Чем живет рынок рекламы здесь и сейчас? Интервью с вице-президентом АКАР Валентином Смоляковым

Чем живет рынок рекламы здесь и сейчас? Интервью с вице-президентом АКАР Валентином Смоляковым
Getty Images

Существует мнение, что рекламный рынок отражает состояние экономики страны. Расскажите о том, что произошло в отрасли за последние два года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безусловно, 2020-й стал для российской рекламной отрасли сложным этапом и проверкой на прочность, но, к счастью, самые пессимистические прогнозы не оправдались. Рынок в России справился с кризисом значительно лучше, чем большинство зарубежных, и, по данным АКАР, сократился лишь на 4% при падении мирового рекламного рынка на 7,5%, по оценке Zenith. Влияние пандемии ощутили на себе все сегменты, но в разной степени. Интерес рекламодателей сосредоточился на телевидении и интернете, а рекламные бюджеты наружной рекламы, радио и прессы сократились. Но к концу года ситуация начала улучшаться, и объем всего рынка рекламы в России достиг 473 млрд руб.

31 августа АКАР представила оценку отрасли за первое полугодие 2021 года. Ее объем составил более 255 млрд рублей, что на 25% больше, чем в прошлом году, и на 13% больше, чем в докризисном 2019 году. Это очень хорошая динамика, которая показывает, что кризис уже миновал и рынок вновь продолжит расти.

Скажите, как проведение Национального рекламного форума способствует этой тенденции? Почему это мероприятие так важно? Что оно дает участникам рекламного бизнеса?

Миссия форума — помогать агентствам, брендам и медиа в устойчивом развитии на фоне глобальных трансформаций рынка. И речь идет не только о пандемии, которая разделила мир на до и после. Как я уже говорил, экосистема меняется непрерывно в ускоренном темпе. Чтобы держаться «на плаву», игроки вынуждены пересматривать свои подходы к работе, выстраивать новые бизнес-процессы и наращивать экспертизу быстрее, чем это сделает кто-то другой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Национальный рекламный форум — это самая масштабная индустриальная площадка для обмена опытом. Многие воспринимают площадку НРФ как возможность оказаться в центре главных событий, ощутить, чем живет рынок здесь и сейчас. Это шанс присоединиться к профессиональному комьюнити, где сотни ведущих практиков со стороны агентств, рекламодателей, медиахолдингов, технологических площадок и профильных ассоциаций в формате открытого диалога обсуждают вопросы, волнующие бизнес-сообщество, и определяют пути развития рекламного рынка России. Каждый спикер НРФ действительно может повлиять на будущее индустрии, стоит лишь выбрать удобный формат участия: программа форума насыщена панельными сессиями и отраслевыми саммитами. Как и спикеры, гости события получают в одном месте и контент, и нетворкинг. Топы рынка представляют успешные проекты, последние данные, аналитику по сегментам и прогнозы, эффективные инструменты и многое другое. Таким образом, для всех обеспечена вовлеченность в актуальную повестку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто является ключевой аудиторией вашего мероприятия?

Целевая аудитория форума — активные игроки медиакоммуникационной отрасли: рекламные группы, бренды, медиахолдинги, исследовательские компании, технологические площадки и платформы. И конечно, представители индустриальных ассоциаций. Их участие также очень ценно, ведь они предлагают говорить о рекламном рынке предметно и всегда готовы делиться своим знанием с другими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В связи с этим возникает вопрос, насколько для нашей страны актуален институт ассоциаций? Как отраслевые организации меняют рекламный бизнес?

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциация развития интерактивной рекламы (IAB Russia) и Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ) на протяжении многих лет поддерживают прозрачность рынка и стимулируют рост. Приятно наблюдать, что все больше участников отрасли вступают в ассоциации, чтобы внести свой вклад в улучшение индустрии и открыть для себя новые перспективы. Например, чтобы повысить авторитет на рынке и найти надежных партнеров, получить доступ к участию в многочисленных тендерах, фестивалях и эксклюзивных исследованиях, продвигать свои инициативы и работать на региональных рынках. Привилегий много, но нужно понимать, что сейчас игроки уже не могут действовать обособленно, ведь именно в партнерстве можно сделать рекламный бизнес как можно более эффективным.

