МКС: не первый раз

Shane Kimbrough / NASA

29 июля модуль «Наука» успешно пристыковался к МКС. Облегченно вздохнули все, кто создавал его 25 лет назад, перестраивал и запускал, — мы писали об этом статью. Но приключения не закончились: двигатели уже пристыкованного модуля заработали, и космонавтам пришлось активировать двигатели «Прогресса» и «Зари», чтобы создать контртягу и стабилизировать станцию.

Как мы отметили во вступлении, оценки NASA и «Роскосмоса» о серьезности инцидента разошлись. Интересно, что во время конференции по итогам инцидента представитель NASA отметил, что это всего лишь третье или четвертое самопроизвольное включение двигателей на МКС. Кто-то помнит предыдущие? МКС работает бесперебойно. Возможно, и в этом случае все обойдется небольшими сетевыми холиварами по поводу причин запуска двигателей и переноса старта корабля Boeing.

Несчастливый «Аполлон-13»

NASA

В 1970 году стартовал третий пилотируемый полет с высадкой на Луну. Правда, высадки не случилось: на третий день полета взорвался бак с водородом в служебном отсеке, который входил в состав топливного элемента, вырабатывавшего энергию.

Пожалуй, это самая драматичная авария на борту корабля. Со скромной фразы «Хьюстон, у нас проблемы» началась масштабная работа по спасению астронавтов, которая не имеет аналогов. Корабль находился не на орбите, как МКС, а стремительно удалялся от Земли к Луне. Модуль потерял большую часть энергетических возможностей, были опасения за целостность конструкции и отдельных элементов. Благодаря смекалке и слаженной работе Земли и астронавтов последних удалось вернуть.

Экипаж «Аполлона-13» стал рекордсменом: обратный путь проще было совершить, развернувшись вокруг Луны, при этом космонавты удалились от Земли примерно на 401 000 км, больше, чем любая другая пилотируемая миссия (Луна, к которой летели астронавты, в среднем находится на расстоянии 380 000 км).

Столкновение «Прогресса-М34» со станцией «Мир»

NASA

Пожалуй, можно понять профессионалов, которые опасаются нештатных ситуаций вблизи станции. В истории космонавтики была неудачная стыковка «Прогресса-М34» со станцией «Мир» в 1997 году.

Грузовой космический корабль успешно стартовал с Земли и пристыковался к предшественнице МКС. После выгрузки содержимого его решили перестыковать к модулю «Спектр» в ручном режиме, при этом испытывалась новая система управления и сближения. Эксперимент закончился тараном — корабль шел с превышением расчетной скорости и повредил «Спектр», воздух начал быстро выходить из модуля в космос.

Быстрая реакция космонавтов позволила им не только выжить, но и остаться на станции, загерметизировав остальную часть «Мира» и продолжив его эксплуатацию еще в течение нескольких лет. Модуль «Спектр» несколько раз чинили, но полностью восстановить его не удалось.

Благо с течением лет грузовые корабли усовершенствовались, «Мир» заменила современная МКС, изобрели более надежное оборудование для стыковки как в автоматическом, так и в ручном режиме.

«Союз» — «Аполлон»

NASA

Представьте себе, что после стыковки корабля с другим космическим аппаратом вдруг включились двигатели. Похоже на ситуацию с «Наукой»? Возможно, только случилось это в 1975 году. Тогда состоялась историческая стыковка советского и американского кораблей, для которой пришлось разработать специальный универсальный разъем — АПАС. Раньше у каждой страны был свой, они были несовместимы.

Разъем АПАС был гибридным, мог работать как в активном, так и в пассивном режиме. Корабли попробовали оба. При стыковке советского корабля с разъемом АПАС в активном режиме на американском вдруг включились двигатели, как рассказал советский космонавт Валерий Кубасов. Увести аппараты с орбиты они не могли, но под ударом оказался разъем «Союза» — его разлом привел бы как минимум к имиджевым потерям. Благо обошлось.

Boeing Starliner

Joel Kowsky / NASA via Getty Images

Та самая модель, запуск которой перенесли с 30 июля на более позднюю дату. Первый старт пилотируемого корабля Boeing проводился в автоматическом режиме 20 декабря 2019 года. Вывод на орбиту с помощью ракеты Atlas V прошел успешно, но собственные двигатели корабля не запустились вовремя. Более того, двигатели ориентации функционировали так, будто полет идет по плану.

Ситуация никому не угрожала. Запуск нужен был для того, чтобы проверить корабль. Но пока сбившийся с курса Starliner нащупывал устойчивую орбиту, израсходовалось слишком много топлива. Остатка не хватило для стыковки с МКС. Аппарат посадили. Мир в предвкушении второй попытки

Практически в каждом старте, начиная с полета Юрия Гагарина (слишком высокая орбита, проблемы с разделением отсеков при спуске, подробнее мы рассказывали здесь), были огрехи, которые могли привести к печальным последствиям. Но в большинстве случаев срабатывало дублирование и распараллеливание функций, надежная защита, позволявшая космонавтам спастись. Поэтому многие инциденты со стыковкой попросту не запомнились.