Почему в России вспышка заболеваемости ковидом, а в соседних странах — нет? Отвечаем на вопросы о новом всплеске Covid-19

Статистика по коронавирусу в России продолжает ухудшаться. 29 июня побит рекорд по погибшим за сутки — 652 человека. Это максимум за все время пандемии. По просьбе Правила жизни автор блога «О прививках без истерик» , соучредительница АНО по развитию и поддержке вакцинопрофилактики «Коллективный иммунитет» Елена Савинова отвечает на главные вопросы о самой крупной вспышке ковида за год.
Почему в России вспышка заболеваемости ковидом, а в соседних странах — нет? Отвечаем на вопросы о новом всплеске Covid-19

Действительно ли в России есть очередной всплеск заболеваемости ковидом?

Да. Из государственных отчетов довольно сложно понять динамику распространения ковида, но официальную информацию о ковиде в разных странах, включая Россию, можно получить на сайте ВОЗ. Число случаев начало стремительно расти на 23-й календарной неделе, которая началась 7 июня: на этой неделе было зарегистрировано на 31% больше новых случаев, чем на предыдущей. На 24-й неделе число новых случаев тоже выросло на 31% по сравнению с 22-й.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После недавних футбольных матчей в рамках чемпионата Европы, часть из которых проходили в Петербурге (в том числе матч Финляндия — Россия), финские болельщики возвращались в Финляндию на чартерных автобусах. При этом с марта в Финляндии наблюдается устойчивое снижение заболеваемости и в целом ситуацию можно назвать спокойной. Однако 26 июня Институт здравоохранения и социального благополучия Финляндии (THL) опубликовал новость о том, что среди болельщиков, ездивших на матчи в Санкт-Петербург, обнаружилась вспышка ковида. Более того, говорится даже о конкретном ресторане в Санкт-Петербурге, где заразилась часть болельщиков. 28 июня THL объявил, что среди вернувшихся из России финских футбольных болельщиков зарегистрировали около 300 случаев ковида. В результате THL отправляет сдавать анализы на SARS-CoV-2 не только тех, кто вернулся в Финляндию, но и тех проживающих в Финляндии, кто контактировал с вернувшимися из России болельщиками.

Связано ли повышение заболеваемости с вариантом дельта?

По данным системы отслеживания вариантов коронавируса GISAID, на момент написания статьи в России зарегистрировано 516 случаев варианта дельта (по состоянию на 15 июня). При этом вариант дельта составляет большинство среди всех российских образцов, для которых было выполнено секвенирование — изучение нуклеотидной последовательности вируса, — а именно 88,3%. По данным GISAID, первый случай варианта дельта попал в Россию из Индии 7 апреля 2021 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако стоит понимать, что в России, в отличие от других развитых стран, секвенируются далеко не все образцы. В основном данные в GISAID присылает Российский консорциум по секвенированию геномов коронавирусов SARS-CoV-2, созданный по инициативе петербургского НИИ гриппа. Роспотребнадзор тоже изучает геном SARS-CoV-2, а также с марта 2021 года обязывает те организации, которые секвенируют вирус, присылать эти данные в НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. НИИ эпидемиологии публикует данные на сайте VGARus.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным GISAID, за прошлую неделю 84,6% среди циркулирующих в Европе вариантов занимает как раз вариант дельта. В Азии этот вариант определяется в 64,2% образцов. В целом можно сказать, что, скорее всего, нынешний подъем заболеваемости в России связан именно с вариантом дельта.

Как понять, что началась новая волна инфекции?

Вообще не совсем верно оперировать понятием волны в эпидемии или пандемии — эпидемии, происходящей в нескольких странах или на нескольких континентах. В учебниках по эпидемиологии о волнах ничего не говорится, так как само понятие волны наукой не определено. Хотя некоторые ученые пытаются определить плато и волну пандемии через соответственно линейный или экспоненциальный рост числа новых случаев инфекции (при экспоненциальном росте число новых случаев увеличивается быстрее, чем при линейном). В модели вышеупомянутого исследования, опубликованного в Nature, ученые предлагают ориентироваться на число новых случаев, происходящих во время плато пандемии. По их заключению, для предотвращения новой волны (понятие которой, напомним, научно не определено) необходимо поддерживать уровень заболеваемости не более десяти случаев на миллион жителей в день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему в России есть подъем заболеваемости, а в соседних странах — нет?

Коллективный иммунитет — это сопротивление группы людей инфекции, к которой у большой доли этой группы людей есть иммунитет. Подразумевается, что когда у определенной доли людей в обществе есть иммунитет, невелика вероятность того, что инфицированный человек встретится с восприимчивым, которому первый сможет передать инфекцию. В результате распространение инфекции замедляется и в перспективе останавливается вовсе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порог коллективного иммунитета не значит, что если он будет достигнут, то новых случаев инфекции не будет совсем. При достигнутом пороге заболеваемость начнет падать раньше, чем без него.

