Месяц назад берлинский художник Игорь Цветков всего за несколько дней продал на тысячи долларов больше двадцати своих работ, опубликованных на одной из популярных цифровых платформ OpenSea. «Теперь я могу продавать финальный результат моей работы — GIF-файл, а не пытаться вставить в деревянную рамку кадры из моей анимации», — говорит он. Благодаря NFT цифровым художникам впервые удалось зарабатывать в обход правил кураторов и аукционов.

Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года. NICOLAS ASFOURI/AFP/Getty Images
Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года.


NFT (non-fungible token) — уникальный объект, например авторская картинка или анимация, расположенная на платформе блокчейн, которая позволяет подтверждать подлинность объекта и передавать права на него другому лицу. Они торгуются на платформах вроде Rarible, OpenSea, Nifty Getaway и других, которые заменяют художникам традиционные аукционы и привычные маркетплейсы вроде Artsy.
Цифровой коллаж художника Майка Винкельманна, также известного как Beeple, «Everydays: The First 5000 Days» из зарисовок, которые он делал в течение 5000 дней, ушел с аукциона Christie’s за $69,3 млн — это третий по стоимости объект искусства из тех, что создали ныне живущие художники. Крупнейшие аукционы искусства Sotheby’s и Christie’s тоже стали торговать цифровым искусством, а инвесторы Кремниевой долины вроде Andreessen Horowitz и Марка Кьюбана — запускать свои проекты и инвестировать миллионы долларов в токенизацию искусства. «Волна популярности NFT обусловлена развитием торговых площадок, которые позволяют покупать и продавать, а также поддержкой влиятельных предпринимателей, таких как Джек Дорси, основатель Twitter, который продал свой первый твит за $2,5М», — считает Николай Орешкин, управляющий партнер инвестиционного фонда Elysium VC.

Блокчейн-предприниматель Виннеш Сундаресан, также известный под псевдонимом MetaKovan, демонстрирующий невзаимозаменяемый токен (NFT) «Каждый день: первые 5000 дней» художника Beeple в своем доме в Сингапуре. ROSLAN RAHMAN/AFP/Getty Images
Блокчейн-предприниматель Виннеш Сундаресан, также известный под псевдонимом MetaKovan, демонстрирует невзаимозаменяемый токен (NFT) «Каждый день: первые 5000 дней» художника Beeple в своем доме в Сингапуре.


NFT называют революцией в мире искусства подобно тому, как GameStop назвали революцией на фондовом рынке, — обе истории показывают, что влияние корпоративных институтов осталось в прошлом.

Все началось с цифровых картинок с котятами стоимостью несколько тысяч долларов

В период пандемии художники лишились возможности выставлять свои работы на ярмарках и фестивалях, музыканты — гастролировать с концертами, индустрия искусства и развлечений переживала глубокий кризис. Идеи продавать цифровое искусство на блокчейне, когда каждый объект уникален и может напрямую переходить к покупателю с фиксацией стоимости и историей покупок подобно тому, как это работает на традиционном рынке, существовала давно. Бум на CryptoKitties и Cryptopunks — самые популярные цифровые объекты — был еще в 2017 году, когда цифровые картинки с котятами покупали за несколько тысяч долларов, но вскоре с падением цены на криптовалюту упал и интерес к искусству в токенах.

Цифровая картина русского художника Покрас. pokraslampas/instagram


В прошлом году у крипторынка открылось новое дыхание — биткоин преодолел отметку $50 000, а следующая по цене валюта эфир достигла небывалых $2000. Американский фондовый рынок тоже рос, поколение Y богатело, и все это привело к тому, что денег для инвестиций стало только больше. «Коллекционеры ничего не могли купить, а коллекционирование — это болезнь. Плюс миллениумы хотят вкладываться в то, что приносит удовольствие и позитивные эмоции. Вот они и начали покупать то, что можно было, — цифровые объекты», — говорит Андрей Алехин, основатель платформы по продаже цифрового искусства Snark.Art.

Цифровая картина российского художника Покрас Лампас. pokraslampas/instagram
Цифровая картина российского художника Покраса Лампаса.

По его словам, развитие аудиоприложения Clubhouse тоже повлияло на быстрое развитие рынка — это отличный медиум для передачи сложной информации, где можно быстро рассказать и объяснить тысячам заинтересованных художников, как создать и продать свой NFT. Именно в Clubhouse своим успехом делился Beeple, а инвесторы говорили, что готовы вкладывать в рынок крупные суммы.

