На голову выше: как устроен жилой комплекс Headliner

Создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров в день своего рождения опубликовал список недооцененных и переоцененных вещей и заявил, что помимо прочего переоценены большие города. Действительно, пандемия заметно скорректировала темп жизни и приучила людей работать удаленно — без надобности приезжать в мегаполисы. Тем не менее девелопер «КОРТРОС», за 16 лет работы заметно преобразивший российские города-миллионники, в первую очередь Москву, продолжает работать над тем, чтобы жизнь в крупных городах была не столько необходимостью, сколько честным, осознанным выбором и люди стремились сюда не только за рабочими местами, но и за комфортной во всех смыслах жизнью. Она возможна, например, в раскинувшемся на стыке двух набережных в ЦАО жилом комплексе Headliner. Объясняем в шести словах, как он устроен и почему ради подобных проектов стоит приезжать в большие города.
T

На голову выше

Создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров в день своего рождения опубликовал список недооцененных и переоцененных вещей и заявил, что помимо прочего переоценены большие города. Действительно, пандемия заметно скорректировала темп жизни и приучила людей работать удаленно — без надобности приезжать в мегаполисы. Тем не менее девелопер «КОРТРОС», за 16 лет работы заметно преобразивший российские города-миллионники, в первую очередь Москву, продолжает работать над тем, чтобы жизнь в крупных городах была не столько необходимостью, сколько честным, осознанным выбором и люди стремились сюда не только за рабочими местами, но и за комфортной во всех смыслах жизнью. Она возможна, например, в раскинувшемся на стыке двух набережных в ЦАО жилом комплексе Headliner. Объясняем в шести словах, как он устроен и почему ради подобных проектов стоит приезжать в большие города.

Набережная

Берега и набережные всегда особенно манили людей искусства и выдающиеся умы. «Мы будем жить с тобой на берегу, отгородившись высоченной дамбой от континента», — пророчил Иосиф Бродский, сам живший поначалу далеко не на берегу — в легендарном доме Мурузи в Санкт-Петербурге, а затем пристрастившийся к венецианским каналам и много лет останавливавшийся в палаццо Марчелло на канале Гранде, у самой воды. Здесь же родилось одно из самых известных произведений Бродского «Набережная неисцелимых», в котором тягу к жизни у воды поэт описывал так: «Сниму комнату на первом этаже какого-нибудь палаццо, чтобы волны от проходящих лодок плескали в окно, напишу пару элегий, туша сигареты о сырой каменный пол, буду кашлять и пить».

Плотно вписался в литературу и историю дом на 505 квартир по улице Серафимовича, 2 в Москве, известный как Дом на набережной (спасибо одноименному роману Юрия Трифонова, чья семья жила в проекте архитектора Бориса Иофана с момента сдачи и попала под колесо сталинских репрессий. Они коснулись восьмисот жителей дома). «Серая громада висела над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели голоса радио, музыка патефона...» — описывал Юрий Трифонов дом детства. В этой громаде среди прочих проживали и включали патефоны маршалы Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, режиссер Григорий Александров, писатель Михаил Кольцов и балетмейстер Игорь Моисеев.

Зная тягу сильных мира сего к воде, застройщик Headliner неслучайно выбрал для возведения квартала Пресненский район. Совсем скоро тут появится новая набережная, Шелепихинская, с прогулочными террасами в несколько ярусов и лестничными спусками к воде. Вполне возможно, что через несколько десятков лет о ней сложат немало строк, очерков и больших литературных произведений.


Детство

Малоприятная данность: современные дети увлечены гаджетами больше, чем живым общением, и известное датское бюро Kompan не намерено оставлять это просто так. Благодаря специалистам бюро во дворе Headliner, свободном от машин, выросла умная площадка, на которой будущие большие начальники и звезды не просто резвятся и играют, но всесторонне развиваются.

Датчане знают в этом толк — им же принадлежит проект диджитал-площадки, управляемой через приложение Hans Christian Andersen Play Gate, — к детям через дополненную реальность присоединяются герои сказок Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», «Гадкий утенок» и «Огниво».

Вообще, тренду на умные детские площадки больше десяти лет: первая площадка, управляемая компьютером, появилась в Финляндии. У детей появилась возможность учиться чтению и математике в интерактивном формате и играть в классики с искусственным интеллектом.

Москва быстро подхватила идею выманить современных детей играть на свежий воздух: так появились интерактивные площадки Toro (по сути, это футбольное поле с воротами, информирующими о ходе игры) и Memo, предназначенная для развития памяти, реакции, моторики и физических данных. На ней размещены семь столбов с сенсорными экранами, к которым надо прикасаться, если обнаружил верное решение или ответ на задачу (игры и задания регулируются на главном посту).

