1. Подумайте, зачем вам это

Собирать искусство — дело азартное и приятное. Но хорошо бы перед тем, как вступать в игру, понять, зачем вы это делаете. Целей здесь может быть много, и среди нет них неправильных. Искусство делает жить полнее и богаче: фактически коллекционирование — это дверь в закрытый клуб художников, галеристов, музейных работников, которые, скорее всего, смотрят на жизнь совершенно иначе. И для вашей работы этот ракурс может стать большим вдохновением, а люди, которых вы встретите, вполне могут оказаться вам полезны. Не секрет, что в клуб меценатов «Гаража» многие вступают для знакомства с полезными людьми на общих мероприятиях и ужинах. История искусства — увлекательное дело, и самообразование здесь бесконечно и тоже плодотворно. Поддержка художников — тоже благородное дело, в начале своего пути им очень важно быть услышанными и понятыми, и поддержка коллекционеров играет в этом огромную роль. Ну и наконец, есть самый простой и банальный ответ. Искусство — это просто красиво.

2. Узнайте побольше о художнике — и о себе

Покупая настоящее искусство, вы приобретаете фактически кусочек чужой души. Постарайтесь представить, что простая, кажется, фотография перед вами — долгий плод размышлений художника. В ней находит отражение то, как он видит мир, его сомнения, радости, поиск себя и своего места в жизни. И теперь этот кусочек жизни другого человека (художника) будет все время с вами, а вы, глядя на него, волей-неволей будете вступать с ним в диалог. Полезно перед тем, как покупать искусство, узнать побольше о художнике: чем и как он живет, хочет ли изменить мир, размышляет ли больше о любви или, например, о смерти. Мрачных работ и мрачных художественных карьер, впрочем, не нужно бояться: постарайтесь прежде всего отследить свою реакцию на работу, которая вам понравилась. Она заставляет вас грустить? Радоваться? Конечно, никто не будет вас заставлять жить с ней долгий период, но представьте, что на эту работу вы будете, например, смотреть год или два, пока не захотите сделать смену экспозиции. Вы готовы на это? Чтобы начать собирать, нужно понять, что хочется видеть рядом с собой ежедневно: графику Жени Буравлевой или скульптуру Вани Горшкова, тиражные работы плеяды граффитчиков, выставляющихся в RuArts, или манерную Вику Кошелеву.

Hulton Archive / Getty Images

3. Как отличить хорошее искусство от плохого? Верить экспертам и научить глаз

Несмотря на то что галеристы советуют покупать сердцем, а историки искусства говорят, что понятие хорошего искусства — оценочная категория, которая меняется со временем (сейчас, например, история искусства активно переписывается: женщины-художницы выходят из тени на первый план, как и другие, исторически менее привилегированные меньшинства художественного мира), работы и самих художников, в принципе, можно так или иначе оценить. Проще всего вначале полагаться на экспертов. Были ли у этого художника музейные выставки? Что за галерист ими занимается? Поддерживают ли этого художника кураторы со сложившейся репутацией?

Эти вопросы помогут выбрать художника, чья карьера уже состоялась или же он называется термином emerging. Но за него будьте готовы платить уже солидную сумму. Если бюджет у вас пока небольшой, а больше всего вам интересно искать будущие бриллианты, то ваш выбор — выпускники институтов и совсем юные художники, которые называются upcoming. Ценник на них будет, скорее всего, символический, который художник не будет делить с галереей, а вы не будете платить привлеченным экспертам. Но для этого вам нужно тренировать уже свой глаз и начинать со своей насмотренности и богатства своего визуального опыта. Смотреть, смотреть и смотреть — по музеям, галереям, ярмаркам. Куда бы вы ни приезжали — в Петербург, Краснодар, Нижний Новогород или Екатеринбург, — включите в свой досуг посещение пары культурных точек, выставляющих современную локальную арт-сцену. И конечно, идите в инстаграм, где нынче можно увидеть весь мир, — даже самые снобские галереи и собрания Лондона и Нью-Йорка махнули рукой на свой снобизм и показывают свое концептуальное искусство здесь. Ваше прокачанное коллекционерское чутье даст вам понимание того, что действительно интересно и перспективно, к чему правда лежит душа. А где искать юные таланты, вы быстро поймете, как только начнете в мире искусства вращаться: просмотры работ художественных институтов, студенческие вернисажи.

