Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать

Диджитал-художнику Александру Sub Sensus было 7 лет, когда он впервые увидел фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» и решил, что хочет делать визуальные эффекты для кино. К 15 годам Саша освоил свою первую программу по созданию трехмерной графики Cinema 4D, а через полтора года уже зарабатывал на этом деньги. Главным визуальным впечатлением детства для Ильи Найшуллера стал клип Sabotage группы Beastie Boys, снятый режиссером Спайком Джонзом. Так вышло, что жизнь Ильи теперь связана и с клипмейкингом, и с рекламой, и с режиссурой. Но прежде чем прийти в большой кинематограф, снять нашумевший «Хардкор» и кассовый американский боевик «Никто», Найшуллер успел бросить два института и поработать на съемочной площадке в должности «парень, принеси кофе». Оба героя — самоучки, которые решили пойти своим путем и сразу нырнуть в бассейн с головой. В совместном проекте Правила жизни, The Blueprint и Pasha de Cartier Саша и Илья сверили часы и рассказали, как они чувствуют себя в свободном плавании.
T

Клуб

самоучек

Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать


Диджитал-художнику Александру Sub Sensus было 7 лет, когда он впервые увидел фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» и решил, что хочет делать визуальные эффекты для кино. К 15 годам Саша освоил свою первую программу по созданию трехмерной графики Cinema 4D, а через полтора года уже зарабатывал на этом деньги. Учеба при этом не заладилась — видеоуроки на YouTube, старый добрый метод тыка и нетворкинг через Instagram оказались гораздо эффективнее. Так, к 19 годам у Саши в портфолио — графика для клипа Giv No Fxk американских рэперов Трэвиса Скотта, Migos и Young Thug, сотрудничество с такими артистами, как Kris Wu, Dua Saleh и Alina Baraz, а также диджитал-обложка для российского Правила жизни.


Главным визуальным впечатлением детства для Ильи Найшуллера стал клип Sabotage группы Beastie Boys, снятый режиссером Спайком Джонзом и похожий то ли на мини-фильм, то ли на рекламу старого коп-шоу. Так вышло, что жизнь Ильи теперь связана и с клипмейкингом, и с рекламой, и с режиссурой. Но прежде чем прийти в большой кинематограф, снять нашумевший «Хардкор» и кассовый американский боевик «Никто» с голливудскими звездами первой величины, Найшуллер успел бросить два института и поработать на съемочной площадке в должности «парень, принеси кофе».


Оба героя — самоучки, которые решили пойти своим путем и сразу нырнуть в бассейн с головой. В совместном проекте Правила жизни, The Blueprint и Pasha de Cartier Саша и Илья сверили часы и рассказали, как они чувствуют себя в свободном плавании.


3

ИЛЬЯ

Ты когда-нибудь делал клип целиком?

Нет. Но у меня был недавно опыт создания большого тизера-видео для одного артиста, где я продюсировал все, вплоть до музыки, но он не вышел.

Почему?

Артиста обвинили в харассменте.

Какого артиста?

Китайского. Криса Ву.

Me Too — правильное движение. Меня, кстати, тоже коснулось: большого продюсера, для которого я писал сценарий, обвинили в харассменте. В итоге дело разрешилось в его пользу, но осадочек остался, и проект заморозили. Но любая социальная революция невозможна без того, чтобы страдали невинные головы. Я решил, что это все равно хороший опыт. По крайней мере, я написал интересный сценарий.

У меня то же самое было.

Тебе заплатили за работу?

Да, но это странно. Вроде заплатили, а никто и не увидел.

Да, ты не получил выхлопа, энергия ушла в пустоту. Энергообмен — важная часть творческого процесса. Ты отдаешь частичку себя и взамен получаешь реакцию. Тебя лишили второй составляющей, это жестко.

Для меня это был очень сложный проект. Я был на грани выгорания. Думал, что сделаю и справлюсь, а тело периодически выдавало реакцию: нет, ничего ты не сделаешь, дай вздохнуть.


АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

Просто нужно сдать проект, потом — отдыхать. Я сутками не сплю в период сдачи. Сутками не сплю, а потом сплю. Выгорание — это реальная штука. Надо чуть-чуть рассчитывать силы. Это придет с опытом. Сколько ты уже этим занимаешься?

Где-то четыре года.

Сколько понадобилось времени, чтобы ты начал на этом зарабатывать?

Где-то полтора года. Первые деньги совсем небольшие были.

