«Государство осталось должно своим гражданам большие суммы денег»: Петр Авен назвал ошибки правительства Гайдара после распада СССР

По мнению Авена, решение не возвращать россиянам деньги, потерянные из-за реформ и инфляции, было ошибочным.
«Государство осталось должно своим гражданам большие суммы денег»: Петр Авен назвал ошибки правительства Гайдара после распада СССР
Kommersant Photo Agency / Legion Media

Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен, который был в правительстве Ельцина — Гайдара министром внешних экономических связей, рассказал в интервью с газетой «Коммерсантъ» о конце социализма и назвал ошибки реформаторов после распада СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авен считает, что решение не возвращать россиянам деньги, которые они потеряли в результате реформ и инфляции, было ошибочным.

«Да, я считаю, что это была моральная ошибка. Существует легенда, что все деньги, которые были на сберкнижках, проело правительство Гайдара. Это было не так. Деньги были истрачены предыдущим правительством Павлова, то есть денег уже не было практически, а остатки были съедены инфляцией при Гайдаре, но это уже мизер. Но, действительно, государство, пусть это даже государство СССР, осталось должно своим гражданам большие суммы денег. Тезис, который был взят на вооружение: "Не мы тратили — отдавать ничего не будем". Это, мне кажется, была ошибка. Мы же признали долги перед Западом и как-то их там реструктурировали, но отдавали», — сказал экономист.

Миллиардер добавил, что эти долги можно было «погашать имуществом, земельными наделами». «Не просто ваучеры раздавать, а раздавать какие-то имущественные права в зависимости от того, сколько у вас денег на сберкнижке», — отметил он.

«Это, наверное, было бы значительно справедливее. Потому что люди копили всю жизнь, потом — бам! — и все сбережения сразу исчезли», — подчеркнул экономист.

Авен также считает, что команде Гайдара нужно было дистанцироваться от Ельцина. «У нас в то время была очень сильная позиция во власти. Надо было заниматься формированием праволиберальной партии. Более демократической, конечно», — отметил он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Но Гайдар не взялся. Потом появились политические движения, но они стали возникать тогда, когда реальной власти у Гайдара уже не было. Думаю, что если бы это началось в тот момент [нахождения команды Гайдара в правительстве], была бы другая история», — сказал Авен.

Однако о самом Гайдаре Авен отзывается как о «большом человеке» с «исключительным интеллектом и смелостью», который был еще и государственником, а кумиром его юности был реформатор времен Александра I Михаил Сперанский. «Он, конечно, хотел сильную Россию. Для него, я думаю, это было важнее даже реформ. Просто он считал, что для того, чтобы Россия была великой, нужно ее экономически реформировать», — рассказывает Авен.

Вы согласны с мнением Петра Авена?
Да
Нет