Как переставить образование на новые рельсы: история Вадима Мошковича

Шестой герой совместного проекта Правила жизни и подкаста «180 градусов» студии Brainstorm в партнерстве со Sber Private Banking — совладелец одного из крупнейших агрохолдингов России «Русагро». В его активах — девять сахарных заводов, крупный животноводческий кластер, производство мяса, маргарина, майонеза. Ничто не предвещало крутого поворота: в 2018 году Мошкович открыл школу «Летово», где собраны лучшие российские и мировые практики для одаренных детей страны. Как признается сам бизнесмен, в какой-то момент он понял: настало время делиться. Бизнес строить он научился, команды собирать — тоже. На горизонте виднелась новая непокоренная высота — сфера образования.
T
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:-6,"y»:10,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:66,"y»:172,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:37}},{"id»:7,"properties»:{"x»:-96,"y»:468,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:91}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:162,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:8,"properties»:{"duration»:296,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:100,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:false}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

глава ГК «Русагро» и идейный вдохновитель школы «Летово»

Шестой герой совместного проекта Правила жизни и подкаста «180 градусов» студии Brainstorm в партнерстве со Sber Private Banking — совладелец одного из крупнейших агрохолдингов России «Русагро». В его активах — девять сахарных заводов, крупный животноводческий кластер, производство мяса, маргарина, майонеза. Ничто не предвещало крутого поворота: в 2018 году Мошкович открыл школу «Летово», где собраны лучшие российские и мировые практики для одаренных детей страны. Как признается сам бизнесмен, в какой-то момент он понял: настало время делиться. Бизнес строить он научился, команды собирать — тоже. На горизонте виднелась новая непокоренная высота — сфера образования.

{"points»:[{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:11,"properties»:{"x»:0,"y»:981,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:10,"properties»:{"duration»:981,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
<iframe src="https://www.buzzsprout.com/912196/9746991-?client_source=small_player&amp;iframe=true" loading="lazy" width="100%" height="200" frameborder="0" scrolling="no" title="180 градусов, Вадим Мошкович | как переставить образование на новые рельсы и построить школу «Летово»"></iframe>

Слушать полную версию интервью в подкасте «180 градусов» студии Brainstorm

В 61-м форбсе помимо прочего привлекает адекватная самооценка: в малочисленных интервью Вадим Мошкович так или иначе подчеркивает, что человек он не особо интересный, все, чем наградила природа, — бизнес-талант.

Неясно, учат ли такому отношению к себе в знаменитой 57-й школе, воспитывающей без преувеличения звезд разных сфер. Помимо Мошковича ее окончили плеяда выдающихся ученых, таких как Андрей Козаржевский, Константин Сонин, Виталий Арнольд и другие. Но любознательность, трудолюбие и, если хотите, софт-скиллс преподают наверняка. Мошкович вспоминает школьные годы с большой теплотой. Особенно любимого учителя — Рафаила Калмановича Гордина, который настолько вдохновлял учеников, что они порой его превосходили. Например, Вадим любит рассказывать, как Миша Финкельберг (выпускник Гарвардского университета и профессор факультета математики НИУ ВШЭ) решил стереометрическую задачу, а Гордин не понял как.

На излете 1980-х Мошкович поступил в МИРЭА и начал первый «бизнес» — торговал компьютерами. «Развалился Советский Союз, на месте него ничего не было, тем более понятия "бизнесмен", — отвечает Вадим на вопрос о серьезности первого дела. — Была пустая поляна, на которой никто ничего не понимал: ни что такое бизнес, ни что такое менеджмент, ни что такое система управления. Я свернул на это поле с абсолютно понятной траектории: на кафедре занимался компьютерной томографией. Мы писали программы определения качества ракетных двигателей и поиска, например, пустот в двигателе или еще каких-то некачественных вещей. А тут вдруг новый мир с нулевой стартовой точкой». Потом случилась недолгая работа на товарно-сырьевую биржу Константина Борового и, собственно, «Русагро». Параллельно Мошковича увлекло строительство: до 2015 года ему принадлежала компания «Масштаб» — крупнейший застройщик Новой Москвы (в активах — около 3 тыс. гектар земли). Впоследствии «Масштаб» трансформировался в Level Group и переориентировался на клубные дома в старой Москве.

Со строительством же связана одна из самых крупных неудач бизнесмена. В конце нулевых Вадим загорелся идеей «Города Солнца» в Коммунарке: референсом служил калифорнийский город Ирвайн с университетом в качестве сердечной мышцы. Не случилось. Точнее, не случилось в первоначальном виде: «Подвело мое нетерпение, — признается Мошкович. — Проект уже несколько раз трансформировался. Например, мы передали участок в 100 га МИСИСу, после МИСИСа этот участок перешел Педагогическому университету». Но вряд ли узкоспециализированный университет мог стать центром притяжения. В чем Мошкович был уверен, так это в том, что образование — основа развития страны, на котором нельзя зарабатывать, но в которое нужно вкладываться. И он вкладывается. В 2021 году его объем инвестиций в школу-пансион «Летово» приблизился к 20 миллиардам рублей, включая эндаумент. В этом году школа заняла второе место в рейтинге лучших частных IB-школ мира по версии Global Top IB School, уступив 0,3 балла колледжу Святого Павла в Гонконге.