Ты же самоучка?

Да, YouTube и метод тыка.

А почему 3D-графика?

Мне захотелось этим заниматься после того, как я увидел в детстве закадровые работы над 3D-графикой для фильма «Аватар».

А ты сейчас учишься где-то?

Нет, после девятого класса я поступил в колледж на графического дизайнера, но бросил, так как рано начал работать. Я довольно быстро понял, что учеба не оставляет мне времени на увлечение. В первые же недели учебы я списался с одним брендом, и меня позвали сделать графику для Mercedes-Benz Fashion Week. Я на неделю ушел в этот проект, а в колледже за это время накопилось пять домашних заданий, которые нужно срочно сдать. И я попал в гонку: сдаешь одно домашнее задание, а сверху еще прилетает. И я решил уйти. С большой уверенностью, что в свободном плавании я приду к тому, чего хочу, намного раньше.


АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

Образование — это классно, если есть время и деньги. Меня постоянно спрашивают, куда пойти учиться на режиссера. Я всегда отвечаю, что надо идти работать. В свой первый год в кино я носил кофе, был водителем, ассистентом, переводчиком, работал хлопушкой. И это была лучшая киношкола.

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

Еще в учебе меня разочаровало отсутствие объективности к тому, что ты делаешь. Что мнение маскируют под образование. Ты приносишь какую-то работу и ждешь объективной оценки, вектора твоего движения, а тебе могут сказать: «И что это? Мне это не нравится».


ИЛЬЯ

Искусство вообще субъективная вещь. У меня есть история на эту тему. Когда я учился на первом курсе (отучился два года и ушел из института, потому что понял, что не мое), нам дали задание — снять автопортрет. Расскажи про себя, как хочешь. Я придумал какой-то бред, но убедил весь режиссерский курс помочь мне воплотить идею. Я освободил одну комнату в своей квартире, и мы заклеили ее строительной паклей. Сидели там все выходные, пятнадцать человек, спреили, красили, приклеивали. Получилась странная, абсурдная штука. Не шедевр, но интересно и в меру амбициозно. На общем просмотре многим понравилось, реакция была положительной. А преподаватель поставил мне тройку. Я сижу и думаю: «Мне *** [все равно]». Я-то знаю, что это прикольнее, чем большинство работ. Но самое важное: в ней есть режиссерская инициатива — заставить других людей поверить в свою идею, чтобы они помогли ее реализовать. Потому что в отличие от тебя я не могу ничего сделать сам. Режиссер без своей команды — это человек, который классно в теории придумал. А важна реализация. Я получил тройку и подумал: «Вот как работает учеба». И спустя много лет... Я периодически гуглю свое имя и смотрю, что всплывает. И однажды во «ВКонтакте» преподаватель — я помню, как он выглядит, но забыл его имя — рассказывал, как он Найшуллеру поставил тройку и тем самым вдохновил его пойти вперед. Я подумал: «Ну, наверное».

А как твои родители отреагировали на то, что ты ушел из колледжа?

Мама раньше была более консервативной и жесткой, но потом, когда она начала увлекаться книгами и философией, поняла: чем меньше будет влезать, тем больше я буду пробовать и тем раньше найду себя.

Учиться самому — другой уровень ответственности. Можно сравнить это с бизнесом: ты можешь сегодня работать, а можешь не работать, но завтра будет нечего кушать. Поэтому выбирай: стабильность или свободное плавание. Второе надо пробовать, чтобы понять, твое или не твое.


АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

Когда ты уходишь в свободное плавание, мозг начинает по-другому работать. Цель — расти. А для этого просто работать недостаточно. Надо цепляться за возможности, писать незнакомым людям, постоянно находиться на волне. Я так и делал. Instagram — очень хорошая штука. Я до многих людей достучался с помощью Instagram

ИЛЬЯ

В принципе, тебе уже все двери открыты. Надо просто более уверенно входить. А сколько проектов ты делаешь одновременно?

Максимум три. Недавно как раз интересная история была, как я 3D-голову одного артиста сделал из отчасти плоского 3D-скана лица. Я попросил сфотографировать артиста (настолько технологии дошли, что достаточно просто на iPhone сделать 360° в хорошем освещении), но хорошего освещения не было. Искусственный интеллект не считал некоторые кадры. И с помощью определенных программ я взял и фактически поместил это лицо в другую голову, смешав текстуры.

Я по большей части людей делаю: продюсирую 3D-модель человека. Всегда интересно, получится или нет.

