Смотреть нельзя развидеть: «Большая глина №4» и еще 9 арт-высказываний, вызвавших оживленную дискуссию

С середины августа не утихает дискуссия вокруг скульптуры швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4», которая появилась на Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2». Одним глина напоминает фекалии, другим — мороженое, третьи утверждают, что искусство никому ничего не должно, а красота — в глазах смотрящего. Правила жизни вспомнил еще девять не сразу понятых арт-объектов.
Смотреть нельзя развидеть: «Большая глина №4» и еще 9 арт-высказываний, вызвавших оживленную дискуссию
Dimitar Dilkoff/AFP/Getty Images

«Сфинкс», Марк Куинн, Сингапур

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Choo Yut Shing/Flickr

Серию «Сфинкс», изображающую супермодель Кейт Мосс, скандально-известный художник Марк Куинн начал еще в 2006 году. В течение нескольких лет работы из этой серии демонстрировались на выставках по всему миру, а в 2014 году одна из скульптур была установлена в Сингапуре.

Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова комментирует работу Куинна так: «Марк Куинн — один из моих любимых художников. Глядя на эту скульптуру, надо помнить, что этот художник создал в 1990-е годы слепок своей головы и наполнил его пятью литрами собственной крови. Его высказывание в том, что произведение работает, если позволяет понять что-то новое о человеческой природе. Делая скульптуру Кейт Мосс, он создал памятник не великому человеку, а некой современной галлюцинации о совершенстве».

«Упакованный Рейхстаг», Кристо, Берлин

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


23 июня 1995 года американский художник болгарского происхождения Кристо вместе со своей женой Жан-Клод «упаковали» Рейхстаг в Берлине: огромное здание было обернуто серебристой тканью размером 100 тысяч квадратных метров.


Юлия Бычкова, архитектор, куратор и сооснователь фестиваля «Архстояние», считает этот проект новым символом Германии, символом грации и радости: «Эта работа покоряет и своим масштабом, и легкостью: в таком виде Рейхстаг простоял всего 14 дней, и это событие обогатило столицу Германии новым смыслом, ведь после падения Берлинской стены Германии пришлось долго искать вектор своей новой истории. В 1994 году прошли серьезные дебаты по поводу того, как современное искусство может развиваться в этой стране, и Кристо с большим трудом удалось убедить депутатов бундестага потратить достаточно серьезную сумму денег не на социальные нужды, а на временное произведение искусства».


Flow Separation, Тауба Ауэрбах, Нью-Йорк

Nicholas Knight

Работа современной американской художницы Таубы Ауэрбах была создана к 100-летнему юбилею со дня окончания Первой мировой войны и реализована при поддержке Public Art Foundation и компании 14-18 Now, занимавшейся организацией празднования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вот что рассказывает куратор паблик-арт-проектов Ольга Погасова об арт-судне: «Этот графический образ был изобретен британским художником Норманом Вилкинсоном во время Первой мировой войны, чтобы сбить с толку противника и не дать ему отследить направление и скорость движения корабля. Хотела бы я видеть у нас в России подобные проекты на 9 мая, например».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Человек с рыбой», Стефан Балкенхол, Чикаго

GettyImages

Пятиметровая инсталляция, созданная немецким художником, расположена напротив крупнейшего публичного океанариума в Чикаго «Шедд Аквариум». Скульптура изображает человека, обнимающего рыбу, из которой выплескивается вода.


Комментарий Алисы Прудниковой: "Художник работает в традиции средневековой деревянной скульптуры, делая скульптуры из цельной древесины и вырезая лица людей, которые всегда немного «над» миром, не выражающие определенной эмоции. Самые библейские символы в контексте музейного квартала и большого аквариума, где можно увидеть больше 30 тысяч видов рыб, становятся высказыванием о защите окружающей среды».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Четвертый постамент», Энтони Гормли, Лондон

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Четвертый постамент» — это паблик-арт-проект, инициированный мэрией Лондона. Пустой пьедестал на Трафальгарской площади каждые два года занимает новое произведение, отобранное специальной комиссией, куда входят местные жители, администрация города, а также профессиональные критики и кураторы.

