Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя

Правила жизни расспросил лауреатов премии «Учитель года» разных лет о настоящем и будущем школьного образования.
Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя
Klaus Vedfelt/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как учатся поколения Z и альфа?

За годы преподавания поняла, что детей больше привлекает практика. Поэтому стараюсь заинтересовать учеников, сделать так, чтобы появилась мотивация к дальнейшему обучению, ведь сейчас так много возможностей для развития. Это и образовательная среда в целом, и дополнительное образование. Важно с помощью интерактивных методов создать условия для познавательной активности. Если ученики не только осваивают материал урока, но и общаются и между собой, и с преподавателями, то впоследствии становятся деятельными, размышляющими, не боящимися спорить и отстаивать мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы, экспериментировать. Стараюсь сделать процесс обучения более индивидуализированным, ищу возможности для проектной деятельности, профильного обучения, чтобы школьники могли самореализовываться. Существуют различные инструменты, позволяющие учителям сделать это. Но важно, чтобы их перечень расширялся.

Изменилась ли мотивация учеников в связи со всплеском онлайн-профессий?

О том, что существует какая-то ярко выраженная тенденция и изменение мотивации, говорить я бы не стала. Но то, что благодаря этому появилось больше возможностей приобрести знания, совершенно точно. С помощью сети интернет школьники и учителя могут участвовать во всероссийских и международных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Возьмите любой класс, и вы встретите в нем и экстравертов с интровертами, и усидчивых и неусидчивых, и тех, кому легко работать в коллективе, а кому — одному. Это нормально. У каждого свои особенности, и задача учителей — организовать грамотный учебный процесс, понятный и удобный для всех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные дети посещают школу, поступают в университет для родителей, для корочки, престижа?

Думаю, у каждого свои причины. Учиться нужно не ради оценок и похвалы от родителей, а для приобретения навыков, чтобы сформировать картину мира, воспринимать информацию, стать востребованным специалистом, делать осознанный выбор, разбираться во взаимосвязи явлений и процессов. Я стараюсь объяснить ребенку, который говорит, что не хочет учить физику и вообще физиком становиться не планирует, что знания помогут во многих бытовых вопросах.

Может ли дистанционное образование вытеснить классическое? И имеет ли дистант ряд преимуществ перед классикой?

Не думаю. Школа всегда держалась и держится на учителе, который стоит с мелом у доски, объясняет материал, спрашивает учеников, взаимодействует с ними (а то только объясняет и спрашивает). Мы никуда не уйдем от живого общения, человек — существо социальное. Поэтому школа в ее классическом понимании не исчезнет.

Онлайн-образование отлично дополняет очное, но заменителем не станет. Есть и у детей, и у взрослых, которые тоже проходят некоторое обучение онлайн, страхи, что материал не будет усвоен или понят. Зачастую они возникают из-за проблем с самоорганизацией, неумения преодолевать трудности и работать над ошибками даже при хорошей обратной связи с преподавателем. Если ребенок без посторонней помощи не учится и противится знаниям, то такой формат, конечно, окажется для него сложным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Меняется ли роль учителя в последнее время? Требуются дополнительные навыки в работе с детьми?

Навыки, с которыми молодые педагоги приходят в школу, всегда нуждаются в «прокачке». Например, та же цифровизация. Но и до нее учителю всегда было куда расти. Он не конкурирует с цифровой системой образования, а становится интереснее как личность. Может быть, и хорошо, что учитель из транслятора знаний превращается в живого человека. Потому что школе сейчас как никогда нужен навигатор, а не транслятор.

Lina Verovaya/Unsplash.com


Как учителя удерживают внимание учеников в эпоху быстрого потребления контента?

Используют понятные детям средства: заводят аккаунты в соцсетях, снимают ролики в TikTok, ведут каналы на платформе YouTube. Сами посудите: если учитель физкультуры запишет на видео, как правильно выполнять упражнения, и опубликует его в интернете, то меньше времени потратит на объяснение в спортзале и больше — на практические занятия. Это же замечательно!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом учитель должен сам постоянно развиваться. На своем опыте скажу, что важно не только подготовиться к определенному уроку, но и изучить современный аспект вопроса. Как, например, рассказывать о новейших процессорах на уроке информатики, если не следить за трендами, не смотреть обзоры, не интересоваться этой темой от и до?