Что в твоем случае значит, что не получилось?

Это значит, что не считаются черты лица, материал кожи — и будет видно, что модель не похожа.

Бывало такое, что тебе нравится, а человек не похож?

Бывало. Это очень часто случается, когда глаз замыливается. Ты делаешь по фотографии, вроде похож. Время проходит, и ты такой: «Не, не похож». Вроде бы то же самое, но какие-то незаметные черты есть. Пробуешь разное, накапливаешь опыт. Теперь я могу нарисовать человека практически из чего угодно.

Дайте мне фотографию лужи, и я сделаю человека.

Ну, на самом деле, можно сделать. Даже 3D-скан из отражения лица в стекле, при этом своими глазами не видя отражения.

Я очень всем этим восхищаюсь, но думаю: как же это сложно.

Да, еще есть такая вещь, как сроки.


АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

После истории с выгоранием я научился делегировать часть работы. Фокусируюсь на чем-то одном, а некоторые задачи отдаю другим ребятам

ИЛЬЯ

Это правильно, если тебе достаточно платят, чтобы ты мог нанять других людей и при этом делать больше. Мне в детстве папа сказал очень правильную вещь: «Лучше заработать сто рублей вдвоем, чем пятьдесят одному». Звучит не очень логично, но это правда.

Если больше на себя взять, то не всегда лучше получится.

Надо понимать, где проходит эта грань. Бывают периоды, когда я снимаю много рекламы, и если я понимаю, что больше не потяну, всегда вежливо отказываюсь. Но при этом всегда есть вызов брать больше, чем ты можешь. Это как в зал приходишь мышцы качать: сначала взять вес будет тяжело, но если постоянно этим заниматься...

...пытаться прыгнуть выше головы...

...рано или поздно ты прыгнешь. Ты можешь прыгнуть. Или поймешь, что too much, и успокоишься. Надо найти свою точку максимального подъема. Желательно при этом еще не сгореть и чтобы все клиенты были довольны. Легко. (Смеется).

А еще хочется постоянно расти. Это хороший двигатель.

Да, это бесконечный процесс. Я постоянно смотрю кино, изучаю, что нового делают, пытаюсь найти что-то, что меня удивит. Кстати, с каждым годом это тяжелее и тяжелее. Уже все понятно. Подходишь и говоришь: «Чувак, как ты это сделал?» Тебе отвечают: «Графика».

Врачам в этом смысле сложнее: сейчас технологии развиваются с такой скоростью, что им постоянно нужно учиться и осваивать новые. У хорошего врача учеба длится до конца жизни. Ты тоже учишься всю жизнь, но у тебя ставки другие.

Да, но мне кажется, что любая сфера, так или иначе, — это как язык программирования. Ты постепенно погружаешься и учишься на нем разговаривать. Я сейчас такое прохожу как раз: взялся за новую программу, в которой создается вообще все кино. Вроде бы знакомый интерфейс, но сама структура отличается, как русский и украинский языки. Помню, я сел смотреть первый урок и подумал: «Как можно так долго объяснять про эту технологию?» А потом вижу, что ребята, которые других учат, сами параллельно в ней разбираются. У меня было так же, когда я учил программу Blender. Прилетел заказ на ролик, и я решил, что сделаю его в этой программе. А я вообще не знал, как она работает. Выкрутиться никак. В итоге сел и разобрался, и мне еще за это заплатили.

Это лучшее, что может произойти: когда тебе платят за образование. Тебе платят хорошие деньги за то, что ты занимаешься искусством и еще и учишься. Это мечта.

Да, бросаешься в центр течения реки.

Да, это полезная штука. Тебя кидают в бассейн, ты или плывешь, или тонешь. У тебя выбора особо нет. Меня так учили: я не хотел плавать, но меня бросили и я сразу поплыл, моментально. Без паники, без всего. А что делать? Иногда бросать себя в бассейн — очень полезная штука.

Я ни разу не пожалел, что бросился.


АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

ИЛЬЯ

АЛЕКСАНДР

Читать разговор ведущей «Зеленого» подкаста РБК Анастасии Чижевской и главного редактора журнала Glamour Иляны Эрднеевой о том, как экологическая повестка встраивается в нашу жизнь, почему ошибаться — нормально, на The Blueprint.

Подробнее о проекте Pasha de Cartier и о том, как герои из разных индустрий находят точки соприкосновения, рушат стереотипы и создают новое и важное.

{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}