Люк Бессон не просто талантливый режиссер, он еще необычайно, можно даже сказать до безрассудства, смелый человек. Фильм «Валериан и город тысячи планет», собственно, и есть монументальный памятник его смелости. На протяжении многих лет компания Бессона Europa Corp занималась производством сравнительно небольших фильмов и успешно эксплуатировала очень простую схему: снимаем недорого во Франции или Европе, но с большой голливудской звездой. Так родилась трилогия «Заложница» с Лиамом Нисаном, так же появился и фильм «Люси» со Скарлетт Йоханссон. Все эти проекты были успешными, а «Люси» — так вообще мега-успехом. Фильм с бюджетом в $40 миллионов собрал в мировом прокате почти $500 млн. Эти достижения так воодушевили Бессона, что он решил рискнуть всем. В буквальном смысле слова поставить на кон все, что есть (включая будущее компании), и снять самый дорогой независимый фильм в новейшей истории. Если предыдущий рекордсмен — французский фильм «Астерикс и Олимпийские игры» стоил $113 миллионов — то производство «Валериана» обошлось в $180 миллионов. Бессону хотелось снять свой «Аватар», и денег на этот проект он не пожалел.

Генри Кавилл: «Усы приносят сразу и удачу, и неудачу»
Далее Генри Кавилл: «Усы приносят сразу и удачу, и неудачу»
Дэвид Боуи на съемках фильма «Человек, который упал на Землю»
Далее Дэвид Боуи на съемках фильма «Человек, который упал на Землю»

Собственно, всерьез его международная карьера началась как раз после успеха невероятно амбициозного фильма «Пятый элемент» — на тот момент также самого дорогого независимого фильма ($90 миллионов). Новая работа Бессона должна была стать дороже, богаче и круче. И тут будет уместно вспомнить выражение про одну там реку и как в нее нельзя дважды войти. Сравнения «Валериана» с «Пятым элементом» неизбежны не только потому, что и тот, и другой фильм объединяет масштабность замысла и жанр (научная фантастика). Дело в другом. Именно сравнивая эти два фильма можно наглядно увидеть, где и что пошло не так, и почему «Валериан», при всех его достоинствах, к сожалению вряд ли сможет повторить зрительский успех трогательной истории про инопланетянку и сурового полицейского.

Так вот. В 1975 году советский космический корабль «Союз-19» пристыковался к американскому «Аполлону». Именно с этого исторического события начинается отсчет истории Альфы — межгалактического мегаполиса, также известного как «планета тысячи городов». После русских и американцев прилетают немцы, представители африканских государств, французы, испанцы, китайцы, а потом к разросшейся космической станции начинают пристыковываться корабли представителей внеземных цивилизаций — один другого страшнее и экзотичнее. Пока станция не становится настолько большой, что Земле рядом с ней уже тесно и «Альфу» отправляют в свободное космическое плавание к далеким звездам чужих галактик.

Первая сцена «Валериана» — одна из лучших в фильме: очень остроумно придумано, здорово снято, пять минут сплошного удовольствия. Кроме того, это самая важная сцена — такой ключ к главным вопросам фильма. Бессон уделяет время тому, чтобы в деталях рассказать нам про необычный мир Альфы. Ему важно, чтобы зритель понял, как он появился и кто его населяет. Сразу после этого мы впервые увидим главных героев фильма, которых нам, наверное, тоже представят… А, нет, не представят. Режиссера герои совсем не волнуют: кроме имен и званий про Валериана (Дейн Дехаан) и его напарницу Лорелин (Кара Делевинь) мы так ничего и не узнаем. Если «Пятый элемент» был историей про людей в неожиданных обстоятельствах, то «Валериан» — это история в первую очередь про мир, в котором детали и атмосфера мира вынесены на первый план, а сюжет происходит как бы между делом где-то на втором плане. Этим же, вероятно, объясняется и неожиданный кастинг.

На главную роль в «Пятом элементе» Бессон позвал Брюса Уиллиса, злодея играл Гэри Олдмен и только на роль инопланетянки Лилу он взял бывшую модель Милу Йовович. Если говорить о героях, то героичнее Уиллиса в период пика его карьеры, наверное, и не было никого. В «Валериане» же одно из самых слабых мест — это как раз главный герой. Дехаан не похож на крутого межгалактического полицейского и у него практически полностью отсутствует химия с главной героиней (Делевинь). Кроме того, персонаж написан таким образом, что большую часть фильма выступает скорее как традиционная damsel in distress — дева в беде, которую спасает отважный рыцарь Лорелин, — нежели как полноценный героический герой. И, повторюсь, это не удивительно: кажется, Бессону нравится быть демиургом и создавать на экране фантастической красоты миры, а такие мелочи, как сюжет и герои, ему кажутся лишними.

И, надо сказать, в конечном итоге фильму это не сильно навредило. Первые минут двадцать вы еще будете мысленно напрягаться из-за странностей сюжетных поворотов, полного отсутствия каких-либо объяснений поведению главных героев или странной внешности Дехаана, но потом герои вернутся на родную Альфу, и мир города тысячи планет захватит вас. Все те $180 миллионов, упомянутые в начале текста, были потрачены не зря и от «Валериана» правда невозможно оторваться. Особенно, когда на экране появляется героиня Рианны — космическая гейша, способная менять внешний вид и превращаться в кого угодно. Сцена музыкального номера Рианы — это лучшее, что есть в фильме и, вероятно, одна из самых эффектных сцен в жанровом кино за последние черт знает сколько времени. Чистое и концентрированное удовольствие.

В российский прокат «Валериан» выходит почти с трехнедельным опозданием, а в США фильм вышел одновременно с «Дюнкерком» Кристофера Нолана. И это тот редкий случай, когда российский зритель такому опозданию должен радоваться. Из-за неудачно выбранной даты в США картина не вышла в кинотеатрах IMAX, а у нас — выйдет. И для такого фильма как «Валериан» — это принципиальное обстоятельство, ведь миром Бессона надо непременно наслаждаться на самом большом из возможных экранов.