Аргумент за: Брэнсон — молодец

В первую очередь — просто порадуемся за Ричарда Брэнсона, владельца компании Virgin Galactic, он первым начал продвигать идею отправки туристов в космос с помощью космоплана, стартующего с самолета-носителя, и обещал при этом гораздо более низкие цены, чем при полете на МКС. Путь оказался сложным и долгим, зато в первом же полете с пассажирами Брэнсон сам занял одно из кресел туриста. И это в 70 лет! Перспективы частного туризма впечатляют.

А космос 86 километров или не космос — так мы все находимся в космосе: и Земля, и ее атмосфера, и люди.

Аргумент против: Unity не достиг линии Кармана

Поздравления Брэнсону: его компания смогла первой спроектировать собственный космический корабль и отправить непрофессиональных астронавтом в космос («Роскосмос» — госкомпания, Blue Origin Джеффа Безоса сделает это только 20 июля, а SpaceX и вовсе к концу 2021 года, хотя профессиональных космонавтов отправляет на орбиту с прошлого года). Но можно ли все-таки назвать его полет космическим?

По международным меркам — нет. Международная авиационная федерация считает, что космос начинается выше линии Кармана — на высоте 100 километров. На линии Кармана для создания подъемной силы аппарату с крыльями (самолет, ракетоплан) приходится разгоняться выше первой космической скорости. В этом случае полагаться на аэродинамическую подъемную силу бессмысленно — первая космическая скорость обеспечивает аппарату движение по орбите.

Второй аргумент за: Брэнсон — астронавт

По меркам NASA и ВВС США космос начинается выше 50 миль (примерно 80 километров), а значит, Брэнсон и его экипаж побывали в космосе, пусть и в суборбитальном полете, не облетев Землю.

Хотя этот аргумент и не учитывает международные правила, но может стать важным маркетинговым инструментом — туристы с большей радостью заплатят за космический полет, чем за непонятное звание «суборбитальный турист». По американским меркам или по международным они «космические» — уже не так важно. А желающих у Брэнсона немало — он продавал билеты на полет за $200−300 тыс. еще в 2000-е, к 2014 году заработал с продаж $80 млн.

VirginGalactic / Youtube

Опять аргумент против: давайте играть честно

Если мы не хотим обесценить звание «космический турист», надо играть честно. Брэнсон молодец, что после полутора десятков лет трудов, неудач и новых свершений все-таки смог обогнать на неделю Джеффа Безоса. Но только и звание «космический» должно быть заслуженным.

Линия Кармана названа именем ученого Теодора фон Кармана, который первым рассчитал, что на высоте 100 километров и выше атмосфера настолько разряжена, что полеты аэродинамической авиации невозможны. Значение 100 километров во многом условное, так как расчеты были приблизительными. Но практика показывает, что это значение гораздо ближе к действительности, чем 80 километров, принятые в США.

Ракетоплан ВВС США X-15 достигал 107,8 километра (носителем выступил бомбардировщик B-52). Это произошло в 1963 году, так что никак не нарушает сложившийся порядок вещей, не оспаривает первенство Юрия Гагарина в космосе. Если брать гражданские модели, то SpaceShipOne, предшественник Unity, поднялся на высоту более 100 километров в 2004 году. То есть окрыленные аппараты вполне способны достигнуть границы 100 километров, при этом не выходя на орбиту, значит, не так уж высоко она установлена.

Более того, шаттлы NASA начинают аэродинамические маневры с высоты 120 километров, то есть уже учитывают наличие атмосферы. Примерно на этой же высоте космические аппараты считаются входящими в атмосферу; если нужно продолжить полет, нужно срочно поднимать орбиту. Ну а сама атмосфера Земли продолжается еще на тысячи километров, и ее следы наблюдаются в районе Луны. А та же МКС регулярно должна поднимать свою орбиту, так как постепенно снижается из-за трения об атмосферу. И это при полете на высоте 400 километров!

Так что граница 100 километров, отделяющая атмосферу от космоса, условна, но выглядит более обоснованной, чем 80 километров по меркам NASA.

Победа по дополнительным показателям: маркетинг имеет значение

Если принять во внимание все вышеупомянутые аргументы, пожалуй, неправильно говорить, что британский миллиардер побывал в космосе. Но гораздо важнее, что он пообещает покупателям. Сможет ли удержать заинтересованных, или через неделю их всех переманит Безос. Все будет зависеть от впечатлений, которые получат пассажиры: визуальные — от обзора из иллюминаторов; тактильные — от ощущения невесомости; имиджевые — от сопричастности к событию.

И Virgin Galactic, и Blue Origin, скорее всего, смогут предлагать гораздо более низкий ценник, чем запрашивают с космических туристов на МКС (точная стоимость не известна, но, по данным СМИ, составляет около $40−50 млн), и будут лояльнее к их подготовке (показательно, что первыми летят 70-летний Брэнсон и 82-летняя Уолли Фанк). Но смогут ли 15 минут заменить двухнедельное пребывание на МКС?