История мемфиса: как революционный стиль 1980-х навсегда изменил мир дизайна

Мемфис — одно из протестных художественных направлений, которое появилось в Италии благодаря интернациональной группе дизайнеров и архитекторов. Оно бросило вызов скучным формам в интерьере, объединив китч с высоким искусством и смело экспериментируя с цветом и геометрией. Этакая безумная смесь уютных и симметричных декораций из фильмов Уэса Андерсона с эксцентричными сценическими образами Дэвида Боуи. В совместном проекте с LG рассказываем историю появления провокационного движения, которое просуществовало меньше десяти лет, но продолжает вдохновлять дизайнеров по всему свету.
T


ИСТОРИЯ

МЕМФИСА:

Как революционный стиль 1980-х
навсегда
изменил мир дизайна

Мемфис — одно из протестных художественных направлений, которое появилось в Италии благодаря интернациональной группе дизайнеров и архитекторов. Оно бросило вызов скучным формам в интерьере, объединив китч с высоким искусством и смело экспериментируя с цветом и геометрией. Этакая безумная смесь уютных и симметричных декораций из фильмов Уэса Андерсона с эксцентричными сценическими образами Дэвида Боуи. В совместном проекте с LG рассказываем историю появления провокационного движения, которое просуществовало меньше десяти лет, но продолжает вдохновлять дизайнеров по всему свету.


От домашней вечеринки
до
международного движения

Милан, декабрь 1980 года. Молодые дизайнеры и архитекторы из Италии, Франции и Великобритании собрались в гостиной своего коллеги Этторе Соттсасса. Они обсуждают современный дизайн и сетуют на его излишнюю строгость и отсутствие индивидуальности.

Их недовольство понятно в контексте эпохи. На дворе период развития технологий и восстановления экономики после кризисов 1970-х. Послевоенный минимализм не исчез, но приобрел налет сдержанной элитарности и богатства. Интерьеры не меняются годами: в домах по-прежнему торжествуют четкие линии и простые цвета.

63-летний Соттсасс — итальянская звезда. Он прославился красной пишущей машинкой Olivetti, выпущенной ко Дню святого Валентина в 1969 году. Некоторым его гостям немного больше 20. Они решают объединиться и восстать против бежевых диванов, обтянутых кожей, и стеклянных столов с хромированными ножками.

Для создания нужного настроения, включите песню Боба Дилана, с которой всё началось


<iframe frameborder="0" width="350" height="80" src="https://music.yandex.ru/iframe/#track/646070/496730">Слушайте Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again — <a rel="noopener" href="https://music.yandex.ru/artist/1665" title="Bob Dylan">Bob Dylan</a> на Яндекс.Музыке</iframe>

Клубился сигаретный дым, изредка звенели бокалы. Идея захватила тусовку, и никто не удосужился сменить пластинку: скрипучим голосом Боба Дилана она проигрывала одну и ту же песню раз за разом: «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Мемфис — древнеегипетский город и столица рок-н-ролла в штате Теннесси, где записывали свои лучшие пластинки Элвис Пресли, Джонни Кэш и другие. Подходящее название для творческой группы, которая решила столкнуть лбами высокое искусство и популярную культуру.

Так началась одна из самых невероятных историй успеха в дизайне.

Шалость удалась:
как дерзкая пародия превратилась в искусство

Спустя несколько месяцев состоялась первая выставка из 55 диковинных предметов. И хотя дизайнеры не придерживались четких правил, некоторые общие черты у этих вещей определенно были.

Мебель странной формы, часто неудобная, сделанная из дешевых материалов и при этом названная в честь роскошных отелей, была просто насмешкой над стремлением элиты к комфорту и шику. Главное правило мемфисского движения — никаких правил. Теперь материалы используют не по прямому назначению: паркетной доской украшают потолок, а столешницу выкладывают керамической плиткой. Расцветка шокирует: никогда раньше в интерьере не использовали такое буйство красок. Предпочтение группа «Мемфис» отдала конфетным цветам: от ярких и даже неоновых до пастельных тонов. Изобилие высококонтрастных узоров — от геометрических фигур до абстрактных закорючек — еще одна составляющая стиля. Как будто Баухаус (немецкая архитектурно-художественная школа, провозгласившая в начале XX века доктрину формализма) поженили с Fisher-Price (компания, производящая детские игрушки) — так охарактеризовали мемфис современники.

Соттсасс и компания создали забавный футуристический дизайн. Удивительно, но, устремляясь в будущее и отвергая современность, участники творческой группы неизменно обращались к прошлому, заимствуя культовые элементы из разных направлений. В мемфисе можно увидеть отсылки к абстрактным формам кубизма, геометрии ар-деко и движения «Де Стиль», красочности поп-арта.


Соттсасс никогда не говорил об этом прямо, но, кажется, у него был еще один важный источник вдохновения. В 1960-х и 1970-х годах он несколько раз посетил Южную Индию. Там, в городе Тируваннамалай, до сих пор стоят удивительные разноцветные дома с узорами. Можно даже подумать, что эти фасады оформлял дизайнер из мемфисской группы, если бы не одно но: самые новые из них построены за 40 лет до появления движения.

{"points»:[{"id»:8,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:90}},{"id»:10,"properties»:{"x»:0,"y»:261,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:90}}],"steps»:[{"id»:9,"properties»:{"duration»:261,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:8,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:90}},{"id»:10,"properties»:{"x»:0,"y»:261,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:90}}],"steps»:[{"id»:9,"properties»:{"duration»:261,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Шутка,
которая зашла
слишком далеко


Ажиотаж, вызванный группой «Мемфис» в Милане, постепенно добрался и до американских берегов. В 1982 году на первую в США выставку творчества коллектива собралась очередь из 3 тысяч человек. Стиль быстро нашел сторонников среди знаменитостей. В 1983-м Карл Лагерфельд полностью обставил мемфисской мебелью свою квартиру в Монако. Страстным собирателем этих предметов интерьера был Дэвид Боуи — давний поклонник творчества Этторе Соттсасса. Неудивительно, ведь до начала музыкальной карьеры он изучал искусство и дизайн. После смерти рок-легенды больше сотни предметов из его коллекции распродали на аукционе Sotheby’s за $1,7 млн.


