в кандагарском аэропорту. Груз достается боевикам, летчиков берут в заложники. В эту историю – вскоре она станет известна как Airstan Incident – окажутся втянуты политики из России, Афганистана и даже из США. Владелец «Аэростана», загадочный бизнесмен из Таджикистана (или России, или Украины – никто не может сказать точно), даже встретится с лидером талибов, муллой Омаром. Но боевики не хотят обсуждать освобождение заложников.

Проходит триста семьдесят восемь дней. «Талибан» готовится к осаде Кабула. И вот 16 августа 1995 года пленникам выпадает шанс спастись. Половина их охранников отправляется на послеполуденную молитву. Летчики нападают на оставшихся, связывают их и бросают в грузовой отсек. Шарпатов соединяет нужные провода, двигатели включаются, самолет начинает разбег. Его преследуют машины боевиков. Взлетная полоса перегорожена пожарной машиной, но Ил-76 в последнюю секунду отрывается от земли, уходит из афганского воздушного пространства и берет курс на Эмираты – там безопасно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чудесное спасение летчиков празднует вся Россия – стране как раз отчаянно не хватает героев. О побеге из Кандагара пишут все газеты мира. Но никто из журналистов не может найти владельца самолета, бизнесмена из Шарджи. Некоторые называют его Виктором Бутом, другие Виктором Булакиным или Вадимом Аминовым. Его фотографий нет. Есть только смутные слухи о связях с КГБ и о транспортной империи.

Много позже мир узнает Бута как «продавца смерти» – американские силовики даже назовут его «самым опасным человеком на земле». Бут, завладевший советскими транспортными самолетами, ржавеющими после падения Берлинской стены, может доставить что угодно: мебель в Казахстан, живых раков в Европу, редкие гладиолусы из Южной Африки в любую точку мира. Оружие.

Очень много оружия. Первый его известный заказ: 1992 год, вооружение для Северного альянса, вою­ющего с талибами. После этого Бут зарабатывает на конфликтах по всему миру – и самолеты, и оружие достаются ему от советских войск, покидающих Восточную Европу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бут, например, брал заказы одновременно у правительства Анголы и у боровшихся с этим правительством повстанцев из УНИТА», – пишут Дуглас Фара и Стивен Браун в своей книге «Продавец смерти». Книга и снятый по ее мотивам фильм «Оружейный барон» в 2000-х создадут вокруг Бута целую мифологию: «Он отправил самолет за Мобуту Сесе Секо, свергнутым диктатором Заира, несмотря на то что снабжал оружием его врагов. Среди клиентов Бута были правитель Либерии Чарльз Тейлор, колумбийские партизаны из ФАРК, ливийский диктатор Муаммар Каддафи».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1995-м, пока летчики были в плену у талибов, Бут, по слухам, сумел заключить сделку с муллой Омаром и заработал на поставках оружия для «Талибана» около $50 млн – партнерство продолжалось с 1995 по 2001 год, пока в Афганистан не вошли американские войска. Бут хорошо заработал – и подписал себе приговор.

Годовой оборот на мировом рынке оружия, по оценке Стокгольмского института исследования проблем мира, составляет $420 млрд – это официальные данные; реальная цифра больше. Черный рынок невелик. Говорят, Бут работал на сером рынке – продавал легальное оружие тем, кто не имел права его покупать; поставлял вооружение диктаторам и полевым командирам в обход санкций – он подделывал все необходимые сертификаты, и по документам получалось, что оружие уходит законопослушным гражданам. Ричард Чичакли, напарник Бута, однажды признался, что «обойти международные санкции проще, чем купить гамбургер в "Макдоналдсе".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бут отлично подходил на роль международного торговца оружием. Он родился в 1967-м и еще в школе увлекся изучением языков. Английский он выучил по песням группы ABBA. Если верить журналу New Yorker, Бут читал на пятнадцати языках, мог торговаться на девяти и бегло говорил на пяти или шести.

Бут служил в авиации, учился в Москве, в Военном институте иностранных языков, и специализировался на португальском: Мозамбик и Ангола, африканские союзники СССР, воевали с повстанцами, и Кремлю требовались специалисты.

Ходили слухи, что в середине 1980-х Бут был шпионом КГБ в Риме. В 1988-м в ангольской столице Мапуту он познакомился со своей будущей женой Аллой, молодой художницей из России. К 1991-му они поженились и переехали в Москву.

AP/East News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Распался Советский Союз. Олигархи делили бывшую государственную собственность. У Бута появился план. По всей стране в ангарах пылились транспортные самолеты, а на складах лежали ящики с оружием, так и не отправленным союзникам в Африке и Азии. Полевым командирам по-прежнему требовалось оружие. Бут знал, где его достать и как доставить. Он начал работать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вскоре он построил огромную транспортную компанию. У него были компании и офисы в Анголе, Бельгии, Болгарии, Швейцарии, Техасе, Конго, Руанде, Гамбии, Либерии, Сьерра-Леоне, Южной Африке, Казахстане, ОАЭ – и никто при этом не знал, кто он такой. Самолеты Бут регистрировал на родственников и друзей. Если один из его бортов попадал в зону внимания властей, Бут звонил своему британскому коллеге, и тот за несколько часов менял бортовые номера и перекрашивал корпус. Бизнес Бута был таким же запутанным, как лабиринт.

«Даже в самые удачные годы другие торговцы оружием не могли повлиять на исход войны. Они довольствовались всякой мелочью. Но не Бут – Бут мог строить и разрушать целые страны» – так описывали его силовики.

Самолеты Бута были повсюду – ими пользовались даже британские и американские войска. В 2000-м министр иностранных дел Великобритании Питер Хейн назвал Бута «продавцом смерти», тогда ситуация поменялась в одночасье. Начались расследования. Заработала агентура. Журналисты не могли успокоиться – New York Times даже сделала с Бутом фотосессию (на этих кадрах он выглядит дешевой копией Майкла Корлеоне). Информация о сделках Бута с «Талибаном» шокировала Белый дом, еще не оправившийся после 11 сентября. А когда вышел «Оружейный барон», где Николас Кейдж изобразил Бута настоящим голливудским злодеем, Бут превратился во второго по значимости врага общества – сразу после Усамы бен Ладена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2007-м американская спецслужба DEA разработала план поимки Бута. Агенты нашли в Танзании обнищавшего и опустившегося бывшего коллегу Бута. Его завербовали и велели через информатора в Конго предложить Буту сделку, чтобы заманить его в Таиланд: якобы колумбийским партизанам понадобилось «сельскохозяйственное оборудование». Ко всеобщему удивлению, Бут попался на эту наживку: 5 марта 2008-го его арестовали в номере отеля в Бангкоке («колумбийских партизан» изображали перевербованные DEA наркодилеры).

Четыре года спустя американский суд приговорил Виктора Бута к 25 годам тюрьмы. Агентов пожурили за провокацию. Алла была вне себя. Она говорила, что американцы приговорили не реального человека, а свою фантазию о Викторе, «признали виновным Николаса Кейджа».

«Продавец смерти» оказался за решеткой – и стал легендой преступного мира. Чем он отличался от правительств, каждый день продающих оружие на миллиарды долларов? Многие считают, что ничем. Как бы то ни было, рынок вооружения чувствует себя хорошо, и поделать с этим ничего нельзя. Виктор Бут был, вероятно, самым известным торговцем оружием – но далеко не единственным. ¦