Один из главных вопросов, которые интересуют обывателей: как можно коллекционировать то, у чего потенциально бесконечный тираж? Поэтому первое заблуждение о коллекционировании фотографического искусства сводится к тому, что коллекционеры собирают негативы. В действительности это не так. Любой фотограф, который работает на этом рынке, сделав фотографию, заявляет тираж ее отпечатков — например, 12. Это означает, что будет отпечатано всего 12 фотографий определенного размера на определенной бумаге, каждая из которых будет нести порядковый номер и подпись фотографа (или его доверенного лица в случае смерти фотографа) на обратной стороне. Таким образом, количество фотографий ограничено, а их подлинность подтверждена документально. Естественно, чем меньше тираж, тем больше будет цена каждого отдельного экземпляра.

Самая дешевая — первая фотография в тираже, ведь у коллекционеров остается еще много возможностей купить другие отпечатки. Но по мере того, как они продаются, цены возрастают от номера к номеру. Каждый фотограф работает с несколькими профессиональными фотогалереями, которые предлагают его работы коллекционерам и рекомендуют момент для продаж новых серий автора. Фотографы не стремятся продать отпечатки как можно быстрее, ведь их известность и популярность в мире растет по мере того, как у них проходят выставки, они участвуют в галереях, сотрудничают с известными журналами и получают награды. А вместе с известностью растет и цена их фотографий.

Естественно, на цену влияет и состояние отпечатка. Поэтому фотографии, как и любое другое искусство, нужно хранить определенным образом. Фотографии не терпят попадания прямого солнечного света и высокой влажности. Не обязательно хранить отпечатки в сейфе, но и вешать их напротив окна или в бассейне — плохая идея. Известны случаи, когда фотографии снимались с аукциона после того, как галеристы, представлявшие интересы коллекционеров, обращали внимание на неудовлетворительное состояние отпечатка.

Центр мирового рынка фотографического искусства — США. За океаном первая профессиональная галерея, которая занимается фотографией, открылась в 1905 году. Говорить о том, что в СССР не было коллекционирования фотографий, неправильно, но советский рынок был замкнутой системой, которая существовала отдельно от мирового.

Когда в 1990-е годы страна открылась миру, то взаимопроникновение пошло с обеих сторон. Обеспеченные россияне начали покупать фотографии за рубежом, а иностранные коллекционеры приезжали в Россию и за копейки вывозили шикарные коллекции, которые здесь собирали десятилетиями. В России первая галерея фотографического искусства заработала в 2001 году, когда в ЦДХ открылась Галерея Люмьер, основанная Натальей Григорьевой-Литвинской.

Сейчас, по словам Литвинской, тема советской фотографии в общемировом контексте уже неактуальна. Современное искусство Китая, Индии, арабского региона поражает темпами развития и новыми высказываниями, которые трогают мир намного больше, чем советское прошлое. Монархии Персидского залива вкладывают большие деньги в проведение выставок и организацию галерей, которые должны помочь местным фотографам заявить о себе.

Одновременно с этим в последние годы в мире наблюдается бум интереса к современному искусству в целом и фотографии в частности. Цены на топовых фотографов буквально за пару лет взлетели от десятков процентов до нескольких раз. Но при этом нужно помнить, что рынок цикличен — в середине прошлого десятилетия объем мирового рынка фотографического искусства сократился с $30,6 млн в 2013 году до $12 млн в 2016-м. Поэтому для создания коллекции без помощи профессионалов рынка не обойтись. Галеристы помогут собрать коллекцию как с искусствоведческой, так и с инвестиционной точки зрения. Но отдать создание коллекции на аутсорсинг все равно не получится.

«Коллекционирование актуального искусства — это риск, если мы про деньги. Но это еще и замечательные эмоции, прекрасные люди, которые вас окружают, абсолютно другое качество жизни. И в большинстве случаев рано или поздно это большая любовь и большая часть твоей жизни. Коллекционирование — это не акции, которые можно доверить менеджеру. Это твое личное время, твои пристрастия», — рассказала Наталья Григорьева-Литвинская в интервью журналу «Robb Report Россия».

В России Галерея Люмьер остается одним из лидеров рынка классического фотографического искусства и спустя 20 лет после своего создания. С галереей работают обладатели самых интересных коллекций в России, при этом в собственных фондах галереи — более 12 000 работ.

аталья Григорьева-Литвинская (Галерея Люмьер), Андрей Золотов и Екатерина Крылова (Robb Report)
Наталья Григорьева-Литвинская (Галерея Люмьер), Андрей Золотов и Екатерина Крылова (Robb Report)

Поэтому именно в Галерее Люмьер прошло мероприятие «Гостиная Robb Report. Коллекционирование», которое было посвящено коллекционированию фотографического искусства. Главной героиней вечера выступила сама Наталья Григорьева-Литвинская, с которой пообщался главный редактор «Robb Report Россия» Андрей Золотов. В рамках паблик-тока они обсудили, насколько привлекательно фотографическое искусство с точки зрения инвестирования, есть ли на этом рынке подделки, на каком уровне находится коллекционирование фотографий в России и какова в этом роль галеристов.

За настроение гостей отвечал Highland Park — шотландский бренд с Оркнейских островов, история которого насчитывает более 200 лет.