Мемфис оставил значительный отпечаток в поп-культуре после того, как добрался до Центральной Америки. В 1980-х он стал излюбленным стилем в дизайне американских кафе. Пример можно увидеть в фильме «Назад в будущее II». Отдельного внимания заслуживает комедия «Безжалостные люди» с Дэнни Де Вито и Бетт Мидлер в главных ролях: эстетика мемфиса пронизывает его насквозь — она присутствует в декорациях, костюмах героев и даже титрах.

Хотя мемфис начался с мебели, он быстро распространился на искусство, графический дизайн и моду. В логотипах MTV 1980-х годов было множество мемфисских узоров. И даже самые первые Apple watch, вышедшие в 1995 году, выглядят как детские часики, а не как деловой аксессуар.

Мемфисский ренессанс

Эстетика «Мемфиса» царствовала недолго: в 1988 году группа официально прекратила свое существование. По мнению Соттсасса, такова судьба каждой сильной идеи. Подобно молнии, они ярко вспыхивают и быстро гаснут.

По сей день мемфис продолжает оставаться источником вдохновения не только для дизайнеров интерьера. Узнаваемые цвета и узоры неплохо смотрелись на Кэти Перри в коллекции Dior осень–зима 2011. Четкие шрифты без засечек, пастельная палитра и мультяшные фигуры — так направление просочилось в интернет. Этот игривый стиль веб-дизайна, который особенно любят технологические корпорации вроде Google и Facebook, назвали «Корпоративный мемфис».




{"points»:[{"id»:13,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:15,"properties»:{"x»:0,"y»:338,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:14,"properties»:{"duration»:338,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Оригинальные предметы до сих пор украшают реальные интерьеры. Майли Сайрус хранит любимое чтиво в легендарном книжном шкафу Carlton, домашние вечера Кары Делевинь в гостиной ее британского дома освещает торшер Callimaco, а Белла Хадид делает свои идеальные селфи в зеркале Ultrafragola.

Сегодня мемфис переживает очередную волну популярности. Мало кто любит острый соус в качестве основного блюда, поэтому дизайнеры рекомендуют использовать элементы стиля дозированно, в качестве акцентной детали, или выбирать неомемфис — укрощенный вариант изначального протестного дизайна с более плавными формами и сдержанными цветами.


В состав мемфисской группы вошли деятели искусств со всего мира — от Лос-Анджелеса до Токио. Одним из самых ярких представителей движения был Алессандро Мендини, увековечивший свое имя в больших и малых формах: от знаменитого кресла «Пруст» до мемориала «Башня Рая» в Хиросиме и музея Groninger в Нидерландах. В 2018 году главный бунтарь итальянского дизайна начал работать вместе с LG, а после его смерти в 2019 году компания выпустила лимитированную партию штопоров по оригинальным эскизам мастера.


{"points»:[{"id»:7,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:12,"properties»:{"x»:127,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:11,"properties»:{"duration»:64,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

В работе над новыми продуктами дизайнеры LG продолжают опираться на философию Алессандро Мендини и стремятся к максимальной гармонии функциональности и дизайна. В 2021 году они получили награду одной из крупнейших международных премий в области дизайна Red Dot за линейку персонализированных холодильников LG Objet Collection.



Как основатели мемфиса, устроившие революцию в дизайне 1980-х, LG совершает переворот на кухне, превращая бытовую технику в предметы интерьера. Новые модели холодильников LG дают возможность играть с формами и цветами, позволяя собрать уникальную комбинацию.


LG Objet — это коллекция-конструктор. Только вы решаете, что вам нужно: автономная камера (холодильная или морозильная) или мультидор (классическая многодверная модель). А минималистичный дизайн в стиле неомемфис, необычное покрытие из дымчатого стекла и нейтральные расцветки идеально впишутся в любой интерьер. Что выберете вы: классический серебристый, сдержанный бежевый или незаурядный мятный?

За красивым фасадом скрывается современное и многофункциональное устройство. «Мемфис» смешивает высокое искусство с поп-культурой, а LG миксует стиль и передовые технологии. В холодильниках LG Objet Collection сохранены все лучшие характеристики. Управлять функциями холодильника можно на расстоянии через смартфон. Технология DoorCooling+ позволяет охлаждать продукты быстро и равномерно, в том числе те, что хранятся в двери, продлевая их свежесть. Неизменной осталась и премиум-функция InstaView в мультидоре, позволяющая заглянуть внутрь холодильника, просто постучав по дверце. Там, кстати, все по полочкам: есть полка для вина, складная полка (теперь все поместится) и стильная металлическая отделка: эстетика в новых моделях выдержана не только снаружи, но и за дверьми.


Благодарим галерею Эритаж за помощь в организации съемки и онлайн-платформу
Manner and Matter за предоставление мебели. А также хотим сказать спасибо
интернет-магазину DesignBoom за предоставление предметов декора.




Команда проекта


Фотограф:

Алексей Константинов


Продюсер:

Александра Седова


Автор:

Анастасия Магрицкая


Автор идеи:

Алина
Акопова


Сет-дизайнер:

Наталья Обухова


Редактор:

Алена
Анюхина


Дизайнер:

Анастасия
Бекасова

{"width»:1291,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
default
true
960
1290
false
true
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}