Что такое цели устойчивого развития и как Москва внедряет их в частный сектор

ЦУР можно использовать как мощный инструмент для продвижения партнерств со всеми заинтересованными сторонами, включая частный сектор. Разбираемся, как глобальные тренды влияют на достижение целей устойчивого развития, как города по всему миру справляются с этими вызовами и как Москва в партнерстве с бизнесом может использовать лучшие практики для улучшения жизни горожан.
T

Как Москва внедряет цели устойчивого развития в частном секторе

Цели в области устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН в 2015 году, определили глобальную повестку на следующие 15 лет — искоренять бедность, защищать планету и обеспечивать процветание во всех странах. И местные правительства играют критически важную роль в этом процессе. Москва вместе с другими мировыми мегаполисами использует ЦУР для более эффективного управления в области социального развития, экономического роста и перехода к низкоуглеродной экономике. Городская мобильность, доступное жилье, доступ к зеленым зонам — все эти вопросы в московской повестке присутствуют давно. Однако цели устойчивого развития могут привести за собой новые подходы к решению конкретных городских проблем.


ЦУР можно использовать как мощный инструмент для продвижения партнерств со всеми заинтересованными сторонами, включая частный сектор. Разбираемся, как глобальные тренды влияют на достижение целей устойчивого развития, как города по всему миру справляются с этими вызовами и как Москва в партнерстве с бизнесом может использовать лучшие практики для улучшения жизни горожан.

Как мегаполис достигает ЦУР

Москва стремится к сбалансированному городскому развитию: жителям одинаково важен доступ к зеленым зонам, эффективному транспорту и качественному жилью.

Город стал частью глобального движения по достижению ЦУР с 2019 года — когда вступил в пилотный проект Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) «Территориальный подход в достижении Целей устойчивого развития». Пока достигнуто г 6 из 16 целей: «Качественное образование», «Гендерное равенство», «Недорогостоящая чистая энергия», «Достойная работа и экономический рост», «Индустриализация, инновации и инфраструктура», «Борьба с изменением климата».

Большое внимание Москва уделяет ЦУР 3 «Здоровье и благополучие». Более 380 тыс. горожан старшего возраста создают новые правила жизни после 50 лет и разрушают мифы о возрасте благодаря проекту «Московское долголетие». Он расширяет возможности участия старшего поколения в культурных, образовательных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Занятия бесплатны и проходят в каждом районе столицы.

ЦУР

Город активно развивает пешеходную среду и инфраструктуру для «зеленого транспорта» — велосипедов и самокатов, повышает пешеходную доступность остановок городского пассажирского транспорта. В развитии транспортной системы. Москва придерживается общемировой концепции Urban Health, которая основана на организации жизнедеятельности густонаселенных городов с приоритетом здоровья, активной и комфортной жизни населения. 66% поездок на городском транспорте совершаются на экологически чистых пассажирских транспортных средствах. На 21% произошло снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта в годовом исчислении (на 218 тыс. тонн).


21%

Власть выстраивает отношения с промышленными и торговыми палатами и вовлекает местные предприятия во внедрение устойчивого развития. Снижение рисков частных инвестиций — например, через специальные экономические зоны и режимы — помогает достигать ЦУР. ОЭЗ «Технополис Москва» расположен на 223 га на пяти площадках внутри Москвы и Зеленограда и дает резидентам приоритетную поддержку от города в виде субсидий, льготных займов, земельных участков и готовых помещений в аренду, собственного таможенного поста.



Власть также вовлекает жителей города. Хорошая практика — размещение «зеленых» облигаций Москвы. Этот долговой финансовый инструмент приносит дополнительные средства в московский бюджет — от разного типа инвесторов на защиту окружающей среды и на снижение негативного воздействия. В Москве средства от выпуска «зеленых» облигаций будут направлены закупку электробусов и строительство линий и станций Большой кольцевой линии метрополитена (БКЛ). Оба транспортных проекта положительно влияют на экологическую обстановку в городе и на здоровье жителей.




По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, несмотря на то что российский рынок устойчивого финансирования только формируется, «зеленые» облигации оказались востребованы. Объем заявок на покупку превысил 86 млрд рублей, что в 1,2 раза превысило предложение. Это позволило полностью разместить весь объем выпуска семилетних облигаций в 70 млрд рублей.

Все, кто купил облигации, доверяют московскому правительству рублем. Поэтому в ближайшее время Москва запустит «зеленые» облигации для населения. Елена Дубовицкая, директор исследовательского центра Московской школы управления «Сколково» — Центра устойчивого развития, считает, что Москва может привлекать крупный бизнес для реализации ЦУР. Крупный бизнес, как правило, из 17 Целей устойчивого развития приоритезирует для себя 7-8 и старается реализовывать проекты в соответствии с ними. Москва может посмотреть, где их интересы совпадают: для ретейла, например, актуальна проблема отходов и упаковки — городу же необходимо распространять практики вторичной переработки и формировать у жителей культуру ответственного потребления.