«Изначально я хотел построить 57-ю школу, а не "Летово", но в процессе оказалось, что можно добавить много новых практик из британских, сингапурских и финских школ», — признается бизнесмен.

Пока что набор в «Летово» ведется с седьмого класса, но в 2023 году откроется детский сад Letovo.Kids и начальная школа Letovo.Junior. Кстати, уже сейчас и до 15 февраля идет набор на подготовительные курсы для детей 5-6 лет, которые станут первоклассниками Letovo.Junior.

«Мы четко понимаем, что, как, когда хотим делать. Пишем бизнес-план — не могу назвать его строго академическим или образовательным. В центре внимания — ребенок и его развитие. Дальше — два важных элемента, на которых базируется образовательный процесс: это команда учителей с выстроенными методиками преподавания, а также проектная работа», — говорит Мошкович.

При таком размахе и очевидном успехе особенно интересно, что на вопрос «Какой совет вы бы дали себе из прошлого по поводу "Летово" с высоты текущего опыта?» Мошкович отвечает: «Вообще даже не связываться с этим».

Мы пообщались с Вадимом Мошковичем о его главном детище, об одаренных детях, о роли учителя в жизни и о философском отношении к неудачам.



{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:617,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:617,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про теорию

поколений

Не существует никакого особенного, гениального поколения. Есть только вектор самовыражения личности, который определяется каким-то историческим моментом. Ну и, конечно, роль личности в истории никто не отменял. Но за личностью стоит учитель — база любого образовательного процесса. Он прививает знания и открывает грани личности. Один из моих учителей в 57-й школе сказал: «Уйду на пенсию, как только перестану быть интересен детям». Я удивился: как он этот критерий измерит? Он ответил: «Я должен быть для ребенка "плюс бесконечность"». Понимаете, насколько это емкое и глубокое определение учителя? Это человек, олицетворяющий для ребенка Вселенную, он переворачивает мир ученика. Я убежден, что можно научить каждого, независимо от времени, в котором он родился, — важно, кто возьмется обучать.


{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:1144,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:1144,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про то, как найти

Свой путь


Человеком движет интерес. Я начинал с математических кружков — не потому, что был суперталантлив, а потому, что меня привлекла среда. Вообще советую ориентироваться на людей, способных применить свои знания больше чем в одной области. Это должны быть не «туннельные» люди, которые умеют думать, анализировать, умеют показать тебе то, что ты сам не видишь, — обратную сторону луны. У них другой тип мышления. С ними интересно взаимодействовать: ты с какой-нибудь проблемой живешь, обдумываешь ее, а потом приходишь к ним — и оказывается, решение на поверхности лежало, ты просто не там искал.


{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:538,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:538,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про образование


Вся моя жизнь сопряжена с образованием: 57-я школа, моя альма-матер, научила меня думать. Дальше был проект города с университетом в Коммунарке. Мне кажется, вообще, самое красивое и доброе — это инвестировать в детей и их развитие и образование. Я сам не перестаю учиться. Люблю пример Алисы в Зазеркалье, которая, чтобы оставаться на месте, бежала. Сегодня, если вы не учитесь, вас отбрасывает назад. Вы должны соответствовать меняющемуся миру.

При всей любви к обучению я не стремлюсь учить. Есть люди, которые долго, подробно и интересно умеют выражать свои мысли. Мне кажется, я таким талантом не обладаю. Мне кажется, я скучный.


{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:743,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:743,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про учителей

Представьте: в 57-й или любой другой школе есть учитель, удивительный. И пока он есть, знания в этой школе есть. Он уйдет — и знания уйдут. В случае с «Летово» это просто невозможно. У нас десятки преподавателей, по-разному преподающих свои предметы на одинаково высоком уровне. Я ратую за то, что учитель сам должен безостановочно развиваться. В «Летово» все учителя учатся минимум 100 часов в год. Это наш закон — учитель обязан учиться. И у каждого есть индивидуальный план развития, основанный на его специализации, психотипе, навыках и траектории, по которой он хочет двигаться. И этим в том числе мы отличаемся от любой другой школы.

На мой взгляд, невозможно учить детей, не имея специальной подготовки и профессионального знания. Даже если у тебя есть талант педагога — он как алмаз. Профессиональная подготовка — это огранка, превращение его в бриллиант. Помните, я говорил про учителя как про «плюс бесконечность»? Так вот, «плюс бесконечностью» может стать только личность, обладающая широким кругозором, небанальным мышлением, следующая безупречным моральным ценностям.

