Коснуться космоса. Дорого. Без гарантий

По оценкам аналитического агентства Research аnd Markets, объем рынка космического туризма к 2027 году составит $1,7 млрд. Сравнительно небольшой — если бы не одно но. Сейчас он составляет менее $700 млн, а значит, мы стоим на пороге зарождения новой индустрии. По тому же прогнозу, ежегодный рост рынка составит 15,2%, а почти 90% рынка в 2027 году составят суборбитальные полеты.

Тем удивительнее, что предыдущие десять лет на этом рынке действовал практически один «Роскосмос» — с 2001 по 2009 год он отправил на МКС в восьми космических полетах семь космических туристов. Конечно, рынок жил заказами на компоненты для создания будущих кораблей для туризма, но все это была подготовительная работа, которая не видна широкой аудитории. В связи с закрытием программы Space Shuttle в 2011 году российские «Союзы» были заняты доставкой на орбитальную станцию профессиональных космонавтов разных стран. В коммерческих полетах в космос наступило затишье.

Экипаж Virgin Galactic перед полетом Virgin Galactic
Экипаж Virgin Galactic перед полетом

Причина понятна — космос дорог. Virgin Galactic, созданная в 2005 году, пыталась пойти по более легкому пути: вместо корабля на орбиту запускала ракетоплан с самолета-носителя. По приблизительным оценкам, для своей работы она привлекла порядка $1 млрд от инвесторов. В 2019 году она вышла на биржу, получив на продаже акций $2,4 млрд, а на днях заявила о вторичной эмиссии акций еще на полмиллиарда долларов. Очевидно, что вложения уже превышают ожидаемый объем рынка космического туризма в 2027 году, а основатели компаний смотрят дальше.

Точные вложения Blue Origin в космический туризм неизвестны, но Джефф Безос сообщал, что вкладывает в свою космическую компанию $1 млрд в год. Эти средства расходовались не только на небольшую ракету и корабль New Shepard для космического туризма, но и на собственные двигатели, а также на тяжелую ракету New Glenn и лунный модуль Blue Moon.

Наконец, для SpaceX инвестиции и полученные контракты измеряются уже миллиардами. При этом компания в первую очередь ориентирована на доставку на орбиту астронавтов для NASA и полезной нагрузки для NASA и Пентагона. Но уделяет внимание и космическому туризму. А конечной целью Илон Маск вообще называет колонизацию Марса, которую условно тоже можно отнести к космическому туризму.

В целом вложения компаний в космический туризм можно оценить в миллиардные суммы. Причем они не всегда дают гарантию быстрого возврата средств. Но кажется, в 2021 году всех прорвало — все полетело.

Запуск New Sheperd Blue Origin
Запуск New Shepard

Безос — первый. Брэнсон — тоже

20 июля 2021 года космический корабль New Shepard компании Blue Origin взмыл в небо, на высоте около 60 км от него отделился бустер, а сам корабль долетел до 107 км — честный космос! — и бережно опустил пассажиров на парашютах. На все про все ушло чуть больше десяти минут. Буднично, быстро, комфортно, как и обещали нам в светлом будущем. Первый суборбитальный полет с космическими туристами состоялся.

Мы помним, что 11 июля 2021 года взлетел ракетоплан Unity компании Virgin Galactic. В нем также летел владелец компании, Ричард Брэнсон, с двумя пилотами и тремя «попутчиками». Они поднялись на высоту 86 км, что ниже границы космоса — 100 км, признанной Международной авиационной федерацией. Но этого хватает, чтобы заявить о достижении космоса по стандартам ВВС США.

Дмитрий Рогозин, руководитель «Роскосмоса, монополию которого на космический туризм разрушают эти полеты, положительно оценил их: «Можно согласиться с утверждением ряда экспертов, что суборбитальный полет не имеет отношения к профессиональной космонавтике, но тем не менее событие знаковое с точки зрения как развития технологий, так и расширения возможностей человечества взглянуть на нашу планету из космоса».

Главное отличие этих полетов от космического туризма на МКС — суборбитальный характер. Некоторые эксперты, например профессиональный космонавт Алексей Борисенко, даже отказываются их считать космическими. Но участники этих полетов и не претендовали на профессиональный статус, они мечтали прикоснуться к бесконечному космосу и смогли сделать это благодаря новым технологиям. Эра недорогих полетов в космос открыта.

Blue Origin

Особенности суборбитальных полетов

Наш мир полон условностей. Одна из них — граница космоса: ВВС США проводят ее на высоте 50 миль (около 86 км), Международная авиационная федерация — на высоте 100 км. Но для человека нет резкой разницы между условиями на высоте 86 км и 100 км. Но в маркетинговом плане Джефф Безос может сполна использовать аргумент, что признанной в мире является именно отметка 100 км. Ричард Брэнсон со своей стороны может и поднять верхнюю границу полетов. Например, взяв меньше туристов или модернизировав аппарат — корабли SpaceShipTwo, предшественники Unity, достигали 100-километровой отметки. Тут уже играет роль, насколько достижение этой отметки будет важно для будущих космических туристов.