NFT предоставляет возможность купить цифровой предмет и точно знать, что он — ваш

Поскольку данные о каждом товаре (то есть песне, картинке, публикации и т. д.) хранятся в открытом и распределенном блокчейне, информация о нем, его владельце и истории операций будет всегда доступна и достоверна. Токен закрепляет права автора на произведение, а также делает прозрачным его дальнейшее движение и позволяет, например, музыканту получать доход от распространения его музыки. Правда, то, что изначально попадает на платформу, может быть ворованной картинкой из интернета, если площадка открыта и не проводит проверку подлинности. Отслеживать фейки нужно, как и на обычном рынке — проверять, действительно ли работа принадлежит автору, который ее продает, и оценивать приблизительную стоимость через продажу других подобных работ.

Цифровая картина американского художника Beeple. beeple_crap/instagram
Цифровая картина американского художника Beeple.


Перевести в NFT (токенизировать) можно любой физический товар — цифровое искусство, предметы в виртуальных играх, недвижимость, человека, все что угодно. Еще один яркий пример — 400 NFT-токенов, которые электронный музыкант Граймс продала за с $5,8 млн за 20 минут. Другой пример — журналист The New York Times Кевин Руз, который решил токенизировать свою колонку об NFT и показать другим, что журналисты и писатели тоже могут использовать этот ресурс. Колонку продали на платформе OpenSea за $690 000 при начальной цене $850. После назначения цены автором желающие указывают свои ставки, и самая высокая автоматически получает лот по завершении аукциона. «Это первая статья за 170-летнюю историю The Times, которая выходит в качестве NFT, и если технология докажет свою эффективность, владение ею будет равносильно владению первым эфиром NBC или первым в мире адресом в AOL», — пишет Руз.

Цифровые картины американского художника Beeple. beeple_crap/instagram
Цифровая картина американского художника Beeple.


Главное, что блокчейн представил для цифрового искусства, — это возможность лимитировать объекты, то есть редкость, за которой всегда гонялись коллекционеры. У каждого цифрового объекта может быть один владелец — то, за что ценилось офлайн-искусство, перешло в онлайн. «NFT предоставляет возможность купить цифровой предмет и точно знать, что он — ваш», — говорит основатель одной из крупнейших платформ по продаже цифровых объектов Rarible Александр Сальников.


Рынок искусства никогда не будет прежним


Эксперты сходятся в том, что бум на технологию скоро пройдет и вместе с ним рынок очистится — фейков станет меньше, формализуется процесс оценки объектов, какие-то инвесторы и художники потеряют к нему интерес. Но рынок искусства никогда не будет прежним. «По циклу хайпа Гартнера, мы сейчас подходим к пику завышенных ожиданий, когда все, закрыв глаза и отключив мозг, побежали в этот сегмент. Дальше наступит спад, разочарование и вымирание проектов, рожденных хайпом. Потом, по классике, наступит эпоха устойчивого роста на основе проектов, предлагающих ценность для артистов и пользователей на основе преимуществ блокчейна — прозрачности, доверия и безопасности», — говорит Александр Филатов, сооснователь платформы Ton Labs. По его словам, спад можно ожидать уже летом.

Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года. Sipa Asia/Sipa USA/Legion Media
Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года.


Художники тоже готовятся к спаду и перестройке. «Сколько этот предварительный период продлится, неизвестно, скорее всего, более массивные игроки и институции возьмут его под контроль. Но пока этого не случилось, у цифровых художников есть возможность принять участие в этом празднике жизни и неплохо заработать», — говорит Цветков.

Главная претензия противников к токенам — чрезмерное потребление энергии, которая уходит для получения NFT. Пока их в основном создают на платформе Ethereum, которая уже использовала количество энергии, сравнимое с тем, сколько ее потребляет все население Ирландии.

Блокчейн-сообщество реагирует на проблему выпуском специальных инструкций по производству «экодружественных» NFT на менее энергозатратных платформах и призывами использовать возобновляемые источники энергии. Существует даже отдельная ниша — экопроекты, которые позиционируют себя как менее энергозатратные и углеродно нейтральные. И все же, пока рынок растет темпами, за которыми не успевает никто, инвесторы и художники хотят вписаться в тренд и ухватить свой денежный кусок, пока не поздно, — в такой ситуации нет времени думать, и, вероятно, разговоры о правилах и последствиях последуют позже.