Schneider Electric

Устойчивое развитие становится вопросом ведения бизнеса, поэтому решение экологических и социальных вопросов имеет важное значение для компаний, которые хотят сохранить свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Согласно исследованию PWC, 66% опрошенных членов советов директоров российских компаний полагают, что общая стратегия компании должна соотноситься с целями устойчивого развития, 63% полагают, что включение в списки ESG-индексов повышает инвестиционную привлекательность компании. По данным исследования Schneider Electric, вопросы устойчивого развития становятся для российских компаний стратегически важными: подавляющее большинство опрошенных компаний уже учитывают принципы устойчивого развития при формировании бизнес-стратегии, а формальный подход российских компаний к устойчивому развитию сменяется интегральным.




Бизнес готов запускать совместные проекты с Москвой. Городу и бизнесу нужно сотрудничать еще и потому, что растет актуальность ESG-проектов во всем мире (E — environment, S — это sustainability, G — governance). ESG-проекты — это проекты, в которых соблюдается баланс между интересами общества, власти и их общими взглядами на проблему окружающей среды. Если проект помогает снижать негативное воздействие на окружающую среду, помогает социальному развитию и при этом учитывает интересы представителей корпоративного управления, он будет успешным.



%

ESG-проекты добавляют устойчивости компании, помогают ей привлекать инвестиции с учетом интересов разных сторон, а также находить баланс между прибыльностью предприятия и ожиданиями, с которыми общество смотрит на бизнес.


Работа с крупным бизнесом уже идет: этим летом город подписал два меморандума о намерениях по сотрудничеству и партнерству в области достижения ЦУР с группой компаний PepsiCo и ЗАО «Москва-Макдоналдс». Обе компании активно реализуют масштабные программы согласно ЦУР и готовы делиться своим опытом.




К примеру, Макдоналдс стал первой сетью общественного питания, где был организован раздельный сбор отходов и упаковки в залах и направление их на переработку. В 2022 году компания планирует расширить количество предприятий с раздельным сбором мусора до 90 объектов. А «PepsiCo Россия» планирует полностью перейти на закупку энергии из возобновляемых источников — солнечных батарей и гидростанций. Это позволит компании сократить примерно на 30% парниковые выбросы от собственных производств.


PepsiCo

Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», председатель экспертного совета ППК «Российский экологический оператор», считает, что Москве нужно сделать сильный шаг — адаптировать ЦУР к уровню среднего и малого бизнеса: «Крупнейшие компании федерального и мирового уровня под воздействием зарубежных инвесторов уже научились идентифицировать свои цели. Они разрабатывают мероприятия по достижению 17 ЦУР, отчитываются по ним и ведут осознанную политику в этом отношении. А вот большое количество средних и малых компаний еще не трансформировались и не изменили свою культуру и деятельность в соответствии с целями устойчивого развития».

Принцип «думать глобально — действовать локально» должен стать ориентиром для дальнейшей политики Москвы.





Формальный подход к достижению ЦУР, когда крупный бизнес и правительство сотрудничают вместе, не работает. Город должен показать бизнесу, как вести свою деятельность в соответствии с ЦУР, через систему рекомендаций, пошаговых инструкций, сборники лучших практик. Только так возможно захватить большое количество субъектов экономической деятельности и вовлечь их в процесс.


ЦУР оказывают важное влияние на цели многих компаний по всему миру. Вклад в их достижение — это способ создать общую ценность для всех заинтересованных сторон, и поэтому коммерческие организации станут мощной движущей силой, стимулирующей заинтересованные стороны работать на достижение совместного результата. Москва вместе с частным бизнесом может прийти к решениям, которые станут катализаторами инноваций, откроют новые рынки и защитят от рисков в будущем.





Москва

Что влияет на достижение ЦУР в городах и регионах

Компании по всему миру стремятся включить в свои бизнес-стратегии ЦУР, связанные с основными направлениями их работы. Они вовлекаются в решение многих социальных проблем и сотрудничают с другими игроками, создавая многосторонние партнерства и объединяя усилия с правительствами, некоммерческими организациями, академическим сообществом. Бизнес помогает властям решать и глобальные вызовы — связанные с технологическими и демографическими изменениями (урбанизацией, старением и миграцией), изменениями климата и необходимостью перехода к низкоуглеродной экономике, технологическими изменениями.







Принцип устойчивого развития — ответ на трудности современного мира, который преобразовывает потенциальные угрозы и риски в возможности для организаций частного и государственного сектора.

В 2014 году немецкая компания Deutsche Telekom вместе с природоохранной организацией DUH создала бесплатный интернет-портал Handy Sammel Center для сбора и безопасной утилизации мобильных телефонов. Программа подразумевала обратный выкуп устройств: клиенты могли вернуть использованные мобильные телефоны в обмен на ваучеры на эквивалентную сумму, которые можно использовать в магазинах сети. Органы государственной власти и организации могли инициировать собственные кампании по сбору старых устройств через портал. Вся прибыль шла в DUH на охрану окружающей среды. За несколько лет компания собрала более двух миллионов старых мобильных телефонов.