4. Подумать о том, что за искусство вы будете собирать

Подумайте, какую вы хотите собрать коллекцию. Сконцентрироваться на одном направлении? Показать работы одной страны? Или, может быть, у вас есть излюбленная тема — ею могут быть хоть руки, хоть собаки? Есть ли у вас амбиция покупать лучшие работы из лучших? А может быть, у вас есть проект мечты, например зеленая двухметровая скульптура, и вам нужно найти художника, чтобы его амбиции совпали с вашими и он их воплотил?

Если пока у вас нет столь масштабных планов, то можно начинать с простого: тиражных работ, графики, настольной скульптуры, керамики. Такие вещи чаще более доступны в финансовом отношении, на этом поле есть из чего выбирать. Если в доме приживется какая-то такая приятная «мелочь», появится аппетит и на что-то более масштабное.

Hulton Archive / Getty Images

5. Выберите место

Когда приобретаете работу, то подумайте заранее о том, как будете ее хранить. Искусство не любит влажности, видеоработы лучше хранить в прохладном месте, раз в год бронзовую скульптуру нужно будет мыть, для графики нужно просчитать подходящий свет, чтобы она разрушалась медленнее. Скульптуру и керамику надо беречь от домашних животных и от маленьких детей. Они ее правда могут разбить, причем не только небольшую настольную, но и внушительных размеров напольную.

Слушайте сердце, но тоже не будьте слишком импульсивны: если вдруг на глаза попался какой-то роскошный форматный холст, а над диваном как раз пустует место — переспите с мыслью о нем ночь (не забыв предварительно забронировать его для покупки). И если поутру он по-прежнему у вас перед глазами, то это судьба.

6. Не думайте о том, что это инвестиция

Искусство имеет тенденцию дорожать, особенно — верно угаданный большой художник: акула Дэмиена Херста за время владения ею знаменитым галеристом Чарльзом Саатчи подорожала с 25 тыс. фунтов в 1991 году до 7 млн в 2006-м. Но вы не Чарльз Саатчи: угадать будущий блокбастер не всегда могут даже профессионалы, а пути искусства настолько неисповедимы, что даже хороший художник может умереть в безвестности и приобрести финансовый вес спустя долгое время после смерти. Кроме того, продажа купленных работ не самый простой путь для коллекционера: у вторичного рынка свои правила, институты и комиссии, и в России он в целом чувствует себя скорее неважно. Так что лучше не думать о том, что вы приобретаете с целью заработать. Здесь более верной мотивацией в случае покупки художника с развивающейся карьерой будет возможность купить его сейчас: графика художника Алекса Мартинса, которого продает галерея Fragment, в 2017 году стоила 20 тыс. рублей за лист, а сейчас, спустя всего четыре года, уходит минимум за 100 тыс. рублей. Но все же не стоит покупать такие вещи на условно последние деньги и на деньги, отложенные для инвестиций, что бы вам ни говорил галерист. В первую очередь вы покупаете современное искусство для себя, в свой дом, берете его в свою жизнь. Инвестировать можно попробовать в старое, но это предмет для отдельного разговора.

7. Как узнать цену и на что обратить внимание при покупке?

Последнее время появляется все больше платформ для онлайн-продажи искусства (включая проекты sample, «объединение» и многие другие), которые подписывают у всех работ цену. Мир искусства офлайн при этом долгие годы был загадочным для стороннего человека: по выставке в галерее или на ярмарке трудно догадаться, сколько стоит та или иная работа. Не бойтесь спрашивать цены на понравившиеся работы у галериста. Не всегда самая большая работа — самая дорогая. И наверняка у понравившегося художника всегда найдется какая-то более доступная / менее форматная / не такая цветная (нужное подчеркнуть) вещь, которая подойдет именно вам.

На что обратить внимание при покупке? Графику нужно выбирать на хорошей, новой, не поврежденной никакими микроорганизмами бумаге. Хорошо бы сразу оформлять работы и вешать на стену, но не под прямые солнечные лучи. Выбирая тиражную графику, обращайте внимание на то, в каком тираже напечатана работа. Работу, выпущенную слишком большим тиражом, для приобретения рассматривать не стоит.

Вместе с работой вы покупаете сертификат подлинности. Не забудьте сразу забрать его у галериста или художника.