Эмоциональная рациональность: как немецкий дизайн сочетает несочетаемое?

Германия ассоциируется у большинства с порядком и качеством. Между тем промышленный дизайн в современном виде появился именно там, а множество его принципов было сформулировано немцами. Правила жизни в спецпроекте с Audi разбирался в истории немецкого дизайна и выяснил, как ему удается сочетать эстетику и практичность.
T

эмоциональная рациональность:

как немецкий дизайн сочетает несочетаемое?


Германия ассоциируется у большинства с порядком и качеством. Между тем промышленный дизайн в современном виде появился именно там, а множество его принципов было сформулировано немцами. Правила жизни в спецпроекте с Audi разбирался в истории немецкого дизайна и выяснил, как ему удается сочетать эстетику и практичность.

1

рождение дизайна

В 1907 году впервые в истории на промышленном производстве появился дизайнер — Петерс Беренс создавал часы и чайники, отвечал за архитектуру магазинов и рекламную продукцию. Официально его должность называлась «художественный консультант»,
но, по сути, он был первым корпоративным дизайнером в истории. Учениками Беренса стали Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, которые впоследствии поспособствовали появлению Баухауса.

2

1

1 Набор посуды дизайна Петерса Беренса, Германия, 1912. Alamy/Legion Media

2 Обложка брошюры фирмы AEG, художник Петерс Беренс Getty Images

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухаус была основана в 1919 году и навсегда изменила представление о дизайне. Именно Вальтер Гропиус и сформировал идею Баухауса: единение искусства и техники как основа формообразования. Студенты школы не занимались чистым искусством, как их предшественники, а создавали промышленные товары.


Их интересовала не только чистая эстетика, но и функциональность. Каждая деталь должна выполнять определенную роль, никаких бессмысленных декораций. Форма определяется функцией. При этом функциональность не означала блеклость или простоту. Вскоре идеи Баухауса распространились по всему миру — промышленный бум 1920-х годов быстро сделал выпускников школы востребованными специалистами, карьеры которых удачно сложились в разных странах.


3

4

5

3 Вальтер Гропиус и Ласло Мохоли-Надь со студентами, 1938. Bettman/Getty Images

4 Портрет Вальтера Гропиуса в Гарварде, 1937.
Bettman/Getty Images

5 Рисунок особняка в стиле баухаус, 1923.
Bettman/Getty Images

Многие из промышленных товаров, созданных в концепции Баухаса, стали настоящей классикой дизайна. Например, колыбель Tecta Петера Келера 1922 года или кресло Wassily, также известное как стул модели B3, автором которого в 1925-1926 годах стал Марсель Бройер. Бройер вдохновился трубчатой рамой велосипеда и решил использовать гнутые трубки для изготовления мебели. Свое имя кресло получило в честь Василия Кандинского. Художник, в свою очередь, вдохновил и Келера на создание колыбели — Петер остался под сильным впечатлением от теории цвета, которую Кандинский представил еще в 1911 году.


По сути, минимализм в дизайн впервые ввели именно в рамках школы Баухаус. Впервые упрощение дизайна не было следствием экономии, а следовало из стремления к максимальному удобству. Итогом стал максимально лаконичный дизайн. Один из ярких примеров такого подхода — дверная ручка, созданная Вальтером Гропиусом в 1923 году. Она оказалась настолько удобной, а ее дизайн — настолько универсальным, что ручка разошлась многомиллионным тиражом и стала самым коммерчески успешным продуктом в стиле баухаус.


6

7

8

6 Колыбель, созданная Питером Келлером для компании Tecta, 1922

7 Марсель Брейер сидит на созданном им стуле Wassily, 1925. Bettman/Getty Images

8 Стул Wassily, 1925. Getty Images

2

функциональность
прежде всего

Дело Баухауса продолжила после войны Ульмская школа дизайна, которая открылась в 1953 году. Преподаватели школы исповедовали универсальный подход к проектированию. Они разработали классическую методику создания дизайн-проекта «от ложки до города», которая состояла из трех этапов: сбор информации, анализ, собственно проектирование. Этот подход вскоре стал базовым для промышленных дизайнеров во всем мире и используется до сих пор.


Выпускники школы работали над фирменным стилем авиакомпании Lufthansa, создавали коллекцию посуды для Rosenthal и бытовую технику Braun. Принципы Баухауса и Ульмской школы использовал в создании бытовой техники один из величайших промышленных дизайнеров XX века Дитер Рамс. Он придумал минималистичную концепцию однокнопочной техники, которую сейчас используют, например, в смартфонах.