Порог коллективного иммунитета H рассчитывается через базовый индекс репродукции R0 по формуле H = 1 – 1 / R0. Базовый индекс репродукции R0 показывает, сколько возникает новых случаев инфекции от первичного случая в той популяции, которая еще полностью восприимчива к этой инфекции (то есть пока в ней нет переболевших и выздоровевших и/или привитых). R0, в свою очередь, зависит не только от конкретной инфекции, но также и от той популяции, где эта инфекция распространяется. Чем чаще случаются контакты в какой-то популяции, чем они интенсивнее, тем выше будет R0 и тем выше должен быть порог коллективного иммунитета. Именно поэтому опираться на общие значения R0 не совсем верно: в идеальном варианте этот индекс должен быть вычислен отдельно для каждой страны или даже региона внутри страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, R0 именно для России неизвестен. Есть исследование по данным восьми европейских стран и США, где R0 принимает значения от 3,5 до 6,4. Соответственно порог коллективного иммунитета должен быть от 72 до 84%. Причем здесь речь идет о вариантах SARS-CoV-2, циркулировавших до 31 марта 2020 года, то есть в самом начале пандемии. В то же время Великобритания, для которой в этом исследовании тоже рассчитывался R0, рассчитав этот параметр в конце 2020 года, получила более низкий результат, а именно 2,9 (для этого R0 порог коллективного иммунитета равен 66%).

Что касается варианта дельта, он отличается более высокой степенью передачи, чем предыдущие. В связи с этим будет выше индекс репродукции, который уже нельзя назвать базовым, так как к весне 2021 года в Великобритании уже были и привитые, и переболевшие. Если вычесть долю привитых и переболевших, то можно рассчитать индекс репродукции для оставшейся популяции — тех, кто еще не переболел и не привит (как альтернативу базовому индексу репродукции). Так вот для варианта дельта такой индекс составляет 3,3–10 при условии, что все ограничения будут отменены. Для такого диапазона порог коллективного иммунитета должен быть уже от 70 до 90%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причем стоит понимать, что все эти значения порога коллективного иммунитета нельзя приравнивать к доле привитых и переболевших. Порог коллективного иммунитета оперирует понятием иммунных людей. С одной стороны, переболевший другим вариантом вируса человек может быть иммунным за счет перекрестного иммунитета между вариантами. С другой стороны, если человек болел давно или варианты уже слишком далеко друг от друга отстоят генетически, иммунитета у него может уже и не быть. Также, к сожалению, не все привитые приобретают иммунитет в результате вакцинации. Поэтому доля привитых и переболевших должна быть еще выше, чем порог коллективного иммунитета, чтобы можно было быстро остановить новый подъем заболеваемости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на все вышеописанные сложности с оценкой базового индекса репродукции и порога коллективного иммунитета, во многих европейских странах, а также в США и Канаде пока не наблюдается такого же прироста новых случаев, как в России. Скорее всего, это связано с тем, что в России, во-первых, нет достаточной доли иммунных, а во-вторых, к моменту начала распространения штамма дельта меры неспецифической профилактики — социальная дистанция, дезинфекция рук, маски, ограничение числа людей в одном помещении/месте — фактически перестали соблюдаться в России.


Чтобы сравнить Россию с некоторыми из соседних стран (с которыми имеется общая сухопутная граница и в которых есть хорошая система статистики здравоохранения), нужно оперировать уже не абсолютным числом заболевших ковидом и умерших от него, а относительным, а именно инцидентностью (заболеваемостью) и смертностью. Чтобы графики выглядели читаемо, мы взяли не дневную инцидентность, а инцидентность за 14 дней на 100 000 человек (данные о населении стран получены из базы данных ВОЗ).

На первый взгляд, если сравнивать Россию с Прибалтикой как по заболеваемости, так и по смертности, может показаться, что в России все относительно спокойно. Однако нужно обратить внимание на подъем в конце (а именно в июне), который становится более очевидным при сравнении России с северными соседями — Финляндией и Норвегией. Серьезные подъемы заболеваемости и смертности в Литве, Латвии и Эстонии наблюдались до того, как в этих странах началась массовая вакцинация всех граждан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судя по карте GISAID, вариант дельта впервые был зарегистрирован в России 7 апреля. В Литве — 10 апреля, в Финляндии и Норвегии — 3 мая (на 24 июня вариант дельта в Эстонии и Латвии не зарегистрирован). Разница с Литвой по времени появления варианта незначительная, однако в Литве никакого подъема ни заболеваемости, ни смертности нет. По данным Our World in Data можно вычислить среднюю скорость роста доли привитых: в Литве (не имеющей собственного производства вакцин) каждую неделю доля привитых увеличивается на 26,83%, а в России (с тремя отечественными вакцинами от ковида) — всего на 9,22%.

В России же массовая вакцинация для всех желающих стала доступна в конце 2020 — начале 2021 года. При этом во многих крупных городах спрос на вакцинацию оказался ниже предложения, поэтому мы уже не сможем узнать, мог ли более высокий процент привитых (и, следовательно, более высоких процент иммунных) предотвратить нынешний подъем заболеваемости и смертности.

То, что сейчас люди снова пошли в прививочные пункты, к сожалению, навряд ли сможет повлиять на нынешний подъем, так как ресурсы как по фактическому наличию вакцин, так и человеческие (по занятым на вакцинации медработникам) ограничены и привить всех разом невозможно. Кроме того, люди не моментально приобретают иммунитет после вакцинации: по предварительным результатам фазы трех клинических испытаний «Спутника V», разница в заболеваемости ковидом между группой вакцины и группой плацебо начинает появляться примерно на 18-й день после вакцинации, постепенно увеличиваясь к 60-му дню.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для того чтобы предотвращать такие подъемы заболеваемости и смертности, скорее всего, разумно полагаться на заключение ученых — авторов французско-датско-итальянского исследования в Nature, — которые утверждают, что во время плато необходимо держать число новых случаев под контролем и делать его как можно меньшим. Это значит, что действовать нужно заранее, не делая преждевременных выводов о победе над ковидом и окончании эпидемии в России. Действовать — это прививать и прививаться и соблюдать другие способы профилактики.