Правда или вымысел: сюжет о том, как мужчины из России создали популярный феминистский NFT-проект

Правила жизни предлагает ознакомиться с новостным сюжетом и попытаться отгадать, правда это или вымысел.
T

Сюжет 7

Как оказалось, за популярным феминистским

NFT-проектом стояли трое мужчин из России

C тех пор как в апреле 2021-го четверо разработчиков, известных под псевдонимами Gargamel, Gordon Goner, No Sass и Emperor Tomato Ketchup, создали Boring Ape Yacht Club, коллекцию NFT-аватаров с изображением скучающих обезьян, мир NFT охватила мода на аватар-клубы, переходящая в манию. Гаргамель и Гонер заработали на продаже первой партии аватаров с обезьянами около $2 млн; самая дешевая из десяти тысяч уникальных картинок, изначально продававшихся по $200, сейчас стоит $96 000. Единороги, инопланетяне, драконы, еноты — похожие проекты начали появляться каждую неделю; даже Майк Тайсон поставил на аватар в Twitter синего кота из серии Cool Cats. «На цифровом аукционе Opensea можно купить утку-панка от SupDucks, трехмерную пилюлю от ByoPills, собаку породы сиба-ину от The Doge Pound, бонсай от Zenft Garden Society или одну из угловатых футуристических девиц из Fame Lady Squad, — писал в июле 2012-го журнал The New Yorker. — Что это — финансовая пирамида или будущее культуры?»

Fame Lady Squad стал популярным на рынке NFT как первый феминистический аватар-клуб. 8888 женских портретов были распроданы за несколько месяцев и принесли своим создателям около $1,5 млн. На сайте проекта сообщалось, что его сделали три женщины — темнокожая Синди, художница и маркетолог, норвежка Кельда, «идеолог и творец», и разработчик Андреа. «Cтиль Fame Lady вдохновлен нашими любимыми мультфильмами и аниме, — писали авторы проекта. — Мы хотели принести в сообщество NFT образ сильной независимой женщины. Поэтому наши леди такие дико крутые!» Проект женской команды был воспринят сообществом с радостью в том числе и потому, что NFT, как и все прочие отрасли, связанные с криптовалютой, давно критикуют за засилье мужчин.

Но ни Синди, ни Кельды, ни Андреа не существовало в природе. Fame Lady Squad сделали трое мужчин из России. В начале августа российский NFT-разработчик Федор Линник (известный, в частности, проектом Neural Pepe, коллекцией сгенерированных нейросетью изображений зеленой лягушки) забил тревогу — он обнаружил сходство Fame Lady Squad с другими NFT-проектами. Его внимание привлек устойчивый оборот «сильная независимая женщина», распространенный только в России и даже здесь имеющий в первую очередь иронический оттенок; у некоторых героинь на лице была татуировка «666», такая же, как у рэпера Моргенштерна, в Америке почти не известного. Линник заподозрил своих знакомых, которых встречал в закрытых групповых чатах русских NFT-бизнесменов. Он провел собственное расследование (результаты опубликованы в его Twitter) — в частности, проследил за транзакциями Fame Lady Squad и похожих проектов — и обнаружил, что все они ведут к одним и тем же людям.

NFT c собаками Doge, NFT c планетами, NFT с единорогами, NFT с фигурками Lego, NFT в честь движения Black Lives Matter — всего Линник обнаружил десять проектов, запущенных с разницей в несколько недель. Примечательно, что они были в основном успешны и принесли своим создателям серьезные суммы. Обнародовать расследование и поднять тревогу, обратившись к влиятельным членам NFT-сообщества, Федора вынудил запуск проекта Queenship, якобы созданного «тремя сильными афроамериканскими женщинами» под лозунгом «Каждая из нас — королева, но вместе мы больше, чем просто аристократия!». «Они штамповали эти проекты один за одним», — пишет Линник. Он предполагает, что авторы Fame Lady Squad и Queenship просто воспользовались западной повесткой борьбы за права женщин и афроамериканцев, чтобы заработать.

Под давлением NFT-сообщества главный подозреваемый — 21-летний стартапер из России, известный под именем Макс Рэнд, — покаялся и принес официальные извинения в своем Twitter-аккаунте. В качестве компенсации он пообещал пожертвовать $100 000 на поддержку перспективных NFT от молодых разработчиков. Контроль над Fame Lady Squad передали настоящим феминисткам — после этого средняя цена одного аватара выросла, а суточный объем транзакций увеличился на 75%. Федор Линник, автор нашумевшего расследования, пишет, что для него эта тема глубоко личная: «Я тоже русский, тоже делаю NFT, и я не хочу, чтобы всех русских считали криптовалютными трикстерами». Линник подчеркнул, что NFT-картинки, которые продает он и его команда, настоящие, так как сделаны искренне.

смотреть все сюжеты

правда

{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}