В этом году у НРФ юбилей — пять лет. Чем планируете удивлять участников форума?

Во-первых, впервые после пандемии форум вернется в офлайн. Деловая программа пройдет в Москве 23 и 24 сентября. Это отличная новость, особенно для постоянных участников форума, ведь виртуальная реальность никогда не сможет заменить энергию живого общения. Планируется, что за два дня выступят более 250 спикеров и событие посетят 2000 гостей. При этом все меры безопасности будут соблюдены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, пятый Национальный рекламный форум станет центральным событием на рынке и отражением перезагрузки всей индустрии после локдауна. Главная тема форума посвящена ключевым приоритетам отрасли в условиях новой реальности — брендам, потребителям и коммуникациям. Обширная деловая программа из 30 сессий охватит тренды, основные трансформации рынка и все актуальные направления в сфере рекламы: спикеры расскажут о том, как радио и телевидение доказывают свою эффективность в рекламном миксе, как сочетаются Digital- и OOH-сегменты, какие data-подходы стоит выбирать в cookieless future. Отдельное внимание будет уделено фармкоммуникациям, созданию и продвижению контента, а также устойчивому развитию брендов. Все это лишь часть программы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А какие есть перспективы развития у Национального рекламного форума?

Каждый год мы, как организаторы, стремимся превзойти себя и вывести НРФ на более качественный уровень. Например, сейчас форум активно развивается в том числе как площадка для диалога между государством и рекламной отраслью. Есть тенденция, что многие агентства отказываются работать с государственным корпоративным сектором, ошибочно полагая, что эти сделки не принесут эффективного результата. Другие игроки придерживаются более вовлеченной позиции и ищут возможность совершенствовать российское рекламное законодательство. Именно поэтому в программу форума включена специальная сессия с участием представителей органов власти для обсуждения законодательных перспектив рынка рекламы и поиска работающих для отрасли решений. При этом мы не боимся экспериментировать с event-форматами. Мы комплексно подходим к программе Форума и добавляем вечерние мероприятия. В этом году Ночь пожирателей рекламы в сопровождении симфонического оркестра станет ярким завершением события. Рекламные кейсы можно рассматривать как часть современного искусства, а не маркетинга. Музыка — это идеальная точка пересечения мира рекламы и искусства. Эту идею воплотит в реальность государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Торжественности мероприятию добавит красная ковровая дорожка при участии звезд отечественного шоу-бизнеса. Уже приглашены Андрей Малахов, Филипп Киркоров, Дмитрий Дибров, Александр Цыпкин, Алексей Лысенков. Такой подход к организации НРФ добавляет новые вызовы, но делает нашу работу интереснее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть такое расхожее суждение, что Москва не вовлекается в проблемы регионов. Учитывая масштаб Форума, вы можете опровергнуть или подтвердить данный тезис?

Поскольку НРФ — это в первую очередь общее событие для всех участников рекламного бизнеса, было принято решение выйти за пределы столицы и создать новый уникальный проект — «НРФ Регионы». Главное региональное событие в сфере рекламы уже состоялось 7 и 8 сентября в Екатеринбурге и собрало более 60 спикеров со стороны агентств, рекламодателей и медиа со всей страны. 7 сентября прошли бизнес-дискуссии, а второй день был посвящен креативным сессиям. Программа охватила огромное количество оригинальных тем: вызовы в регионах, влияние коронавируса на локальные агентства, работа с digital-площадками. При этом участники «НРФ Регионы» довольно активно погружались в обсуждение новых технологий, полезных сервисов и продуктов, показав свою экспертизу и готовность развивать рекламный рынок вместе.