{"points»:[{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:11,"properties»:{"x»:0,"y»:372,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:10,"properties»:{"duration»:372,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:984,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:984,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про внеклассное

Развитие и диплом

«Летово»

Занять ребенка вне уроков — непростая задача. Сейчас мы организуем виртуальные дома, чтобы создать внутришкольную здоровую конкуренцию, как в «Гарри Поттере». У нас 154 внеакадемические активности. Детям это нравится, они настолько активны, что наша задача — не столько увлечь ребенка, сколько помочь ему с тайм-менеджментом. Дети не могут еще управлять собственным временем эффективно. Для этого мы ввели ограничение: ребенок не может взять большее количество часов внеакадемических занятий, чем предусмотрено его индивидуальным учебным планом. Более того, мы много внимания уделяем здоровью детей. Некоторые ученики прогуливают спорт, потому что никогда толком им не занимались. Более того, у них до «Летово» был один любимый предмет или несколько любимых предметов, которым они хотят и дальше посвящать все время, игнорируя спорт. Но мы развиваем ребенка всесторонне, поэтому каждый летовец просто обязан заниматься спортом.

Еще у нас есть диплом «Летово» — золотой, серебряный и бронзовый. Его нельзя получить, если ты упустил какую-то из областей развития. Мы надеемся, что университеты будут принимать диплом «Летово» как знак качества, поскольку он подтверждает самостоятельность, критическое мышление ребенка, готовность к командной работе, участие в социальных проектах и волонтерской деятельности.

Про стипендии во время учебы

И ОБУЧЕНИЕ

ЗА РУБЕЖОМ

{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:1649,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:1649,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Поскольку наш проект социальный, дети получают стипендию, если родители не могут оплачивать учебу в «Летово» и проживание в пансионе. Процесс устроен максимально прозрачно. Есть соглашение со Сбером, который делает скоринг доходов родителя и определяет сумму стипендии на обучение.

Если ребенок после выпуска из школы поступает в топ-25 мировых вузов, то он может получать стипендию от благотворительного фонда «Летово» на протяжении всего обучения, но после окончания обязан вернуться и отработать в России не менее четырех лет. Проект «Летово» сделан для России, а не для экспорта. Я хочу, чтобы дети возвращались и инвестировали полученные знания в свою страну.

В этом году у нас был первый, очень успешный выпуск: все поступили в вузы мечты. И на IB-треке мы получили стопроцентное поступление в топ-25 вузов мира. Никто такого не ожидал.

Также мы основали сообщество выпускников — «Летово Alumni». Это комьюнити, поддержка наших выпускников как в российских, так и в зарубежных вузах, сопровождение их карьерного трека. Мы хотим напрямую соединять наших ребят с крупнейшими российскими корпорациями и университетами, чтобы они могли проходить там практику.


{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:945,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:945,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:581,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:581,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про воспитательный

Процесс

На старте мы хотели выстроить траекторию успеха детей, обеспечить их поступление в топовые вузы. Но по мере обучения поняли, что настоящая цель — добиться отсутствия неуспеха.

Успех и отсутствие неуспеха — это абсолютно разные треки, навыки, требования. У детей есть циклы взлетов и падений — это абсолютно нормально. Но важно вовремя заметить системный провал и моментально «подхватить» ребенка, понять источник его проблемы и стабилизировать его. Успеваемость учеников «Летово» не может быть основанием для исключения. У нас нулевая терпимость лишь к нарушениям Кодекса поведения: нет буллингу, нет наркотикам, нет алкоголю.


{"points»:[{"id»:12,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:558,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:360,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:13,"properties»:{"duration»:558,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Про успех и ошибки

Когда у меня что-то не получалось, конечно, посещали сиюминутные мысли: «А может, к черту все это?» Но их побеждало упрямство. Иначе надо признать, что ты неуспешен, а это очень непросто. Без ошибок никто не обходится. Вопрос в том, сколько на каждую ошибку приходится правильных решений?

Я знаю, что не готов сойти с выбранного пути, сдаться, бросить все. Как говорится в известном афоризме, странно ожидать другого результата при одном и том же наборе действий. Если ты делаешь что-то и не достигаешь результата, меняй подход, не меняя цели.

Вообще, основное правило и в бизнесе, и в жизни — брать и делать. Как в том анекдоте: «Человек каждый день молился Богу и говорил: "Боженька, дай мне выиграть в лотерею!" И так целый год. В какой-то момент небеса разошлись, и Бог говорит: "Ну ты лотерейный билет купи!"».

И это главная правда — для достижения успеха надо много работать, просто так никогда ничего не дается.


основатель международной школы программирования «Алгоритмика»

сооснователь сервиса экспресс-доставки «Самокат»

Андрей

Лобанов

Родион

шишков

Ольга

ускова

ЕКАТЕРИНА

АЛЁХИНА

основатель и президент ГК Cognitive Technologies

первая в России женщина-шеф-повар со звездой Michelin

{"width»:1290,"column_width»:88,"columns_n»:10,"gutter»:45,"line»:20}
default
false
767
1300
false
false
false
[object Object]
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}