Для улучшения качества жизни местного населения телекоммуникационная корпорация KT в 2014 году запустила на острове Имджадо в Южной Корее проект создания инфраструктуры GiGA Island. В проекте участвуют местные органы власти и сами жители острова. С помощью сетевого решения GiGA остров и материк связались: студенты общаются с преподавателями в Сеуле по видеоконференц-связи, пожилые люди проходят медицинские осмотры, а фермеры, работающие на материке, могут проверять состояние своих культур, находясь вдали от острова. То есть бизнес достигает устойчивого развития небольшой территории благодаря хорошим взаимоотношениям с ключевыми заинтересованными сторонами.







GiGA

Как города по всему миру используют ЦУР?

Цели устойчивого развития помогают переосмыслять местные стратегии развития, а также стимулируют государственно-частное партнерство. Они создаются по всему миру не только для привлечения ресурсов, но и для получения опыта частного сектора, который может быть полезен для оказания помощи в предоставлении услуг государственного сектора. Частный сектор — источник финансирования для инициатив местных органов власти, которые пытаются собрать средства на капиталоемкие проекты.






В городах и поселках Бангладеш ежедневно образуется 20 тыс. тонн отходов, и, как и в большинстве стран с низким уровнем дохода, 80% этих отходов — органические. Неправительственная организация Waste Concern придумала модель децентрализованного партнерства между частным сектором, государством и сообществом для переработки твердых отходов в органический компост и удобрения с использованием недорогих, низкотехнологичных и трудоемких методов. Она создала сеть из 60 децентрализованных предприятий по переработке и создала тысячи рабочих мест для сборщиков мусора. В городе Дакка компания открыла крупномасштабный завод по производству компоста производительностью 150 тонн в день и в настоящее время собирает и перерабатывает отходы для правительства бесплатно.






150

тонн

В Париже, как и во всем мире, актуальна климатическая повестка. Основанный в 2018 году Парижский фонд по развитию зеленых инвестиций (Paris Green Fund) привлекает частные инвестиции и спонсирует компании по производству новейшего энергоэффективного оборудования и строительству заправочных станций для электромобилей. В Люксембурге городское правительство сократило налог на прибыль и социальный налог для тех компаний, которые отчитываются по ESG-критериям. Кроме того, таким компаниям предоставляют приоритет при выдаче тендеров и заключении государственных контрактов.







Strade Aperte

Города региона Ломбардия в Северной Италии — одни из самых загруженных населенных пунктов страны. Как и любой крупный мегаполис, Милан страдал от пробок и загрязненности воздуха. За время карантина загруженность дорог упала на 75%, а воздух стал заметно чище, что наблюдалось также во многих частях планеты.








Чтобы позволить жителям соблюдать дистанцию и сократить количество автомобилей в городе, власти Милана собирались запустить проект по освобождению улиц в пользу пешеходов и велосипедистов. Под эти цели городская администрация отдаст 35 км дорог. Проект получил название Strade Aperte («Открытые дороги»). Помимо Милана подобные инициативы планируется также реализовать в Боготе, Мехико, Риме, Берлине и других крупных городах мира.








Мобильное приложение Валенсии помогает отслеживать движение городского общественного транспорта, наличие свободных мест на парковках, загрузку мусорных контейнеров, а также фиксировать дорожно-транспортные происшествия. Городской совет, полиция и другие службы видят полную картину города — а это повышает качество управления городом. 90% «взаимодействий» граждан с городскими службами происходит в онлайне. 3,9 тыс. датчиков интенсивности движения и 1 тыс. интеллектуальных светофоров позволяют предоставлять водителям информацию о плотности дорожного движения в режиме реального времени. Город упорядочил системы управления основными показателями мегаполиса, включая контроль за уровнем шума, утилизацией отходов, использованием водных ресурсов, качеством воздуха.









Сегодня по всему миру бизнес серьезно инвестирует в устойчивое развитие и играет важную роль в достижении ЦУР до 2030 года. В то же время он может извлекать преимущества из более глубокого взаимодействия с властью и обществом, обеспечивая себе успех в долгосрочной перспективе.









Конечно, в первую очередь как ESG-повестка, так и ЦУР затрагивают бизнес, но требуют участия государства на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Если крупные компании уже примкнули к реализации целей ООН, то средний и малый бизнес в своей повседневной деятельности еще далек от реализации глобальных целей. И именно в помощи и координации региональных компаний состоит роль городских властей. Ведь целью бизнеса, каким бы социальным или экологичным он ни был, все равно остается получение прибыли. Именно поэтому первую скрипку здесь играют правительства стран, регионов и муниципалитетов — именно они своим примером и установленными правилами должны способствовать реализации целей устойчивого развития.








ESG

{"width»:1290,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}