Более важным фактором для развития суборбитального туризма будет стоимость и впечатления от полета. Понятно, что двухнедельный полет на МКС и вид на Землю из иллюминатора станции произведет более яркое впечатление, чем короткая прогулка с «подскоком» в космос. Но и обойдется она на порядок дороже — по неофициальным данным, это будет стоить $30−40 млн, при этом туристам на МКС придется провести длительную подготовку, чтобы подготовиться к перегрузкам и длительной невесомости.

Полет на Unity длится пару часов, путешествие на New Shepard продолжается чуть более десяти минут (Брэнсону надо завести самолет-носитель, поднять его на высоту 16 км, потом уже запускать ракетоплан, подвешенный на самолете-носителе).

Перегрузки на суборбитальных полетах кратковременны и меньше, чем те, что испытывают улетающие на МКС, — не надо разгоняться до первой космической скорости, а потом тормозить с 8 км/c до нуля при посадке на Землю. В верхней точке траектории у суборбитальных кораблей скорость ноль.

Поэтому подготовка к суборбитальным полетам не столь серьезна — даже 71-летний Брэнсон и 82-летняя Уолли Фанк смогли отправиться к границе космоса. Это серьезно расширяет потенциальную аудиторию, которая может полететь по состоянию физического здоровья. А это очень важно с экономической точки зрения. Второе преимущество суборбитальных полетов — цена. Билеты на New Shepard и Unity стоят около $250 000. Это на порядок дешевле путешествия на МКС, но все равно немалая сумма, так что важно расширить круг тех, кто сможет полететь.

Какова другая сторона медали? Все-таки $250 000 — это много. Сжечь такие деньги за десять минут полета и три-четыре минуты невесомости — много ли будет желающих? Да, Безос поставил в New Shepard шикарные видовые окна — они примерно вдвое больше иллюминаторов на Unity или МКС, но достаточно ли этого будет? Не слишком ли быстро заканчивается приключение?

Blue Origin

Рекорды Blue Origin

Первый суборбитальный полет в космос совершил Алан Шепард 60 лет назад. Именно в честь него Безос назвал свой пилотируемый корабль. Но благодаря современным технологиям из опасного события он превратился в почти увеселительное мероприятие. Вместо трехступенчатой ракеты хватило почти одной — корабль разгонялся ускорителем, а потом часть высоты набирает по инерции. Вместо ядовитого гептила и твердотопливных ступеней — жидкий водород. Надежность была проверена в 15 пусках.

В результате полет на ракете New Shepard выглядит как аттракцион. В космосе побывала не только самая старшая 82-летная космическая туристка, но и самый молодой — Оливеру Дэемону всего 18. Они не профессиональные космонавты, поэтому некорректно проводить параллели с самым молодым (Герман Титов) и самым старым космонавтами на орбите (Джон Гленн — кстати, его именем Безос назвал следующую более мощную ракету), но среди космических туристов их подвиг вряд ли будет побит. Как ни странно, это не только расширяет потенциальную аудиторию, но и несколько вредит интересу к полетам на New Shepard — теперь сложнее будет стать «самым-самым».

Экологичное топливо, доступность для широкой возрастной категории — на этом рекорды Безоса не заканчиваются. В отличие от полета ракетоплана Брэнсона, кораблю Безоса не понадобились профессиональные пилоты — теоретически это их делает более доступными и надежными, нет места человеческой ошибке.

Безос, что это было?

Сложно делать замечания богатейшему человеку планеты. Если бы он не разбирался в маркетинге, то не смог бы построить компанию Amazon с рыночной капитализацией почти $2 трлн! Но если перед полетом была уверенность, что он превзойдет Брэнсона по качеству продукта для космических туристов, то теперь есть сомнения. Да, в корабле New Shepard просто огромные иллюминаторы. Но странно, что во время полета было мало видов с рокеткамов: ракета исчезла в туманной дымке и мы не видели момент отстрела бустера. Между тем и «Роскосмос», и NASA и SpaceX при стартах показывают вид не только с Земли, но и с камеры на ракете и внутри нее, чтобы было хорошо видно первые этапы полета. Мы вообще не видели, что происходило внутри. И сравните это с весело летающим по салону Ричардом Брэнсоном. Кажется, Безос поосторожничал в первом полете.

На послеполетной конференции наконец показали кадры с весело кувыркающимися в кабине Безосом и его спутниками, однако трансляция на Youtube регулярно прерывалась рекламой (теперь понятно, как стать самым богатым человеком в мире, экономить надо на всем).

Почему важен вау-фактор? Ни финансовая доступность, ни короткие сроки подготовки не могут гарантировать успешного развития космического туризма. Безусловно, первая сотня-две космических туристов для обеих компаний (Virgin Galactic и Blue Origin) найдутся. Состоятельные бизнесмены попробуют, каково это. Но для успешного бизнеса нужны тысячи желающих. А ведь есть масса конкурирующих развлечений и более важных объектов для вложений. От выбора между полетом в космос и другими вложениями зависит, насколько длинна окажется очередь из тех, кто хочет за такое приключение заплатить несколько сотен тысяч долларов. А для нас остается надежда, что у Брэнсона и Безоса бизнес сложится, вырастет и через десять лет мы сможем полететь в космос, скажем, вместо очередного отпуска. Недешево, но хотя бы теоретически доступно.