Множество игровых сценариев придумали и Kompan на площадке нового жилого комплекса Headliner, чтобы дети развивались не только физически, но и интеллектуально и — главное — не успевали скучать и капризничать. По подсчетам авторов, сценарии увлекут детей минимум на час. Весомый бонус — надежные конструкции из натурального дерева и природных материалов, обеспечивающих особые сенсорно-тактильные ощущения.

Но не играми едиными: дети могут получать образование, не выходя за территорию комплекса — спасибо двум детским садам. А еще рядом Романовская школа и физико-математическая имени Легасова, а также московская детская музыкальная школа имени Гнесиных, дворец водного спорта, каток стадиона «Метеор», музеи, кинотеатры, скейт-парки и скалодром.


Эклектика

Архитекторы бюро «Остоженка» придумали своего рода визуальную уловку: возвели дома разной этажности и с разнообразной фактурой фасадов, чтобы Headliner органично смотрелся на архитектурной панораме Москвы, — создается впечатление, будто квартал строился десятилетиями. Холодную урбанистику разбавили щедрым озеленением эксперты архитектурного бюро Imperial Garden (между прочим, гольф-поле «Сколково» — их рук дело), прекрасно понимающие физические особенности человека (восприятие цвета, объемов, фигур, света и пространства) и логику его движения в городской среде. Они же построили пешеходный бульвар, расставили минималистичные деревянные беседки, угловые качели и зоны отдыха для всех жителей.

С умом организованное пространство, натуральные материалы, микс холодных и теплых цветов, обилие металла и стекла создают ощущение, будто вы находитесь, например, в Испании, где бюро Zigzag Arquitectura возвело жилой квартал с семью корпусами различной высоты, обрамленными деревом и металлом, или в Дании: там именитый архитектор Ян Гейл, выступающий с концепцией «город для жизни» и считающий, что «любой город сегодня должен стараться стать более пригодным для жизни, более устойчивым и здоровым», соорудил в некотором роде жилую «шахматную доску» с остеклением от пола до потолка по южному фасаду и ровной поверхностью и минимумом стекла — по северному. А изгиб дома образовал естественные входные группы, в основе которых три больших прохода, каждый размером в один модуль, ведущих в большой уединенный сад.

Московские девелоперы позаботились и о психологическом комфорте резидентов современных новостроек. Несмотря на расположение Headliner в эпицентре деловой жизни столицы, жителей не побеспокоит шум города. Забыть о суете можно и в домашнем ресторане, который расположился в центре бульвара: с наступлением холодов здесь наливают гостям глинтвейн.


Комьюнити

Ревитализация (то есть возвращение к жизни) общественных пространств набрала обороты в позапрошлом веке в период деиндустриализации мегаполисов. Так, бывшая текстильная фабрика в английском Солтейре превратилась в художественный центр Salts Mill, а хлопчатобумажная фабрика Израиля Познаньского в польской Лодзи стала одним из самых удачных примеров реинкарнации отживших свой век индустриальных объектов, когда ее превратили в крупнейший в Восточной Европе торгово-развлекательный центр Manufaktura. Ревитализация широко шагает и по России: взять хотя бы тульский завод по производству микрофонов «Октава», превращенный в кластер с лекториями и ресторанами, Нижегородскую ярмарку, которую вот-вот поднимут из руин, или многочисленные переосмысленные заводы в Москве: от «Флакона» и «Газгольдера» до «Хлебозавода».

Как известно, подобные урбанистические решения не только улучшают ландшафт городов и модернизируют их, но и аккумулируют новые комьюнити. Специалисты бюро Imperial Garden придумали своего рода экосистему для хедлайнеров внутри одноименного жилого комплекса — с внутренними дворами и прогулочным бульваром. Кроме того, дворы подняты на высоту этажа и недоступны для посторонних и машин — опять же, все ради комфорта жильцов.