9

10

9 Сервиз «Овал», выпущенный компанией Rosenthal,
1950-е.
Alamy/Getty Images


10 Проигрыватель Braun, модель PC3, дизайн Вильгельм Вагенфельд, Дитер Рамс и Герд Альфред Мюллер, 1957. SSPL/Getty Images

3

от функции к эмоции

Показав миру образцы функциональности, немецкие дизайнеры в 1970-е годы обратились к эмоциям. Луиджи Колани черпал вдохновение в природе и придумал биодизайн, мягкие линии и округлые формы которого должны были создавать у пользователя ощущение естественности и комфорта. Хартмут Эсслингер пошел еще дальше и заявил, что «форма следует за эмоцией», а вовсе не «форма следует за функцией», как десятилетиями утверждали немецкие дизайнеры до него. Но главное — оба считали, что базовые принципы дизайна применимы везде. Колани создавал сантехнику и мебель, самолеты и автомобили, рояли и дома.


Примерам Колани и Эсслингера последовали дизайнеры по всему миру. Например, Audi впервые выпустила машину в стилистике биодизайна уже в начале 1980-х — первенцем стал седан 80 последнего поколения от Джея Мэйса. Но настоящим манифестом биодизайна в начале 1990-х годов выступили A3 и A4 первого поколения. Мягкие линии создавали образ современного городского автомобиля, который дизайнеры марки легко превратили в спорткар несколькими штрихами — модели RS2 и RS4 стали живой классикой и мечтой многих.


11

12

13

11 Дизайнер Луиджи Колани и созданный по его дизайну автомобиль Крайслер Вайпер, 2000г. ullstein bild via Getty Images

12 Новая Audi A4 на выставке, 1994 г. ullstein bild/Getty Images

13 Линия сборки моделей Audi A3 и A4, 1997 г.
Sygma/Getty Images

4

единство противоположностей

С самого начала работы в стилистике биодизайна в Ингольштадте старались объединить оба подхода: функциональный и эмоциональный. Снаружи автомобили марки выглядели ярко и оригинально, всегда оставаясь в авангарде автомобильной моды. Но форма при этом не мешала, а лишь подчеркивала содержание. Audi были пионерами массового применения полного привода на легковом автомобиле и начали выпускать спортивные универсалы, когда такой класс машин был еще в диковинку.


Еще четче этот подход оформился, когда шеф-дизайнером марки стал итальянец Вальтер де Сильва. Под его руководством были созданы такие машины, как A5 Sportback и A7 Sportback, которые объединили в себе стремительность купе и универсальность хетчбэка. Форма и функция больше не боролись друг с другом, а следовали рука об руку. Красота не должна мешать удобству, и в Audi вновь и вновь доказывали правильность этого утверждения на практике.


Самый свежий пример такого подхода — купе-кроссовер Q5 Sportback. Плавная и ниспадающая линия крыши, как у классического купе, подчеркивает спортивность и эмоциональность машины. Причем форма здесь следует за содержанием: купе-кроссовер доступен в России только в мощных версиях 45 TFSI quattro и 45 TDI quattro — обе мощностью 249 л. с. Первая оснащена бензиновым двигателем 2.0 TFSI, вторая — дизельным 3.0 TDI. Дизельный двигатель работает с классической полноприводной трансмиссией quattro, а бензиновый — с полноприводной трансмиссией quattro ultra, которая перераспределяет момент между передними и задними в зависимости от дорожной ситуации, всегда обеспечивая оптимальную тягу.




При этом кроссовер — это не только мощный и динамичный, но и комфортный в повседневной жизни автомобиль. Поэтому дизайнерам нужно было добиться сочетания стремительного силуэта с простором на втором ряду сидений и большим багажником. Как этого добиться? Например, с помощью декора — хромированная окантовка боковых стекол подчеркивает стремительный силуэт, в то время как крыша над головами задних пассажиров в действительности находится почти на том же уровне, что и у Q5
с классическим кузовом.


Спойлер на кромке пятой двери не только оптимизирует воздушные потоки, но и визуально удлиняет крышу. Подчеркивают мощь также спортивность и рельефные боковины кузова. На создание ощущения динамики работает и задний диффузор с горизонтальной накладкой в виде хромированной полосы по всей ширине автомобиля. Q5 Sportback выглядит стремительно, даже когда стоит на месте.


В итоге перед нами автомобиль, у которого одновременно получается быть стильным, стремительным и динамичным как спорткар и универсальным и удобным как кроссовер. Функциональность не несет скуку, а за эмоции не нужно платить потерей удобства. Такой подход к промышленному дизайну формировался в Германии на протяжении более чем 100 лет и по-прежнему приводит к созданию выдающихся образцов.




{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}