9 июня в Pennlab Gallery состоится открытие выставки «Время и место», где будут представлены как старые (проекты «Пастораль», «2018», «Схема»), так и новые и ранее не выставленные фотографии Александра Гронского, которые он собирал в течение 15 лет.

Каждый объект выставки — группы схожих фотографий. Работы представляются как некая головоломка, которую предстоит разгадать гостям выставки. Глядя на фото, зритель задается вопросами: «Это одна детская площадка в разное время или три разных?» или «Куда пропал дом на этой фотографии?». На самом деле работы могли быть сняты в абсолютно разных местах или с разницей в десять лет.

Кураторы «Времени и места» Анастасия Цайдер и Петр Антонов поделились с Esquire подробностями о выставке.

Где были сняты фотографии?

На выставке представлены самые разные города России и даже одна работа из Японии. Несмотря на то что понятия времени и места вынесены в название выставки, Гронский не указывает время и место съемки самих работ. Акцентировав внимание на времени и месте как ключевых аспектах фотографии, художник предлагает зрителю самому разобраться в том, чем являются эти явления для него и для автора, насколько они важны для восприятия изображения. Время и место становятся неизвестными в уравнении, решить которое предстоит зрителю.

Сколько лет проводилась работа над проектами?

В некоторых случаях автор возвращался на прошлые места съемки через десять лет или больше, один проект становился развитием другого. В общей сложности на создание работ ушло больше десятилетия.

  • Мужчина. Работа Александра Гронского
  • Япония. Работа Александра Гронского

Что говорят нам работы Гронского о современной России и России прошлого?

Эта выставка — не об изменениях «было / стало» и даже не о России. Неслучайно автор вставляет в проект географическую сбивку в виде фотографии из Японии. Гронский предлагает нам изображения с открытым кодом для интерпретации, в которые мы можем вкладывать свои представления о прошлом и настоящем и, возможно, убеждаться в их ошибочности. В некоторых изображениях воображаемые «прошлое» и «настоящее» могут оказываться сфотографированными в один и тот же день, в других — меняться местами.

Проекты Гронского работают с парадоксами визуального восприятия, тем, как фотография, подменяя собой зрение, может играть с нашими стереотипами, и тут только от нас зависит, сможем мы ли мы сломать инерцию нашего представления о реальности. Само место, на примере которого художник демонстрирует эти парадоксы, не так важно — но важно, чтобы у нас имелись стереотипы и привычный способ восприятия этого места.

Работы Гронского скорее о восприятии памяти и времени или об изменениях в жизни общества и страны?

Главная тема — не сама «реальность», а ее восприятие и возможные интерпретации, поэтому тема памяти близка к объекту исследования этих проектов. Память так же обманчива и открыта для интерпретации, как и фотография. Одновременно с этим фотография часто заменяет нам память, и мы помним событие через фотографию, а не через непосредственный визуальный опыт.

Панельки. Работа Александра Гронского

Почему такие выставки важно проводить сейчас?

Александр Гронский — один из самых известных российских художников, работающих с фотографией, и в России, и за рубежом. К сожалению, его выставки проще увидеть в Европе, чем в России.

Метапроект Гронского «Время и место», объединяющий схожие по тематике проекты, каждый из которых можно считать отдельной главой в более масштабном произведении, — прекрасный пример долгосрочного и разноформатного исследования одной темы с помощью современной фотографии. Выставка в галерее Pennlab Gallery станет его премьерой в России.

Хочется верить, что новое выставочное пространство галереи Pennlab, в котором пройдет выставка, станет местом, где можно будет увидеть как раз такие масштабные проекты актуальных российских художников, работающих с фотографическим медиумом.

Как строилось ваше сотрудничество с Гронским?

Несколько лет назад мы как кураторы реализовали выставочный проект «Новый пейзаж», посвященный фотографическим исследованиям российской повседневности. В проект вошли семь авторов, и одним из них стал Александр Гронский. Гронский одним из первых среди российских фотографов стал работать с темой повседневного пейзажа. Представленный на выставке «Новый пейзаж» проект Гронского «Меньше единицы» рассматривал пейзаж самых малонаселенных частей страны, но, как и проекты, представленные на выставке «Время и место», был лишен социального подтекста и являлся еще одним исследованием визуального — попыткой сфотографировать пустоту.

Посетить выставку «Время и место» можно будет с 10 июня по 8 августа 2021 года в Pennlab Gallery.

Магазин. Работа Александра Гронского