Люди (хедлайнеры)

Как следует из названия, жилой комплекс Headliner с распростертыми объятиями встречает хедлайнеров жизни: жадных до свершений, целеустремленных или уже добившихся таких высот, что по их звонку разворачивается строительство космических кораблей и запускаются глобальные технические процессы. На первый взгляд это обычные люди, не стремящиеся к оглушительной славе или даже к жизни в мегаполисе. География отечественных альтруистов, искренне спасающих жизни, придумывающих образовательные и культурные проекты, широка: менять мир можно и из Казани, и из Омска, и из Перми, и из Нижнего Новгорода. Что лишний раз подтверждает всероссийская премия «Headliner года», которая существует уже четыре сезона при поддержке девелопера. Хедлайнером этого года стала глава всемирной просветительской акции «Тотальный диктант» Ольга Ребковец. В прошлом году чествовали поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», занимающийся пропавшими детьми. Во втором сезоне наградили хирурга-онколога, основателя проекта «Школа практической онкологии» Андрея Павленко, подробно освещавшего в СМИ и соцсетях историю собственной борьбы с раком желудка. А первым хедлайнером в истории премии стала Лида Мониава, создательница детского хосписа «Дом с маяком». Понятно, что все эти люди гораздо ближе к супергероям, чем к прозаичным хозяевам жизни и «хедлайнерам» в упрощенном понимании слов, — создатели премии и бренда поощряют нестандартное мышление и целеустремленность в сочетании с альтруизмом и смелостью (она однозначно нужна для того, чтобы менять мир).

Небоскреб

В начале XX века в США прозвучало новое слово в архитектуре — начали возводиться небоскребы. Культура отреагировала молниеносно: в 1928 году продюсер и режиссер Сесил Демилль задумал посвятить величественным зданиям фильм и попросил писательницу Айн Рэнд придумать сценарий на основе оригинальной истории Дадли Мерфи. Из него впоследствии вырос знаменитый роман «Источник», подаривший литературе нового героя — честолюбивого творца, архитектора Говарда Рока. Его можно назвать первым хедлайнером в современной американской литературе. Говард не скрывал, что живет ради и во имя себя, не терпел компромиссов, не принимал критики и правок своих проектов и в конце концов воздвиг себе пьедестал — небоскреб. Своего рода памятник духу гордой, талантливой и независимой личности.

Именно в уста Рока Рэнд и заложила отношение (конечно, гиперболизированное) прогрессивных архитекторов к небоскребам — для Рока они были не просто новаторскими проектами, но религией: «​​Я отдал бы самый красивый закат в мире за вид нью-йоркского горизонта. Особенно когда уже не видны детали. Только очертания [небоскребов]. Очертания и мысль, которая их воплотила. Небо над Нью-Йорком и сделавшаяся осязаемой воля человека. Какая еще религия нам нужна?»

Спустя без малого 80 лет в религию героя Айн Рэнд обратилось большинство архитекторов — в первую очередь в мегаполисах. Перенесемся в Москву: в 1991 году заслуженный архитектор РСФСР Борис Тхор предложил мэру Юрию Лужкову возвести небоскребы международного делового центра — так началась история делового центра «Москва-Сити», ныне всемирно известного символа столицы.


В 2021 году на просторнейшем участке по соседству с величественными башнями расположились клубные дома высотой от четырех этажей и взмыли ввысь 53-этажные небоскребы с разной фактурой фасадов авторства архитектурного бюро «Остоженка». По словам архитекторов, разноплановая застройка обусловлена логистикой и уважением к существующему городскому ландшафту: «Если бы все наши корпуса были с одинаковыми фасадами, то гигантский масштаб строения задавил бы даже "Москву-Сити" с ее рассыпчатой застройкой». Возводить гигантский дом на несколько километров не хотелось — тем более что небоскребы совсем скоро станут повсеместны и должны вписаться в существующие городские ландшафты, а не перекрыть их. Так считает и бывший председатель Совета по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH) Дэвид Малотт. Он уверен, что небоскребы — не что иное, как обозримое будущее человечества, потому что с планетарной точки зрения по мере роста населения мира задача архитекторов в том числе — сузить след цивилизации и в некотором смысле сплотить людей.


В будущем, которое уже наступило в Шмитовском проезде, кажется, довольно приятно. Взять хотя бы построенные с размахом квартиры — от 40 до 105 квадратных метров — с большими детскими и просторными гостиными, родительскими спальнями, гардеробными и мастер-спальнями с дополнительной ванной комнатой и прекрасным естественным освещением (спасибо оригинальной геометрии окон и высоким потолкам — солнца здесь всегда достаточно).

В этом будущем проще и безопаснее — застройщик предусмотрел систему «Умная квартира»: например, всем в доме — от карнизов до климата в каждой комнате — можно управлять с помощью голосового помощника «Яндекс. Станции Мини», отключать квартиру в режиме «мы ушли», перекрывать воду во избежание протечки и получать оперативное уведомление о несанкционированном вторжении.

Виктор Гюго писал, что ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Какой-то век назад небоскреб был очень смелой мечтой — сегодня это и настоящее, и обозримое будущее, в которое, согласно знаменитой фразе Ильи Кабакова, возьмут не всех. Но шансы попасть в ряды счастливчиков все-таки велики.


{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}