В натуральную величину: как искусство и красота меняют мир к лучшему

Даже в эпоху прогресса мы не можем существовать отдельно от природы. Куда лучше жить в согласии с ней. Однако все не так просто. Это трудно признать, но почти каждый шаг в повседневной жизни ведет к убийству планеты. Проблемы экологического кризиса и защиты окружающей среды во все времена будоражили умы людей из мира искусства: каждый из них на свой манер стремился привлечь внимание общественности к бедствиям, которые терпит природа. Вместе с бьюти-брендом Clarins — одним из первопроходцев на пути устойчивого развития и осознанного потребления — мы вспомнили арт-проекты, которые призывали всех и каждого задуматься о том, как облегчить участь зеленой планеты.
T

В натуральную величину:

Как искусство и красота меняют мир к лучшему

Природа — неиссякаемый источник вдохновения для людей искусства. А еще без нее не может существовать индустрия красоты. Рассматриваем наиболее примечательные арт-проекты с акцентом на экологическую повестку вместе с Clarins — хедлайнером бьюти-индустрии в сфере устойчивого потребления и защиты окружающей среды.





Wolfgang Volz/Christo and Jeanne-Claude Foundation

Даже в эпоху прогресса мы не можем существовать отдельно от природы. Куда лучше жить в согласии с ней. Однако все не так просто. Это трудно признать, но почти каждый шаг в повседневной жизни ведет к убийству планеты.

Едва проснувшись, мы включаем свет и увеличиваем нагрузку глобальной сети энергопотребления. Сотни тысяч электростанций во всем мире выбрасывают килотонны теплого воздуха, создающего парниковый эффект. Потом — в ванную. Приятно стоять под теплым душем, не обращая внимания на то, что в геометрической прогрессии на земле иссякают запасы чистой пресной воды. Леса становятся заложниками нашей привычки каждый день листать свежую прессу. В среднем на изготовление 1 тонны бумаги уходит 17 деревьев. Днем — кофе на работе из пластиковых стаканчиков. Вечером — поход в магазин за продуктами, которые мы несем домой в полиэтиленовых пакетах.



Если ничего не предпринимать, в течение ближайших 20 лет количество накопленных в океанах пластиковых отходов может достичь 600 миллионов тонн! Мы хотим разнообразной еды, мощных машин, модной одежды, красивой жизни... Остановиться не получается. Но возможности планеты на пределе. На наш век, скорее всего, хватит. Но с чем останутся следующие поколения?


Проблемы экологического кризиса и защиты окружающей среды во все времена будоражили умы людей из мира искусства: каждый из них на свой манер стремился привлечь внимание общественности к бедствиям, которые терпит природа. Вместе с бьюти-брендом Clarins — одним из первопроходцев на пути устойчивого развития и осознанного потребления — мы вспомнили арт-проекты, которые призывали всех и каждого задуматься о том, как облегчить участь зеленой планеты.






1

1

Христо и Жанна-Клод,
Surrounded Islands (1980–1983)

Этот художественный дуэт известен своими масштабными «предметно-ориентированными» инсталляциями. Несмотря на то что в основу проектов Христо и Жанны-Клод были заложены преимущественно эстетические задачи, зачастую их работы сопровождались особым отношением к природе. Так, 7 мая 1983 года неподалеку от Майами-Бич на суд публики была представлена их инсталляция Surrounded Islands. Для этой работы художники использовали 603 870 квадратных метров розовой ткани, которой они «обернули» острова в заливе Бискейн. Эти тканевые «плоты» качались на волнах в течение двух недель. Арт-проект оказал благотворный эффект на экологию местности — за это время его команда собрала около 40 тонн мусора, который плавал вокруг или оказался на островах.






Wolfgang Volz/Christo and Jeanne-Claude Foundation

Ответ Clarins:
проект «Пластиковая Одиссея»

Ситуация с загрязнением Мирового океана пластиком обретает катастрофические масштабы: ежегодно в его воды сбрасывается около 11 миллионов тонн пластиковых отходов. Эти мусорные горы образуют целые острова, которые дрейфуют в открытом море. Это сложно представить, но величина одного такого острова уже достигла размера трех Франций! Говорим ли мы о 3% пластика, плавающего на поверхности океана, или об оставшихся 97%, распадающихся на микрочастицы, которые оседают на дне, — и то и другое наносит колоссальный вред флоре и фауне морей и прибрежных зон: животные запутываются в сетях или пакетах, попадая в пластиковый «капкан». Под воздействием соли, ультрафиолета и течений пластик распадается на микроскопические фрагменты, которые проникают в пищеварительную систему морских обитателей: черепах, птиц и млекопитающих. Наконец, микропластик меняет состояние грунта, что, в свою очередь, отрицательно влияет на здоровье животных и в разы повышает риск проникновения химических веществ в почву.


Пока другие хватаются за голову, Clarins принимает решительные меры: с 2017 года бренд оказывает спонсорскую поддержку проекту «Пластиковая Одиссея» (Plastic Odyssey). Речь о 40-метровом катамаране, на борту которого установлено простое, но эффективное оборудование, способное перерабатывать пластмассу прямо посреди океана. Команда судна прокладывает маршрут между наиболее загрязненными континентами, утилизирует пластиковые отходы и ведет просветительскую деятельность среди жителей прибрежных зон. В ноябре 2021 года «Пластиковая Одиссея» взяла курс на Египет, Тунис и Марокко. В общей сложности катамаран будет находиться в море три года и за это время посетит более 30 стран на трех континентах. Наряду с поддержкой проекта «Пластиковая Одиссея» Clarins прикладывает все усилия, чтобы к 2025 году прийти к 100%-ной пластиковой нейтральности: бренд еще в 1999 году отказался от пластиковых пакетов, а в 2014-м сказал твердое «нет» пластиковым микрогранулам в отшелушивающих средствах для тела и лица.