Насколько живучим окажется тренд на soft skills? Можно ли приобрести гибкие навыки в школе?

Как мне кажется, это не тренд, это было всегда, просто никто не обозначал конкретным термином и не углублялся в важность составляющих. Сейчас во многих сферах решения, программные продукты, сервисы создаются командами из сотен людей. Поэтому интерес к soft skills возрос, многие стали систематизировать процессы.

Эти качества будут работать и окажутся эффективными тогда и только тогда, когда вы примените профессиональные умения. Если говорить о том, нужно ли учить этому и отдельно посвящать уроки, то не стоит. Времени на изучение образовательных программ и так не слишком много. Важно практиковать такие задания, которые смогут обучить soft skills: умению отстаивать точку зрения, критически оценивать информацию, работать в команде, строить коммуникацию и учитывать эмоциональное состояние собеседника.

Чем для вас удивительны современные школьники?

Открытостью. Часто замечаю это на уроках по вопросам информационной безопасности и цифровой грамотности, которые проводит «Лаборатория Касперского». Дети почти с рождения вращаются в соцсетях, для них нет ничего необычного в том, чтобы постоянно рассказывать что-то о себе и своих близких в интернет-пространстве. И нам важно научить ребят цифровой грамотности и сделать так, чтобы эта открытость не навредила им же самим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли какие-то элементы, от которых вы бы отказались, поскольку они малоприменимы к новому поколению и времени?

После дистанта особенно стала ясна важность практикоориентированного целостного образования. Например, в восьмом классе в гимназии перешли в 2020 году к изучению биологии, физики и химии в рамках междисциплинарного практикума. Один день в неделю ученики занимаются только предметами естественно-научного цикла. Их работа начинается с установочной лекции преподавателя или сотрудника одного из университетов-партнеров, далее проводится практическая работа в малых группах и защита проекта. Такой формат дает теоретические основы предмета и формирует опыт командной работы и взаимообучения.

Также заметили, что дистант провоцирует к контрольным работам. Все время хочется замерить уровень, зафиксировать продвижение. Но это опасно, это подменяет учебу вечным экзаменом. Важно дать ученикам возможность освоить материал в своем привычном темпе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мода на домашнее и семейное обучение влияет на систему образования?

Важно понимать, что далеко не у всех есть возможность дать своим детям домашнее образование. Нужен высокий уровень культуры и образования у родителей, педагогические навыки, желание организовывать и контролировать весь процесс. Школа же не только решает задачу освоения определенного знания, но и социализирует ученика. Причем процессы эти трудно разделить. Порой ребенок учится в сфере сверстников эффективнее, чем в одиночку. И семейное обучение должно искать и создавать специальные форматы для социализации, которые в школе присутствуют естественным образом.

Современная школа становится интегратором успешных образовательных практик, «экспертом», который соединяет многообразие способов получения образования: в школе, музее, театре, на практике, дома. Школа должна открыться миру, только тогда она останется конкурентоспособной.

Действительно ли эти методы эффективнее обучения в классе? Как изменилась роль учителя в этой связи, требуются ли дополнительные навыки?

Эффективность форматов домашнего обучения лично для меня под вопросом. Но важно понимать, что есть категории детей, для которых именно такие формы наиболее подходящие. Традиционно это ребята, испытывающие серьезные проблемы со здоровьем. Есть дети, которым в силу психологических особенностей трудно находиться в большом коллективе. А есть, наоборот, очень способные, готовые двигаться в собственном темпе, нацеленные на результат. Например, спортсмены и музыканты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, учитель для таких детей, да и вообще для современных школьников, — это уже в меньшей степени тот, кто открывает учебник и зачитывает вслух параграф. А в большей степени — наставник, который проектирует образовательную среду, мотивирует, готов выстраивать персонализированные образовательные маршруты для каждого.