Комментарий Ольги Погасовой: «В 2009 году Энтони Гормли стал одним из участников программы. Его предложение радикально отличалось от других: он решил оставить постамент пустым. Любой желающий мог получить его в свое распоряжение на один час, оставив заявку на сайте. Среди "народных проектов" были "живая скульптура" Лорда Нельсона, человек в инвалидной коляске в нацистской форме, скульптура из хлеба и много других способов самовыражения. Проект "Один и другой" пользовался такой популярностью, что даже сам Гормли не смог принять в нем участие, ему просто не хватило места».

«Сад им.», Артем Филатов и Алексей Корси, Нижний Новгород

namegarden.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сад имени» — работа художников Артема Филатова и Алексея Корси, расположенная на территории частного крематория в Нижнем Новгороде. Проект задуман как функционирующий ботанический сад, способный к непрерывной трансформации.

Комментарий Юлии Бычковой: «Сад имени» сложно отнести только к жанру паблик-арта, так как это и целое общественное пространство, и звуковая инсталляция, и непосредственно ландшафтное произведение. Концепция этого проекта касается сложного вопроса страха смерти. Сама инсталляция выполнена при помощи небольшого количества пластических приемов, что позволяет сохранять определенную минималистичную эстетику и создает аскетичные условия для погружения в личные переживания».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Опрокинутая дуга», Ричард Серра, Нью-Йорк

Alamy/Legion Media

Гигантская скульптура Ричарда Серры была установлена в 1981 году на площади в Нижнем Манхэттене и демонтирована в 1989-м в результате жарких общественных дебатов.

Комментарий Юлии Бычковой: "Эта скульптура была установлена на площади, где расположены многочисленные административные и здания, и в течение дня площадь пересекало множество людей. После установки работы Серры вечно спешащие горожане уже не могли пересекать эту площадь по прямой, и именно это во многом вызвало сильное возмущение. Однако это входило в замысел художника: благодаря такому расположению человеку волей-неволей приходилось взаимодействовать с произведением и по-другому считывать само пространство. Одним из важных последствий существования этого паблик-арта можно считать тот факт, что именно после его демонтирования в США и Европе появились первые общественные организации, которые специализируются на взаимодействии между художниками, архитекторами, чиновниками и общественностью».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

L.O.V.E, Маурицио Каттелан, Милан

Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа известного итальянского скульптора была установлена на площади перед фондовой биржей в Милане в рамках Недели дизайна в 2010 году, но впоследствии ее решили оставить.

Комментарий Ольги Погасовой: «Есть и другая версия, что это аббревиатура. Расшифровывается как "свобода, ненависть, месть, вечность" (Liberta, Odio, Vendetta, Eternita). Мне понравилась позиция городских властей: "Мы хотим подтвердить свое звание столицы современного искусства, поэтому мы должны не только выступать в качестве посредников, но и принимать то, что нам совсем не нравится. Возможно ли представить такое у нас? Не уверена, но зато точно знаю, что есть классные люди, которые готовы бороться за свои идеи и работать над тем, чтобы наши российские города наполнялись современным искусством".

«Дразнилка», Иван Горшков, русло реки Кыштымка, Кыштым

uralbiennial.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван Горшков создал скульптуру «Дразнилка» в рамках арт-резиденций Уральской биеннале и установил ее прямо в реке Кыштымка.


Комментарий Алисы Прудниковой: «Работа Ивана Горшкова появилась в результате глубокого погружения художника в контекст небольшого промышленного города Кыштыма, где остатки демидовских заводов соседствуют с традиционным советским городом. Кыштым ищет свою идентичность, называет себя уральской Венецией. Художник глубоко погрузился в исторический контекст и производственные процессы Кыштымского медеэлектролитного завода. Скульптура стала таким собирательным образом рабочего с деревянной дразнилкой в руках — это оммаж уже отжившему металлургическому процессу выведения газов из меди, узнаваемому любым специалистом. Скульптура располагается в реке, и вода добавляет сюжету драматургии, создавая образ упорства и стойкости, эффект сопротивления течению, покорения стихии, которой в металлургии являются огонь и жидкий горячий металл. Работа вообще подняла много вопросов — надо очищать реку, общественность требует понятной скульптуры, а условность оскорбляет, что паблик-арт провоцирует дискуссию, и современная эстетика, идущая в русле традиции начала XX века, все еще воспринимается как дерзкая и вызывающая».