2

Агнес Денес,
Wheatfield — A Confrontation: Battery Park Landfill, Downtown Manhattan (1992)

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:253,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:253,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Агнес Денес — одна из первых художниц в сфере паблик-арт, которая сфокусировалась на экологических проблемах. Ради своего самого известного произведения Wheatfield — A Confrontation Денес буквально «оживила» землю пустыря в нижнем Манхэттене, засадив ее пшеницей. При поддержке Public Art Fund процесс создания работы включал в себя уборку территории, покрытие ее новым слоем почвы и установку ирригационной системы для поддержания роста пшеницы. К началу осени художница собрала более тысячи фунтов зерна, которые затем были отправлены в 28 городов мира в рамках проекта The International Art Show for the End of World Hunger.







John McGrall/Courtesy of the artist and Leslie Tonkonow Artworks + Projects

{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:242,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:242,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Ответ Clarins:
экологически чистый
участок Domain Clarins

Участок Domaine Clarins в самом сердце Альпийских гор на высоте 1400 метров — это эталонная с точки зрения экологии лаборатория Clarins под открытым небом и исключительный источник органического сырья для культовых бьюти-средств бренда.

Здесь все подчинено естественным природным ритмам: растения выращиваются по сезонам в условиях исключительной чистоты земли, воздуха и воды. Поля возделываются с помощью лошадей во избежание травмирующего воздействия на почву, которое оказывает любая техника. Растениям создаются идеальные условия. Как результат — в формулы средств Clarins попадают только экологически чистые и предельно эффективные компоненты.





{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:40,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:40,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

3

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:253,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:253,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Йозеф Бойс,
7000 Oaks at Documenta VII (1982)

В рамках арт-проекта авторства Йозефа Бойса в 1982 году в немецком городе Кассель было высажено 7000 дубов. При этом рядом с каждым деревом был установлен базальтовый камень в форме колонны. Художественная практика Бойса была ответом на активную урбанизацию города. Проект преследовал цель создать «схему» посадки деревьев, которая могла бы распространиться по всему миру и тем самым стать образцово-показательным примером важной экологической и социальной инициативы.






{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:-6,"y»:777,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:777,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

AKG Images/East News

Ответ Clarins:
проект по высадке
лесов Pur Project

Восстановление лесов и агроэкология — еще один приоритетный вектор деятельности Clarins в рамках защиты окружающей среды и сохранения биоразнообразия. Главным партнером французского бренда на этом пути стала ассоциация Pur Project, основанная в 2008 году Тристаном Лекомтом и занимающаяся привлечением компаний к финансированию различных социальных и экологических программ. В рамках этого сотрудничества компания Clarins инициировала проект по восстановлению лесов Seeds of Beauty. Благодаря ему начиная с 2012 года по всему миру было высажено 536 000 деревьев.





{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:40,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:40,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

4

Проект Биеннале
The Same Sea на финском
острове Валлисаари
(2021)

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:253,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:253,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Главные кураторы Helsinki Biennial 2021 Пирко Сиитари (Pirkko Siitari) и Тару Таппола (Taru Tappola) не случайно выбрали название The Same Sea («Одно и то же море») — это метафора того, что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо, что становится все более очевидным на фоне набирающего обороты экологического кризиса и пандемии коронавируса.
Как следствие, темы работ художников вращались вокруг взаимоотношений человека с природой, нашей связи с окружающим миром и эмпатии.






{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:-6,"y»:777,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:777,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Maija Toivanen/HAM/Helsinki Biennial 2021

Ответ Clarins:
политика корпоративной социальной ответственности


Природа для Clarins — неиссякаемый источник вдохновения. Она питает исследования и инновации компании, а также дарит необходимые ингредиенты для всех средств ухода и макияжа. Именно поэтому Clarins считает своим долгом заботиться о природе и стараться вернуть ей все то, что она дает нам. Корни бренда там, где «устойчивая красота» отвечает конкретным обязательствам. А потому социальные и экологические проекты Clarins — это не эпизодическая благотворительность, а незыблемая константа и стиль жизни. Так, в 2020 году компания достигла нулевого выброса углерода и планирует снизить свой углеродный след еще на 30% к 2025 году. Благодаря акценту на органическое земледелие 81% активных компонентов Clarins имеет растительное происхождение, а база ингредиентов компании насчитывает 208 растений, выращенных на территориях с кристально чистой экологией. Взяв под крыло сохранность биоразнообразия, Clarins не обделяют своей заботой и тех, кто нуждается.


В странах с низким уровнем жизни бренд осуществляет сразу несколько программ. Их цель — не просто оказывать помощь, а поощрять справедливую торговлю с развивающимися странами, покупать товары у производителей по справедливой цене, использовать устойчивые методы производства, стоить школы и больницы, предоставлять работникам надлежащие условия труда. Ежедневно Clarins претворяет в жизнь девиз своего основателя Жака Куртена-Кларанса: «Красота имеет смысл, только если она сопровождается великодушием, доброжелательностью и человечностью». Так она в очередной раз спасает мир. И в этом нет никаких сомнений.





{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:40,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:40,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Команда проекта


Менеджер проекта:

Александра
Тимощук

Автор:

Юлия
Самошкина

Арт-эксперт:

Полина-Виктория Тимощук


Автор идеи:

Алина Акопова

Дизайн:

Анастасия Бекасова

Фоторедактор:

Ольга
Голикова

{"width»:1291,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1290
false
true
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: Arial; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}